Трамвай в Челябинске мог появиться почти на  30 лет раньше своего первого появления.

 

 

Первый трамвай Челябинска

Трамвай в Челябинске мог появиться почти на  30 лет раньше своего первого появления.

 

Впервые идею построить электрический трамвай высказал в 1906 году предприимчивый купец и предприниматель Василий Михайлович Колбин. Он отличался деловой инициативой и в 1905 году построил на собственном подворье на улице Сибирской (ныне ул. Труда, 66) «завод электрической энергии» (электростанцию). Электрические фонари освещали 3 главные улицы города: Сибирскую, Уфимскую (Кирова), Большую (Цвиллинга). А вот проект об электрическом трамвае, поданный в городскую думу в 1906 году не нашел поддержки, т.к. затрагивал интересы многочисленных владельцев частного извоза. И воплотить идею в жизнь ему было не суждено. Но по иронии судьбы в бывшем колбинском доме сейчас находится трамвайно-троллейбусное управление.

 

 Вопрос о постройке трамвая стал актуальным в годы первых пятилеток, когда город стал одной из строительных площадок молодой Страны Советов.

Один за другим строились в Челябинске заводы. Город разрастался вширь, росло его население.
В это время газета «Челябинский рабочий» писала: «То, что сейчас в Челябинске называется окраинами — это будет центром. Окраины еще на несколько верст отодвинутся дальше. Трамвай тогда будет нужен до зарезу!».

 

В практическое русло вопрос о строительстве трамвая был переведен в 1930 году, когда тракторный и другие заводы Челябинска предложили выделить из своих бюджетов средства на его постройку.

12 мая 1931 г. в Челябинске было проведено специальное совещание по вопросам строительства в городе водопровода, канализации и трамвая.

Уже в июле 1931 г на пленуме горсовета сообщалось, что на строительстве разобрано 6770 метров мостовой, вырыто 2550 кубических метров котлована, и сбалансировано до 100 м одноколейного пути. И утром 5 января 1932 г трамвайный вагон пошел в первый рейс от улицы Карла Маркса до железнодорожного вокзала. После этого началось пассажирское движение.

Вслед за первой одноколейной линией в городе появилась двухколейная, связавшая ЧТЗ с вокзалом, а затем и третья – приблизившая Заречье. Общая протяженность трамвайных линий к 1937 г. составила 43,7 км, имелся 81 вагон, а пассажирооборот составлял 33, 6 млн. человек.

 

Источники:

  • Преображенский, А. Нужен ли в Челябинске трамвай? / А. Преображенский // Челяб. рабочий. – 1928. – 17 янв.
  • Косолапов, В. Самый первый рейс / В. Косолапов // Веч. Челябинск. – 1982. – 4 янв.
  • Боже, В.С. Как появился трамвай в Челябинске : 65 лет организации трамвайного движения / В.С. Боже // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 1997 / Сост. И.Н.Пережогина. – Челябинск, 1996. – С.19-21.
  • Рохацевич, Е.Б. Память рода / Е.Б. Рохацевич // Челябинск неизвестный : Краеведческий сборник. Вып.2 / Сост. В.С. Боже. – Челябинск, 1998. – С.83-92.
  • Рохацевич, Е.Б. Колбин Василий Михайлович / Е.Б. Рохацевич // Челябинск : энцикл. – Челябинск, 2001. – С. 392.

Читать еще:

История возникновения в Челябинске первого трамвая