30 мая 2011 г. исполняется 165 лет со дня рождения Карла Густавовича Фаберже, одного из самых лучших мастеров ювелирного дела во всем мире.
ФАБЕРЖЕ… Это имя рождает образы роскоши, несметных богатств. За великолепием этого блестящего мира последних царей России стоял человек, всю свою жизнь посвятивший созданию бесценных сокровищ для императорской семьи, для которого стоимость и время не имели значения, а важным было лишь одобрение Императора.
Так гласит легенда, и в ней много истинного. но это не значит, что вся история правдива от первого слова до последнего.
Фаберже стал свидетелем одного из самых важных этапов истории Российского государства, но его работа соответствует более ранним традициям, зародившимся в 18 веке. Его произведения отражают достоинства умелого мастера: спокойствие и терпение, которые он сохранил в то время, когда Россия стояла на грани катастрофы; эпоха перемен, длившаяся уже более века, приближалась к своей кульминации – революции 1917 года.
Петер Карл Фаберже, которого называют последним великим золотых дел мастером, родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Он унаследовал небольшую ювелирную мастерскую, основанную его отцом, Густавом Фаберже, выходцем из Франции. Но прежде, чем начать трудиться в качестве ювелира Карлу пришлось очень много учиться – в Германии, Франции, Италии, Англии.
Когда Карл встал во главе фирмы (1870 г.) он принял смелое решение изменить стиль и переключиться с тяжелых и дорогих ювелирных изделий, модных в то время, на что-нибудь более легкое, чтобы красота изделия оказалась важнее стоимости материала.
Отказавшись от драгоценных камней и металлов, Фаберже стал использовать менее дорогие металлы и российские природные материалы: темно-зеленый нефритовый жадеит, искристый черный обсидиан, прозрачный горный хрусталь, темно-желтые тени авантюрина. Дерзкий ювелир использовал в своих работах даже некоторые породы российских деревьев.
Стиль Фаберже очень легко узнать, но описать практически невозможно. Он носит печать подлинной строгой элегантности, свидетельствующей о высочайшем мастерстве, которое, по сути, не бросается в глаза и проявляется только в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных и искусных сочетаниях различных оттенков золота во всех изделиях.
Помимо традиционных ювелирных изделий фирма Фаберже занималась бесплатной реставрацией Императорского Эрмитажа. С Эрмитажем связан и первый крупный придворный заказ – копии скифских золотых вещей из «Керченского клада».
Высококлассное исполнение работы привлекло внимание императора Александра ΙΙΙ, и Карл Густавович получил первый заказ императора - Императорское Пасхальное яйцо – один из тех потрясающих шедевров, которые никого не оставляют равнодушными.
1894 год стал годом триумфа фирмы: по заказу цесаревича Николая Фаберже исполнил великолепное жемчужное ожерелье стоимостью 166 500 рублей золотом для будущей императрицы Александры Федоровны. С тех пор на всех международных выставках работы Фаберже получали золотые медали.
Пиком славы дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, где Карл Густавович был одним из членов жюри, а его изделия экспонировались в отдельном зале. После этой выставки Фаберже получил звание Мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почетного легиона.
В 1911 году Карлу Густавовичу было даровано звание придворного ювелира. Он так и остался бы известным как замечательный мастер, прекрасный художник, но назначение на такую должность дало ему возможность стать легендарным.
Филиалы дома Фаберже открылись в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне. Начались поставки его изделий в Америку и на Ближний Восток. Он выполнял заказы для шведского, норвежского, датского, испанского, английского королевских дворов. В списках покупателей Фаберже значились богатейшие индийские магараджи и китайские мандарины.
В этот период в мастерских Фаберже трудились сотни мастеров, создававших тысячи произведений, чтобы удовлетворить невиданный спрос на них. Просто невероятно, что, несмотря на множество рук, все предметы имеют собственный – общий – стиль, свои черты, свой характер, что явилось результатом бдительного контроля самого Фаберже. Это единство стиля поражает еще более, если принять во внимание число изделий, созданных ювелиром. Их список открывают Императорские Пасхальные яйца, цветы, статуэтки, резьба по камню. Кроме того, фешенебельные салоны в России и за рубежом украшали часы, барометры, портсигары, спичечные коробки, рамки для картин, кнопки звонков, лорнеты, театральные бинокли, ножи для резки бумаги, булавки, всевозможные ящички, коробочки и шкатулки, чернильницы, сигаретницы, флакончики для духов, письменные приборы и многое другое.
Но мир уже менялся. Менялись и заказы. В период Первой мировой войны мастерские Фаберже изготавливали наградные подарки для отличившихся солдат и офицеров, а также броши из золота и бриллиантов со знаком Красного креста.
В марте 1918 года, убедившись, что работать в России стало невозможно, Карл Фаберже уезжает в Ригу, оттуда в Германию, затем в Швейцарию, где он и скончался 24 сентября 1920 года в возрасте 75 лет. Его прах был перенесен во Францию и захоронен в Каннах.
За всю историю дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. В России от коллекции, к сожалению, сохранилось лишь немногое.
Источники:
- Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Бакун Д.Н. – М. : Либерея-Бибинформ, 2001. – 632 с.
- Буф, Джон Фаберже / Джон Буф. – М. : Белый город, 2001. – 191 с.
Отдел литературы по искусству рекомендует прочитать:
- Буф, Джон Фаберже / Джон Буф. – М. : Белый город, 2001. – 191 с.
В этом великолепном альбоме представлены настоящие произведения искусства - драгоценности, созданные гениальным российским ювелиром Карлом Густавовичем Фаберже. В основе всех работ его мастерской лежала идея о том, что для создания действительно великого произведения искусства ценность материала сама по себе не должна уступать ценности художественного замысла автора шедевра.
Книга снабжена уникальными иллюстрациями, большая часть которых посвящена неизвестным в России шедеврам из частных зарубежных коллекций.
- Ювелирное искусство России / сост. Т. В. Тищенко. – М. : Интербук Бизнес, 2002. – 280 с.
Великолепно иллюстрированное издание рассказывает о 1000-летней истории ювелирного дела в России, его всемирно известных центрах и прославленных мастерах.
В альбоме воспроизведены уникальные произведения древнерусского ювелирного искусства, блестящие работы знаменитых ювелиров XVIII-XIX веков и оригинальные изделия современных дизайнеров, хранящиеся в собраниях лучших российских музеев (Музеи Московского Кремля, Эрмитаж, ГИМ, ГРМ) и частных коллекциях.
Во 2-й главе книги читатель найдет рассказ о жизни и творчестве Карла Фаберже.