papanov m

 

Анатолию Дмитриевичу Папанову - 90 лет

 

актер театра и кино Анатолий Папанов30 октября исполняется 90 лет со дня рождения одного из любимейших российских актеров, Народного артиста СССР Анатолия Дмитриевича Папанова (1922-1987).

 

Николай Васильевич («Приходите завтра»), генерал Серпилин («Живые и мертвые»), Кутайцев («Дайте жалобную книгу»), Сокол-Кружкин («Берегись автомобиля!»), врач Бондаренко («Дети Дон-Кихота»), механик Лелик («Бриллиантовая рука»), атаман Ангел («Адъютант его превосходительства»), Киса Воробьянинов («Двенадцать стульев»), командировочный («Джентельмены удачи»), няня («По семейным обстоятельствам»), Копалыч («Холодное лето пятьдесят третьего»)… И еще сотни ролей, десятки мультфильмов и почти сорок лет служения Московскому театру сатиры. Эксцентричный, комедийный, серьезный, Анатолий Папанов остается любимейшим актером миллионов. Его заразительный клич «Свободу Юрию Деточкину!» обрел обобщающий смысл и ушел с экрана на улицы, в поговорку, подобно фольклору. А философское «Спокойно, Козладоев, сядем усе…», произнесенное в «папановской» манере, нет-нет, да и сорвется и сегодня с языка, вызывая улыбку. И все эти образы создал он – Анатолий Дмитриевич Папанов. Такой знакомый и всегда удивительный…

Когда называют имя Анатолия Папанова, вспоминается грубовато-добродушное лицо актера, неповторимые интонации его голоса, блистательные роли, сыгранные большей частью в комедийных фильмах и спектаклях Театра сатиры.

Анатолий Папанов в роли Лелика из к\ф "Бриллиантовая рука" Анатолий Папанов в к\ф "Двенадцать стульев" Анатолий Папанов в спектакле "Ревизор"

"Он с детства мечтал стать актером, - рассказывает жена Папанова, актриса Надежда Каратаева. - Хотя семья была отнюдь не театральной. Отец - военный, мать - модистка. В Москве семья жила в районе Лужников. Анатолий еще в школе занимался в народном театре при клубе "Каучук". Там были прекрасные преподаватели вахтанговской школы. Но все это длилось недолго. Началась война. Его призвали в армию, в 42-м году он был тяжело ранен, несколько месяцев пролежал в госпитале".Однако личность и талант Папанова не ограничиваются кругом комических и сатирических образов. За простовато-лукавой маской - натура мощная, загадочная и до конца не познанная.

 

Анатолий Папанов в спектакле "Мистерия-Буфф"

После выздоровления приехал в Москву, решил поступить в театральный институт. Художественным руководителем ГИТИСа в то время был Михаил Тарханов. Он его прослушал, предложил зачислить с

разу на второй курс. Единственное, что его смущало, - палочка, с которой ходил молодой Папанов. "Я все смогу", - сказал начинающий актер. И действительно, избавился от хромоты. Никто никогда не догадывался о его ранении, хотя у него не хватало трех пальцев на стопе.

По окончании ГИТИСа Папанов становится актером Московского театра сатиры. Сценическая деятельность началась с эпизодов. Но даже эти эпизоды он играл ярко и заразительно. Очень любил грим, любил ходить по гримировочному цеху, примерять парики, носы, уши. В спектакле "Мистерия-Буфф" Папанов исполнял роль черта. Сам придумал грим и костюм: все его одеяние костюмерша прошила волосами. А на ноги он надел стоптанные валенки, в которых отплясывал рок, вызывая восторг публики. "Не наиграешь - не сыграешь" - любимая его присказка.

 

Анатолий Папанов в к\ф "Живые и мертвые"

Первую известность принесла Папанову роль Боксера в пьесе Назыма Хикмета "Дамоклов меч". А потом - стечение обстоятельств или сама судьба понесла его на крыльях удачи.

 

 - Однажды в общежитии, где мы жили, раздался звонок с Мосфильма, - вспоминает Надежда Каратаева. - Папанова приглашали на пробы в фильме "Живые и мертвые". Причем на главную роль - генерала Серпилина. Позже я узнала, что именно Назым Хикмет посоветовал Симонову попробовать на эту роль Анатолия Дмитриевича.

Но Папанов отказался от роли, обосновав отказ тем, что он комический актер. Режиссер Александр Столпер добился согласия. Успех фильма был огромный. Не будь Серпилина в актерской биографии Папанова, возможно, не было бы другой военной судьбы, потрясающе сыгранного бухгалтера Дубинского, бывшего радиста-десантника, в "Белорусском вокзале", ставшем классикой отечественного кинематографа.

После "Живых и мертвых" Папанов снимался много, поражая зрителей даже не профессиональным умением, а масштабом личности и разнообразием персонажей. Его лучшие роли построены на сочетании гротеска и едкой сатиры со склонностью к глубокому психоанализу и драматизму.

 

Анатолий Дмитриевич запомнился не только взрослым зрителям, но и детворе, как добрый дядя, великолепно озвучивавший их любимые мультики. Именно он разговаривал за Волка во всенародно любимом сериале «Ну, погоди!». Эта роль была так блистательно сделана, что стала визитной карточкой артиста. "Неправильный" Волк вызывал бурные симпатии, какие и не снились "правильному" Зайцу.

 

Папанов не только яркий, выразительный, многогранный характерный актер, он еще и изумительно нравственный, стеснительный, порядочный человек. Надежда Каратаева рассказывает: «Он был очень покладистым и непритязательным. И звездной болезни у него никогда не было. Бывало, мы с театром выезжаем куда-нибудь на автобусе. Всегда все стараются сесть на первые места, чтобы меньше трясло. Он же садился сзади, чтобы никого не беспокоить». Когда заработанное им благосостояние достигает такого размаха, что позволяет купить новую машину "Волга", он ставит ее далеко от театра. Коллега Андрей Миронов интересуется, где машина. Папанов, смутясь, отвечает, что оставляет ее за углом, а то увидят молодые актрисы, у них колготочки заштопаны, а у него, понимаешь, "Волга"...

Анатолий Папанов в к\ф "Холодное лето 53..."


Он никогда не интриговал, не суетился, не выстраивал себе судьбу. Судьба занималась им по своему усмотрению.

 

В последние годы жизни Анатолий Папанов практически не снимался, но много работал в театре. В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: «Меня эта тема волнует». Эта роль стала последней в жизни блистательного артиста. Картина вышла на экраны уже после смерти Анатолия Дмитриевича. Роль А. Папанова озвучивал другой актер.

 

Грустно, когда из жизни уходит хороший человек. Но живы прекрасные роли. И любимые кинофильмы по-прежнему не исчезают с наших экранов.

 

Источники:

  1. Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Бакун Д.Н. – М. : Либерея-Бибинформ, 2002. – 669 с.
  2. Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Главн. ред. Самсонов С. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 751 с.
  3. Земскова, Т. Чеховский человек Анатолий Папанов (Электронный ресурс) // Анатолий Папанов: Веб-сайт, посвящённый жизни и творчеству актёра – Электрон. дан. – 2012. – Режим доступа: http://www.papanov.ru/articles-001.html - Загл с экрана. (09.10.2012)
  4. Кучкина, О. Ну, заяц, погоди! (Электронный ресурс) // Анатолий Папанов: Веб-сайт, посвящённый жизни и творчеству актёра – Электрон. дан. – 2012. – Режим доступа: http://www.papanov.ru/articles-006.html - Загл. с экрана.- (09.10.2012)

 

Отдел литературы по искусству рекомендует проЧИТАТЬ:

  • Линецкая, М. Анатолий Папанов / М. Линецкая – М. : Искусство, 1972. –200 с. - (Мастера советского театра).

Книга рассказывает о творческом пути замечательного советского актера театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова.

  • Папанов, А.Д. Холодное лето / А. Папанов. – М. : Зебра Е ; АСТ, 2010. – 224 с. – (Актерская книга).

Книга подготовлена на основе статей и интервью А.Д. Папанова. Подготовить ее было не совсем просто, и вовсе не по причине скудости материала. Во всем том, о чем рассказывал сам Анатолий Дмитриевич, почти отсутствует то, что составляет основу большинства мемуаров – личное… Скрывать ему было нечего – Папанов прожил достойную, честную жизнь. Но сам он в одном интервью сказал, что артист вне сцены или экрана не должен выставлять свою личную жизнь напоказ. Стеснительный и деликатный, Папанов не терпел, когда к нему лезли в душу, и отгораживался от этого. Всерьез же и много, подробно, увлеченно он говорил об одном – о профессии.