30 мая - 130 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Соколова-Микитова – известного детского писателя, натуралиста и путешественника.

«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда

всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе,

к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно».

И.С. Соколов-Микитов

1Иван Сергеевич Соколов рос в трудовой семье, в Смоленской губернии, где его отец служил управляющим лесами у местного купца-лесопромышленника. Первые десять лет своей жизни   прожил в родной деревне. И эти первые впечатления от детства оставили в его душе любовь к родному краю, к великодушию простых рабочих людей. Отец, Сергей Никитич был девятым сыном бедного деревенского дьякона из Смоленской губернии. Мать будущего писателя, Мария Ивановна происходила из семьи зажиточных крестьян Новиковых и была очень красивой девушкой. Выбрать именно Сергея Никитича ей посоветовал старец Амвросий Оптинский – прототип старца Зосимы из романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы».

В детстве писатель часто бывал в калужской деревне Буда у своего деда Новикова. У деда была «цыганская» страсть к лошадям. Кроме того, он был умелым и увлеченным охотником, в молодости служил доезжачим – обучал собак помещиков охоте. С пяти лет Иван начал ходить с дедом на охоту. Об этом времени он рассказал в своей автобиографической повести «Детство».

В десять лет Иван отправляется учиться в Смоленск в Александровское реальное училище. В студенческие2 годы, слушая лекции инженера-механика Аронтрихера, он увлекся авиацией, тогда же сдружился с учителем по гимнастике, молодым авиатором Глебом Алехновичем.

С детства будущего писателя не покидала мечта о путешествиях.  В студенческой пивнушке судьба сводит его с путешественником, будущим 9известным зоологом, основателем Баргузинского заповедника Зеноном Францевичем Сватошем.  Читая книги об авиации, он самостоятельно построил лайнер из подручных материалов и совершал на нем короткие полеты.

Через год молодой человек переезжает в Санкт-Петербург и поступает на частные сельскохозяйственные курсы при Главном управлении землеустройства и земледелия. Иван начал посещать столичные библиотеки и литературные диспуты, познакомился  с Алексеем Ремизовым.  Это знакомство для будущего писателя не прошло бесследно, в 1910 году он пишет свое   первое  произведение – сказку «Соль земли»  уже под творческим псевдонимом Микитов, от имени деда писателя, Никиты. Писатель  изложил в ней собственную версию происхождения дня и ночи. Ремизову она понравилась и Соколов-Микитов, воодушевившись одобрением приятеля, оставляет учебу и уходит служить матросом на флот. Мечта о путешествиях начинает сбываться.

Он побывал в европейских, азиатских и африканских портах. Узнав о том, что началась Первая мировая война, Соколов-Микитов возвращается в Россию и записывается добровольцем в санитары. Из письма А. Ремизову: «Чем дальше, тем больше, замечаю я, тянет меня к бутылке.  И удержу нет. Буйствовать стал – так тратится сила». Уйдя из санитаров, Иван Сергеевич совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец» под командованием своего старого знакомого Глеба Алехновича.

Накопившиеся впечатления от войны позже претворились в минималистские военные рассказы: «Здесь и там», «С носилками», «Шепот цветов», «Поэт и серый кот», «Безлюдье», «Концов ищут», «Кукушкины дети»; своему командиру он посвящает рассказ «Глебушка».

4После Февральской революции 1917 года Соколов-Микитов приехал в Петроград, участвовал в работе городского совета рабочих и солдатских депутатов от Эскадры воздушных кораблей, перевелся матросом на Балтийский флот и остался в столице. Он был свидетелем Октябрьской революции, а в редакции газеты «Новая жизнь» познакомился с Максимом Горьким. Во время всеобщей демобилизации в 1918 году вернулся на родину в Смоленск. Вскоре его снова мобилизовали и направили на Юг. Там он познакомился с Буниным,  их дружба затянулась на долгие годы. Тема природы в  творчестве обоих была приоритетной.

По трагическому стечению обстоятельств Иван Сергеевич несколько лет жил в эмиграции сначала в Лондоне, а затем в Берлине. В 1921–1922 годах в эмигрантских журналах «Жар-птица», «Современные записки», газетах «Голос России», «Руль»,3 «Накануне» опубликован ряд рассказов, статей и очерков писателя. В Берлине и Париже выходят его книги «Кузовок», «Где птица гнезда не вьет», «Об Афоне, о мире, о Фурсике и о прочем».

Летом 1922 года писатель возвращается в Россию. Истосковавшийся по родине, он активно пишет циклы рассказов, хранящих воспоминания о прожитых годах. Из произведений, написанных И. С. Соколовым-Микитовым в 1920-е годы, можно выделить повесть «Чижикова лавра» (так называлась община русских эмигрантов в Англии),  повесть «Елень» – о жизни смоленской деревни на пороге революций, циклы рассказов «На речке Невестнице», «На теплой земле». Словами «на речке Невестнице» Сергей Никитич всегда начинал сыну рассказывать сказу. Здесь нельзя не упомянуть об автобиографической повести писателя «Детство» – он её считал своим главным в жизни трудом.

5В 1923 году Иван Сергеевич познакомился в Москве с машинисткой издательства «Круг» Лидией Малофеевой. Лидия Ивановна стала женой писателя и его верной помощницей более чем на полвека. В  семье родились три дочки.

Уже в 1929  определились характерные особенности, свойственные стилю И. С. Соколова-Микитова. Герои его книг – романтики, обладающие лирическим складом души. Они чувствуют неразрывное родство с окружающим их миром и вместе с тем сохраняют возвышенное, поэтическое отношение к нему.

В 1930 - 31 годах вышли книги Соколова-Микитова, рассказывающие о его арктических экспедициях – «Заморские рассказы», «Море, люди, дни», «На Белой Земле», «На Земле Франца-Иосифа», «Бухта смерти», «Где живут птицы».  

В годы Великой отечественной войны семья писателя жила в Перми. Иван Сергеевич устроился на работу в лесоохрану, был специальным корреспондентом «Известий» по Среднему и Южному Уралу, писал рассказы о жизни эвакуированных детей. 

В 1947 году он побывал в экспедиции на Таймырском полуострове. Именем Соколова-Микитова8 назван остров в восточной части большого озера Таймыр.  Осенью 1950 года писатель посетил Поволжье и Северный Каспий. Вышли в свет его книги «У синего моря», «Над светлой рекой», «Рассказы охотника», «По лесам и горам». В первой половине 1950-х Соколов-Микитов находился в Карачарове большую часть года и лишь иногда ненадолго приезжал к 7друзьям в Москву, Ленинград и Смоленск. «Это моя последняя гавань», – с грустью говорил он о Карачарове, – я тут бросил якорь».

Особенно часто в это время Иван Сергеевич обращался к маленьким читателям. Для них он написал  такие книги, как : «От весны до весны»,  «Первая охота», «Листопадничек», «Лесная тропинка»  и многие другие.  Пережив в жизни не один жестокий удар, похо­ронив трех дочерей, Иван Сергеевич выстоял. Ска­зался и сильный характер, и сильный организм. Со второй половины 1950-х годов зрение Ивана Сергеевича стало ухудшаться и в последние годы жизни он полностью ослеп. Он диктовал тексты на магнитофон, а затем их перепечатывала Лидия Ивановна. Так были написаны  мемуарные циклы «Давние встречи» и «Моя комната».  В последнем своем цикле он рассказал об отдельных вещах в своем кабинете – каждая из которой была напоминанием о нескучно прожитой жизни.  Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер 20 февраля 1975 года в Москве.