28 июля 2024 года – 220 лет со дня рождения немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха. Он является последним представителем немецкой классической философии и в то же время его считают первым философом современной науки. Он совершил переворот в философии, главным образом заключающийся в отказе от религии.
Людвиг Андреас Фейербах родился в Баварии 28 июля 1804 года в семье известного криминалиста Ансельмо Фейербаха (основателя теории психического принуждения). Ансельмо Фейербах был хорошо образованным и авторитетным человеком. Людвиг уважал отца и увековечил память о нём посмертным изданием его писем и неопубликованных рукописей.
Закончив гимназию, он поступил на теологический факультет Гейдельбергского университета, но уже в 1824 году переехал в Берлин, где поступил в Берлинский университет и слушал лекции Гегеля. На долгие годы Гегель станет его учителем. В 1828 г. защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». Скоро стал приват-доцентом Эрлангенского университета, читал курс истории новой философии.
В 1830 г. Фейербах анонимно опубликовал свою первую книгу «Мысли о смерти и бессмертии», в которой отвергал идею бессмертия души, сделал вывод о том, что вера в бессмертие души обесценивает жизнь человека, делает её бессмысленной, идя в разрез с классической наукой. Фейербах был обличен, уволен и лишён права продолжать университетскую карьеру. В науке и печати даже его имя было под запретом.
В 1836 году Фейербах женился на Берте Лёв, владелице фарфоровой фабрики. В течение 25 лет почти безвыездно жил на родине жены в деревне Брукберг, но продолжал разрабатывать свои научные идеи. К 1839 он отходит от идей Гегеля и пишет революционную научную работу «К критике философии Гегеля». Её радикальные идеи выражались в следующих тезисах: философия Гегеля есть не что иное, как богословие, превращённое в логику; определённых понятий не существует вне человека (например, нельзя сказать, что есть только добро или зло – эти понятия есть только потому, что есть добрые и злые люди); философия неотделима от мышления человека, искусство и веру также нельзя отделять от чувств и ощущений человека. Таким образом, если по Гегелю человек происходит от идеи, то Фейербах убеждает нас в обратном: идеи происходят от человека. Философия исходит не из абстракции, а из действительности. Бытие выражается только в повседневной реальности человека. Эти идеи были революционными в то время и привели к сближению философии с естественными науками, которые активно развивались, благодаря философской методологии. Свои радикальные идеи Фейербах изложил в формуле «Человек человеку Бог», и это подразумевало под собой, что человек создаёт себе Бога по своему образу и подобию.
Все последующие работы Фейербах создавал в том же ключе. Среди них: «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843), «История новой философии» (1838). Полное собрание сочинений философа в Германии вышло в печать с 1846 по 1866 гг. На русском языке наиболее известны книга «Сущность христианства» (1841) и цикл лекций «Сущность религии» (1849).
Людвиг Андреас Фейербах в библиотеке для молодёжи
- Гулыга, А. Немецкая классическая философия / А. Гулыга. – Москва : Мысль, 1986. – 332 с.
- Европейская философия Нового времени : [Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Д. Беркли, Ф. М. А. Вольтер, Д. Юм, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс] // Хрестоматия по истории философии : учеб. пособие для вузов : в 3 частях. – Москва, 1997. – Часть 1. – С. 238–443.
- Кузнецов, В. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века : учебное пособие для философских факультетов университетов / В. Кузнецов. – Москва : Высшая школа,1989. – 478 с.
- Кузнецов, В. Немецкая классическая философия : учебник для ВУЗов / В. Кузнецов. – 2-е издание переработанное и дополненное. – Москва : Высшая школа, 2003. – 438 с.
- Фейербах, Л. История философии. Собрание произведений : в 3 томах / Л. Фейербах. – Москва : [б. и.], 1974.