150 лет со дня рождения писателя Марселя Пруста.
Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст, один из самых значительных писателей XX века, родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье.
Он начинает изучать право в Сорбонне по желанию родителей, но учебу не заканчивает - его не оставляет мысль о писательстве. Пруст был болезненно чувствительным ребенком и не мог не стать писателем.
Марсель Пруст пробует себя в критике, пишет журналистские эссе, рассказы, занимается переводами. Год он находится на военной службе в Орлеане. В 1895 году устраивается на работу в библиотеку, однако сразу берет отпуск за свой счет, который будет продлевать в течение пяти лет, пробуя себя как романист. Роман «Жан Сантей» стал пробой пера и так и не был закончен. Но многие его сюжеты вошли в грандиозное произведение Пруста «В поисках утраченного времени».
«В поисках утраченного времени» – роман-река из 7 частей. Они составляют в английском варианте 4000 страниц, или почти полтора миллиона слов. Роман охватывает период с 1840 года до 1915-го, до Первой мировой войны, и список действующих лиц превышает две сотни. Читать роман обязательно с первой части, а заканчивать необходимо седьмой, потому что это апофеоз всего.
В седьмой части Пруст переживает инсайты, которые открывают ему смысл всего, что происходило в жизни героя и дают ему силу писать. Он ставит вопросы в первом томе, а разрешает их в седьмом. И пишет он оба эти тома одновременно. Изначально Пруст задумывал первые четыре и седьмой том. Но в процессе создания романа, Пруст углубляет его, возникают новые подробности, новые объяснения и мысли, появляются еще две части. После прочтения последней части, необходимо все перечитать или хотя бы пересобрать в памяти. Все эпизоды, очень, казалось бы, разрозненные, удивительным образом находят свое место.
Эта книга не автобиография, а рассказчик не Пруст, хотя и зовут его Марсель. Но рассказчик и автор во многом схожи и вращаются примерно в одинаковой среде. Роман имеет очень много биографических черт: события, атмосфера, герои. Но сам Пруст говорит, что не стоит читать роман через события его автобиографии. Это реконструкция ощущений, чувств, характеров и себя во времени.
Второй том «Под сенью девушек в цвету» получил высшую литературную премию Франции – Гонкуровскую премию.
«В поисках утраченного времени» интересен не только как художественное произведение, но и как философский трактат. В юности Пруст изучал философию Анри Бергсона, которая сильно повлияла на его творчество.
В центре такие философские концепты как длительность (наше сознание – это непрерывный поток, Пруст классический пример литературы потока сознания), интуиция (Пруст говорил, что пишет роман о подсознании – глубинных пластах человеческой личности; человек продирается к ним интуитивно, сложно, открывает самого себя, как целостную личность и открывает смысл своей жизни) и память (непроизвольная память, когда нам вдруг открывается не цепь событий, а их суть). Основные идеи Пруста относительно потока времени связаны с непрерывной эволюцией личности, с невиданными богатствами нашего бессознательного, которыми можно завладеть только с помощью интуиции, памяти, непроизвольных ассоциаций. Пруст пытается анализировать эти чувства и приближается к пониманию того, как работает память.
Пруст – мастер деталей. Владимир Набоков о прозе Пруста говорит, что это фрактал, что грамматика его невероятно сложна, в каждом сравнении есть метафора, в которой еще одна метафора, а в ней – сравнение, и так происходит много раз. Это дерево идей и веера значений.
Интересный факт! Во французском языке есть такое понятие как «мадленка Пруста» – это метафора, обозначающая предмет, вкус или запах, вызывающий наплыв воспоминаний и раскрывающий подсознание героя. Мадлен – популярное французское бисквитное пирожное, которое главный герой Марсель, будучи ребенком, пробует и переживает необычайное душевное волнение. «Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидным ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некой драгоценной сущностью… Откуда ко мне могла прийти эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что означала она? Где схватить её? Я пью второй глоток, в котором не нахожу ничего больше того, что содержалось в первом, пью третий, приносящий мне немножко больше, чем второй. Пора остановиться, сила напитка как будто слабеет. Ясно, что истина, которую я ищу, не в нем, а во мне».
Читать ли этот роман вам? Ответить на этот вопрос поможет «Комбре» - первая часть первого тома. Она содержит все знаменитые хрестоматийные эпизоды и всю красоту, и сложность стиля Марселя Пруста. В части «Любовь Свана» (центральный эпизод первого тома) Пруст раскрывается как мастер любовного романа. Прочитав эти фрагменты, вы поймете, ваш ли это автор. Если вы нашли созвучие в вашей душе, приступайте к чтению!