111 сентября исполняется 140 лет со дня рождения известного писателя, одного из основоположников советской детской литературы   Бориса Степановича Житкова. Его увлеченность не знала границ; он перепробовал десятки профессий – был плотником, ихтиологом, охотником, штурманом дальнего плавания, химиком, инженером-судостроителем, преподавателем, но всегда оставался чуть-чуть авантюристом. Ему на роду было написано вести скитальческую жизнь, кроме того, этот человек обожал морскую романтику и приключения. Говорил по-арабски, по-гречески, по-французски и по-английски.

Борис Степанович Житков родился в 1882 году 30 августа (по новому стилю 11 сентября) под Новгородом в семье потомственного моряка.

Степан Васильевич и его жена, Татьяна Павловна, были по натуре своей просветителями. Работая в Одесском порту, он бесплатно преподавал математику на курсах для рабочих, заведовал рабочими воскресными школами. Татьяна Павловна обучала грамоте всех, кто в ней нуждался.

2Осенью 1892 года Борис Житков поступил в первый класс 2-й одесской гимназии, где учился в основном на тройки, что не мешало ему сбегать с уроков в порт, где рабочие воспитали в нем моряка.  В 1900 году он поступил в новороссийский университет на физико-математический факультет. Летом нанимался на торговые парусники, затем сдал экзамен на звание штурмана. Плавал по Средиземному, Черному и Красному морям.  Морская стихия забирала много времени у писателя, университет пришлось оставить.

В 1907 году Борис Житков уехал в Петербург. Устроился на работу читать лекции по основам физики и химии на вечерних курсах. Он считал: можно сделать так, чтобы “учиться было радостно, трепетно и победно”. Проверяя свою теорию на практике, Житков стремился проводить лекции занимательно и весело. “Я думаю, – писал он позже, – у слушателей остались воспоминания о моих уроках именно как о веселых”.  

Прошло еще два года, и Житков отправляется на Енисей, в ихтиологическую экспедицию. Она продлилась два месяца. По возвращении в Петербург он поступил на кораблестроительный факультет Политехнического института. В море его тянуло по-прежнему. В 1912 году Русское общество пароходства и торговли предложило ему отправиться на пароходе “Воронеж” в рейс из Одессы во Владивосток. В открытке из Стамбула он писал отцу: “Нигде мне так хорошо еще не было”. Многое из увиденного им легло в основу его рассказов.

Борис Степанович достаточно поздно пришел в литературу – лишь на 42 году жизни. Казалось, это вышло случайно: в конце сентября 1923 года  он приезжает в Петербург и навещает друга детства К. И. Чуковского.  Пока тот был занят, Житков стал рассказывать детям Корнея Ивановича разные интересные истории из морской жизни. Услышав их, Чуковский предложил Житкову записать и издать их.

3В начале января 1924 года в редакции детского журнала “Воробей” Борис Степанович впервые встретился с Самуилом Яковлевичем.4 Через месяц в “Воробье” появился его первый рассказ “Над морем”. В следующем номере – рассказ “Шквал”. И затем почти в каждом номере этого журнала стали публиковаться рассказы и очерки о жизни в море, которые были своеобразной энциклопедией морского дела, где отражен опыт многих поколений моряков.

Больше всего волновало его, как встретят книгу читатели. Он просит знакомых и родных спрашивать об этом ребят. “Ты ее прочти мальчику лет двенадцати, – обращается Житков к своему племяннику, – и напиши мне, что ему больше понравилось”. Он опасался, что острота сюжета заслонит главный смысл рассказов о том, как безответственность и легкомыслие приводят к беде: “Боюсь приобрести репутацию авантюрного писателя”.

В начале двадцатых годов XX столетия Борис Степанович переходит к написанию научно-художественной прозы для детей.  Он справедливо считал,  что дети ждут от писателей не пустой развлекательности, а прежде всего, практической значимости информации. Рассказывая о чисто технических вопросах : литье чугуна, работе электромонтера или устройстве мельницы нужно обходить терминологию.  Так вышли в свет очерки «Плотник», «Паровоз», «Свет без огня»,  «Кино в коробке», «Телеграмма».

5Вершиной научно-художественного литературного наследия Бориса Степановича является очерк о том, как делаются книги, – «Про эту книгу». Писатель принял очень простое решение –6 рассказать об этом на примере той самой книги, которую он пишет. Борис Степанович умел донести до детей закрытые темы: правду о жизни и человеческих отношениях. В его рассказе «Механик Салерно» повествуется о убийстве и суициде.

 В семье Житкова всегда любили животных. В детстве у писателя кроме кошки с собакой был собственный ручной волк, которого он выдрессировал. Поэтому не удивительно, то, что многие его рассказы посвящены животным: «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Мангуста», «Беспризорная кошка».

78Много сил он отдал большому роману “Виктор Вавич”,  посвященному  революции 1905 года.  В  центре его не рабочие и большевики, а надзиратель Виктор Вавич, преданно служащий царскому строю.  Лидия Чуковская впоследствии вспоминала, что Б. Пастернак называл «Виктора Вавича» лучшим романом, написанном о 1905 годе.  Но главным для себя делом он все же считал детскую литературу.

В конце жизни писатель пришел к книгам для самых маленьких. Этот поздний период его творчества представлен книгой «Что я видел». Это  энциклопедия для детей 4-5 лет», книга ответов на их бесчисленные «почему?». Главный герой книги – Алеша-почемучка был реальным мальчиком: он жил в одной квартире со старшей сестрой писателя. Общение с ним не прошло для мальчика бесследно. Впоследствии Алексей Житков стал профессором географических наук.

Среди детских классиков Борис Степанович активнее всех сотрудничал с детскими периодическими изданиями. Его рассказы, очерки, статьи, заметки, интервью печатались в «Пионере», «Чиже», «Еже», «Юном натуралисте»,9 «Сверчке» и «Колхозных ребятах».  За постоянное стремление к постижению нового, за массы мыслей и идей для популяризации детской литературы  Виталий Бианки назвал Житкова «вечным Колумбом».