Печать
Категория: Календарь знаменательных дат
Просмотров: 156

27 марта 2021 года - 140 лет со дня рождения Аркадия Аверченко

 

Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон» (позднее – «Новый Сатирикон»).1

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, современники называли его «королем смеха», и определение это абсолютно справедливо.

Аркадий Аверченко родился 27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года в Севастополе. В детстве  он  не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.

Литературный дебют Аркадия Аверченко состоялся в Харькове. 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием.

2А уже с 1908 года Аверченко возглавляет известнейший юмористический еженедельник «Сатирикон», с 1913 г. – «Новый Сатирикон»). Начиная с 1910 года, регулярно издаются и переиздаются сборники его юмористических рассказов; одноактные пьесы и скетчи ставятся по всей стране.

До революции Аверченко почти не писал «серьезных» произведений — таковых единицы; крайне редко он обращался к стихам. Основу его богатейшего литературного наследия составляет комическая проза — рассказы и фельетоны, а также драматические произведения — как инсценировки собственных рассказов, так и оригинальные пьесы. Аркадий Тимофеевич одним из первых в России откровенно встал на защиту «смеха ради смеха», поставил перед собой задачу рассмешить, развеселить читателя, притом самого взыскательного.3

Его книги любила царская семья. Судя по переписке Николая II и его супруги, в императорской семье творчество Аверченко знали и любили. Например, в феврале 1916 года Александра Федоровна писала мужу, что их дочки читали вслух рассказы Аверченко о детях. А два года спустя, незадолго до гибели, император упомянул в своем личном дневнике, что начал читать «Синее с золотом».

Характер творчества писателя резко изменился в середине 1917 года. Аркадий Аверченко был противником советской власти и никогда этого не скрывал. В его рассказах и фельетонах теперь слышны ужас и боль, страдание и презрение, злость и тоска, но уж никак не та «беспредметную веселость», которой так любили попрекать юмориста критики. На смену добродушно-снисходительной улыбке приходит беспощадная сатира.

В 1920-м  Аркадий Аверченко отправился в эмиграцию, и на родину больше не вернулся. Его произведения 20-х годов это своеобразное осмысление революции, ее последствий, разрушительно сказавшихся на судьбах эмигрантов, которые пытаются приспособиться к новым реалиям, ищут и порой так и не находят новый смысл жизни и надежную опору.

4Книгу Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», изданную в Севастополе в 1920-м, когда город был под влиянием белогвардейцев, и затем перепечатанную в Париже, прочитал Ленин. Она произвела на вождя такое сильное впечатление, что он даже написал на нее рецензию и опубликовал в газете «Правда». Автора рассказов, пронизанных любовью к царской России, Ленин охарактеризовал так: «Озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец». И в конце добавил, что автор, тем не менее, очень талантлив и некоторые из его рассказов заслуживают перепечатки.

И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами Теффи и других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей. Рассказы сатирика пополнили сокровищницу юмористической литературы, причем в мировом масштабе. Многие выражения из его произведений разобрали на цитаты, которые до сих пор воспринимаются с улыбкой и легкой грустью.

Жизнь на чужбине у Аркадия Аверченко не задалась: он, хотя и имел творческий успех, сильно тосковал по родине. В Праге, куда он уехал на постоянное место жительства, писатель прожил совсем недолго. Здоровье ухудшилось, и местные врачи решили удалить ему больной глаз, но операция дала смертельные осложнения. Он умер в 1925 г. на 45 году жизни.

За годы творческой жизни А. Т. Аверченко написал несколько тысяч фельетонов, рассказов, рецензий и пьес, вышло более пятисот номеров отредактированных им сатирических журналов. Достаточно долго в России Аркадий Аверченко был в числе нежелательных авторов, и его творчество открылось для соотечественников только в 80-е годы прошлого века.

Произведения Аркадия Тимофеевича Аверченко выдержали проверку временем. В. Д. Миленко, современная исследовательница его творчества, написала во вступительном слове к своей книге: «Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже — дети XXI столетия. Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой».

Виртуальная выставка об Аркадии Аверченко