129 октября 2022 года – 100 лет со дня рождения Александра Александровича Зиновьева.

У Зиновьева было 3 ипостаси: ученый-социолог и философ, писатель и художник. Сложно сказать, какая достойна большего внимания, ибо во всех них он был очень талантлив, он был в них необычаен!

Он мог погибнуть много раз: его могли расстрелять до войны, он мог погибнуть во время войны (он был летчиком штурмовой авиации и имел более 30 вылетов, не раз возвращался с задания на самолете, который по всем законам физики должен был упасть). В годы эмиграции на него было 2 покушения и 2 попытки похищения… Но он дожил до 84 лет, и сам считал это чудом.

Уже в детстве он научился преодолевать страх. Как-то его окружила шпана, хотела ограбить. У него при себе был циркуль, и он пригрозил им, сказав, что первому, кто до него дотронется, он выколет глаз. Шпана отстала, а за Зиновьевым закрепилась репутация отчаянного, больше к нему не лезли. Поэтому ни один поступок его впоследствии не был продиктован страхом.

Что в его жизни было самое главное? Два события, два принципа сделали его. Лет в 16-17 он открыл для себя, что самые светлые идеи, реализуясь, порождают самые страшные последствия. Поэтому он быстро стал ярым антисталинистом. Зиновьев понял, что идеальных обществ не бывает. Как же быть в таком случае? Для себя он решил: важны не обстоятельства, а твои поступки в этих обстоятельствах. Поэтому живи так, как будто кто-то больший, чем ты, все время за тобой наблюдает. Не оглядывайся ни на кого, не поступайся своими идеалами. Второй принцип – истина любой ценой; главное в жизни – познание и поиск истины! Тогда ничего на тебя не повлияет. Следовать этим принципам было сложно. Например, в войну он отказался сдаться в плен со всем отрядом ради спасения своей жизни. Этот свой принцип – живи по-настоящему, помни о высшем суде – он заключил в рифму в Молитве верующего безбожника.

Установлено циклотронами

В лабораториях и в кабинетах:
Хромосомами и электронами
Мир заполнен. Тебя в нем нету.
Коли нет, так нет. Ну и что же?
Пережиток. Поповская муть.
Только я умоляю: Боже!
Для меня ты немножечко будь!
Будь пусть немощным, не всесильным,
Не всесущим, не всеблагим,
Не провидцем, в любви не обильным,
Толстокожим, на ухо тугим.
Мне-то, Господи, надо немного.
В пустяке таком не обидь.
Будь всевидящим, ради бога!
Умоляю, пожалуйста, видь!
Просто видь. Видь, и только.
Видь всегда. Видь во все глаза.
Видь, каких на свете и сколько
Дел свершается против и за.
Пусть будет дел у тебя всего-то:
Видь текущее, больше ни-ни.
Одна пусть будет твоя забота:
Видь, что делаю я, что – Они.
Я готов пойти на уступку:
Трудно все, так видь что-нибудь.
Хотя бы сотую долю поступков.
Хотя бы для этого, Господи, будь!
Жить без видящих нету мочи.
Потому, надрывая грудь,
Я кричу, я воплю:
Отче!!
Не молю, а требую:
Будь!!
Я шепчу,
Я хриплю;
Будь же,
Отче!!!
Умоляю,
Не требую:
Будь!!!!!

Как социолог Александр Зиновьев разработал свою общую социологическую теорию, научную концепцию коммунистического общества, собственный методологический подход к социологическим исследованиям. Он увидел изъяны в марксистской идее и, конечно, открыто заявил о них. Это дорого ему стало. Стоило ему сказать правду о колхозах, расслоении населения, как последовал донос, и он был арестован. Первым толчком для высылки послужил фельетон «Многострадальный хутор». Зиновьев доказал неизбежность кризисов в коммунистической системе, но это было расценено как клевета на советское общество, поэтому он был лишен гражданства и вынужден покинуть страну Советов. 6 августа 1978 года Зиновьевых «попросили» из СССР.

Но и на западе для него ситуация изменилась не сильно. Стоило ему начать проверять западное общество своим принципом «истина любой ценой», как западные рецензенты определили это как клевету на западное общество. На западе от него требовали похвалить горбачёвскую перестройку и ельцинское реформаторство, но он не стал на этот путь и его объявили коммунистом, стали называть «красно-коричневым». Зиновьев был поражён сходством реакции. Он мог сделать блестящую карьеру и иметь многие жизненные блага, как в СССР, так и на западе, стоило только выступить в поддержку существующего строя, но его непоколебимость и преданность собственным идеалам помешали обрести устойчивое материальное благополучие.

Для Зиновьева рисовать было так же естественно, как дышать, при этом он регулярно повторял: «я не художник, это есть продолжение моей мысли». Он рисовал много и с упоением. Жена говорила, что ему бы работать у Диснея, он рисовал сериями. Он брал точку и из нее рисовал фигуру без остановки, не отрывая руки. Он владел всеми техниками. Особенно любил карикатуру. Его рисунки – это анамнез. Он видел суть каждого человека. Интересна его серия рисунков вождей. Например, на картине, где изображены Ленин, Сталин, Брежнев и Хрущев можно проследить, как меняется количество наград на груди у партийных деятелей.

Картина с белыми силуэтами мужчины, женщины и ребенка – это о высылке, об эмиграции. Одной из знаковых и дорогих для семьи Зиновьева стала картина «Художник и модель» (1975) – картина состоит из двух частей, ее пришлось разрезать, чтобы можно было забрать ее с собой. Реставраторы потом предлагали скрыть линию разреза, но Зиновьевы отказались, так как это не просто линия, а граница, которая делит жизнь на до и после.

Художник реагировал также и на яркие политические события: борьбу с пьянством Горбачева или выступление Хрущева с трибуны ООН.

2394567

Зиновьев всегда чувствовал себя русским, он не хотел уезжать из СССР, он критиковал коммунизм, не чтобы понравиться западу, быть принятым там. Живя в Германии, он полагал, что Европа скоро разделится на несколько обособленных образований, а СССР будет стоять и в 2000-х. Разрушение советского общества и советской социальной системы стали для него, может быть, самым сильным ударом в его жизни.

Раскрылся как писатель Александр Зиновьев довольно поздно – в 54 года. Судьба Зиновьева-писателя поразительна, можно смело утверждать – уникальна.

Александру Зиновьеву уже его первый роман принес сенсационную мировую известность. Как писали в западной прессе тогда, Зиновьев, как метеор, вырвался на высоты мировой литературы, положив начало новому литературному жанру, новаторскому как по изобразительным средствам, так и по мощнейшему содержанию его победоносного романа. Сам Александр Александрович назвал этот жанр социологическим по содержанию и синтетическим по форме и по средствам. Этой одной из самых выдающихся его вещей стала книга «Зияющие высоты», необычная во всех отношениях. Это не цельное произведение, а сборник рассказов, очерков, стихов, зарисовок.

Книга эта была молниеносно переведена более чем на два десятка иностранных языков; число статей, теле- и радиопередач, посвященных ей, было просто практически невозможно сосчитать. Какой эффект она произвела в душах и умах людей, живших и работавших в сложное и противоречивое время! Эффект необычайный, сильный, болезненный, эффект сродни потрясенной реакции близких на результат объективно-безжалостного консилиума врачей, выносящих приговор больному.

В "Зияющих высотах" показано общество тотальной имитации, общество всеобщего постоянного притворства. Люди притворяются, что работают, ученые притворяются, что мыслят, а диссиденты предпочитают делать вид, что диссидентствуют, хотя на самом деле создают иллюзию. Сатира Зиновьева направлена на интеллигенцию. По Зиновьеву, интеллигенция бывает двух видов: либо это научная и культурная обслуга режима, либо это квазиоппозиция, которая кормится от того же режима.

Многие узнали в «Зияющих высотах» себя, многие «друзья» и хорошие знакомые обиделись и прекратили общение, но и французы, например, которые не имели отношения к книге, тоже с удивлением заявили, что узнали себя. Такова сила художественного слова, литературы как искусства – тонко подмечать всеобщее, характерное.

Первое опубликованное литературное произведение Александра Зиновьева вышло в свет на Западе, его литературной родиной стали Франция и Швейцария. В Советском же Союзе, у себя дома, он за это был жестоко наказан. И вот что любопытно: хотя сегодня книги Зиновьева стали печатать в России, тут по странному умолчанию избегают говорить о нем именно как о писателе, который опубликовал множество литературных произведений, ставших мировыми бестселлерами и входящих в обязательные литературные программы ряда западных школ и университетов. Здесь, в России, об Александре Зиновьеве предпочитают говорить как о логике, философе, социологе и публицисте, но сопротивляются в признании его как писателя, внесшего огромный вклад в мировую литературу. Сам Зиновьев утверждал, что он стал писателем в силу стечения обстоятельств, случайно и даже поневоле. Но в своих произведениях он выбрал путь независимый от всяческих фондов, грантов и покровителей, что дало ему истинную свободу в высказываниях и творчестве.

В 1999 году Александр Зиновьев вернулся в Россию, где и прожил оставшиеся годы жизни (до 2006 года).

        8  

  P.S.

Мерилом истинности научного подхода, метода считаются его прогностические возможности. Зиновьев был провидцем без страха и упрека. Если вы посмотрите и послушаете, что он говорил о будущем России на рубеже 90-х, сильно удивитесь, насколько он был точен. «Человеком века  [по мнению запада] станет Горбачев. Не Ленин, не Сталин, а ничтожный партийный аппаратчик Горбачев», – сказал Зиновьев в программе «Апострофы» накануне III Съезда народных депутатов СССР (https://www.youtube.com/watch?v=KjG46s4xm8E). Впереди избрание Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета России, развал СССР и ГКЧП.

***

Советы молодым от Александра «Сан Саныча» Зиновьева, которые он озвучил в своем «завещании»

  1. Старайтесь понять происходящее сами, без пропаганды.
  2. Старайтесь сохранять личное достоинство, человеческую гордость.
  3. Умейте давать сдачи, умейте постоять за себя.

Больше подробностей о жизни и творчестве Александра Зиновьева, его работы вы сможете найти на сайте Zinoviev.ru – http://www.zinoviev.ru/ru/zinoviev-bibliography.html

 

Александр Александрович Зиновьев в библиотеке для молодежи

  • «Сейчас я мир переверну. И без опоры» : (к 95-летию великого русского мыслителя Александра Зиновьева) / Ю. Солодухин // В мире науки. – 2017. – № 11. – C.94–101.
  • Быков, Д. Александр Зиновьев "Зияющие высоты", 1976 / Д. Быков // 100 лекций по русской литературе. – Москва, 2019. – C.471–475.
  • Замлелова, С. Загадка Александра Зиновьева / С. Замлелова // Москва. – 2017. – № 11. – C. 188–196.
  • Зиновьев, А. А. Зияющие высоты : в 2 кн. / Зиновьев А. А. ; худож. Ф. С. Меркуров. – Москва : ПИК ; Свердловск : Урал. отд-ние МШК МАДПР, 1990.
  • Зиновьев, А. А. Посткоммунистическая Россия : публицистика 1991-1995 гг. / Зиновьев А. А. – Москва : Республика, 1996. – 367 с.
  • Зиновьев, А. А. Смута / А. А. Зиновьев. – Москва : Келвори, 1995. – 493 с.
  • Кантор, М. Лисенок и черепаха / М. Кантор // Story. – 2018. – № 9. – C. 80–86.
  • Медведев, Ф. Н. После России : интервью с деятелями культуры русского зарубежья, эссе, заметки / Ф. Н. Медведев. – Москва : Республика, 1992. – 462 с.
  • Поляков, Л. Парадоксальный Зиновьев / Л. Поляков // Историк. – 2022. – №10. – C. 54–57.