11 июня – 210 лет со дня рождения выдающегося литератора Виссариона Белинского.

1Виссарион Белинский был сыном уездного лекаря. По природе своей он ближе подходил к отцу, чем к матери. Высокие нравственные черты характера, прямодушие, стойкость убеждений, наклонность к шуткам, насмешке – наследовал он от отца, доброе сердце, вспыльчивость, раздражительность перешли к нему от матери.

С раннего детства он был увлеченный читатель и большой любитель словесности. Многое мимоходом западало в его крепкую память, многое он понимал сам своим пылким умом; еще больше в нем набиралось сведений из книг, которые он читал вне гимназии. Учителя словесности были не совсем довольны  его успехами, но говорили, что он лучше всех товарищей своих писал сочинения на заданные темы.

Из университета Белинский был исключен как неспособный. Никто из его соучеников не подозревал в нем тогда знаменитого критика, но все же его почитали одним из самых умных и даровитых студентов и считали его исключение очень несправедливым.

2Белинский ворвался в литературу своего времени свежим ветром. Легкость изложения мгновенно принесла Белинскому любовь читателей. Среди них был и Пушкин, отметивший «независимость мнений и остроумие» молодого критика. «Футурист» Белинский дебютировал хулиганским заявлением: «У нас нет литературы!». Это означало, что великая русская словесность должна начинаться с его современников с Пушкина и Гоголя. В России3 литература была тогда аристократична, а Белинский затеял с публикой игру. «Помните ли вы то блаженное время?» – так начинается его первая статья, и обращается он в ней к читателю, втягивая его в разговор о литературе.

Хотя стиль Белинского определял его успех, амбиции критика шли дальше и каждую свою статью он старался пропустить через какую-либо эстетическую систему.

Талантливый читатель, он прекрасно разбирался в достоинствах и недостатках современной литературы. Отменный вкус его редко подводил. Но как каждый добросовестный критик, Белинский был одержим страстью найти абсолютный критерий для своего анализа. Всю жизнь он искал научно выверенный эталон, с которым можно сравнить разбираемые произведения. И он их нашел… в жизни. Критик обнаруживает в персонажах художественных произведений социальные типы, а в конечном счете живых, реальных людей. Расставшись с эстетикой, он чувствует себя гораздо увереннее, критикуя не литературу, а жизнь. Как только Белинский забывает о литературной специфике своего ремесла, он пишет ярко, увлекательно и убедительно. Когда Белинский судит персонажей не по законам искусства, а житейски, на основании здравого смысла, его анализ блещет юридическим красноречием. Под видом критической статьи читателю не раз предлагался судебный очерк. Сама процедура судебного разбирательства – взвешивание аргументов, мотивов, поступков – создает напряженную атмосферу поиска истины, ожидания вердикта: виновен или нет.

Последователи Белинского горячо одобрили разработанный им принцип – исследовать литературную реальность как социальную, по книгам судить о жизни. Но еще более важные последствия это имело для школьного литературоведения, выдвинув на первый план идею «литература – учебник жизни». От всего этого роль поэта уменьшилась за счет роли критика. Первый действительность отражал, второй истолковывал. Критик вырос в фигуру исполинскую, он встал между писателем и читателем, между литературой и жизнью. В своем политическом завещании, «Письме к Гоголю», Белинский писал, что публика видит «в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности».

4Более двух сотен лет прошло с тех пор, взгляды на литературу и ее роль в обществе не раз менялись кардинально. Вырастая, читатель преодолевает Белинского с его критическим реализмом. Но весь 19 век – век культа Белинского, а сам Белинский предстает главным теоретиком литературы своего времени.

 

В. Г. Белинский в библиотеке для молодежи

  • Белинский, В. Г. Литературная критика / В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. – Москва : Астрель, 2004. – 204 с. – (Школьная хрестоматия).
  • Белинский, В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. – Москва : Просвещение, 1983. – 272 с.
  • Литературная критика : [критика и комментарии, темы и развернутые планы сочинений, материалы для подготовки к уроку] / В. Белинский [и др.] ; составление, предисловие, комментарии, справочные и методические материалы С. Ф. Дмитренко. – Москва : АСТ : Олимп, 2002. – 582 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
  • Щербина, В. Р. Революционно-демократическая критика и современность / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. – Москва : Наука, 1980. – 544 с.