Федор Шаляпин... 140 лет со дня рождения великого русского певца


13 февраля исполняется 140 лет со дня рождения великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)


Тех почестей и тех восторгов, которые выпали на долю гениального певца, не имел никто. Могучий бас, равного которому не было в мире, да и вряд ли когда-либо будет еще. Перед ним склонялись все, и его имя горело яркой звездой на русской оперной сцене.

Создатель незабываемых оперных партий, до сих пор являющихся эталонными, великолепный драматический актер, исполнитель, владеющий несколькими музыкальными инструментами, чтец, рисовальщик, живописец, скульптор – и все это Федор Иванович Шаляпин.

 

...А петь ему всегда хотелось, все его безрадостное полуголодное детство. Оно прошло в Суконной слободе под Казанью, где в хлипком деревянном домишке 13 февраля 1873 года, у Ивана Шаляпина и Авдотьи Прозоровой родился их первенец – Федор.


В 12 лет Федя стал певчим архиерейского хора, а в 17 - начинается его карьера певца. Густой басистый голос худющего и высоченного, словно колокольня, Федора понравился антрепренеру оперной труппы Семенова-Самарского и его без раздумий зачислили хористом, по контракту и с жалованьем. Началась работа Шаляпина в провинциальных оперных труппах, с которыми он разъезжал по городам России.

Но о том, сколь могуч и тембрист его окрепший после юношеской ломки голос, Шаляпин узнал позже, уже в Тифлисе (1892), куда занесла его нелегкая судьба странствующего артиста. И она же свела крайне бедствующего парня с его добрым гением – Дмитрием Усатовым, бывшим артистом императорских театров. Тот не только много дал Федору в плане постановки речевого голоса, но и посвятил его в святая святых вокала – в тайну малого дыхания.


Но, прежде чем пробил заветный час всемирной и оглушительной славы, на долю Шаляпина выпали трудные мытарства и долгие скитания – от одной распадавшейся труппы к другой, от малороссийских комедий и водевилей до классических оперных спектаклей. И вот 1896 год. Известный русский меценат Савва Мамонтов пригласил 23-летнего Федора Шаляпина в труппу Московской частной оперы. И имя молодого певца, день ото дня, начало звучать все громче и громче. Восхищение, энтузиазм, радость мгновенно побежденной публики были громадны и не знали границ. Все как один были бесконечно поражены редкостным по красоте и мощи голосом нового солиста, но еще больше – его мастерским исполнением, невиданным прежде на оперной сцене, необыкновенной правдивостью, почти скульптурной пластикой созданных им образов – князь Игорь, скандинавский богатырь-варяг, Иван Грозный, фантастический Мефистофель, Иван Сусанин, Борис Годунов… Критики взахлеб писали: «…Какой актер! Какой великий талант! И такому-то человеку всего 25 лет! …Своим громадным дарованием Шаляпин превзошел всех своих оперных предшественников и явил миру такие фигуры, характеры и сцены, с которыми никакие другие не могут сравниться».


В 1899 году Шаляпин впервые выступает на сцене Большого театра в Москве, а с 1901 года начинаются его заграничные гастроли. Милан, Берлин, Париж, Брюссель, Лондон… И везде триумфы, изумление и восхищение покоренной публики. «Артист гениальной стихийной силы, ошеломляющий своей мощью, одинаково великий как актер и как певец», - пишет о Шаляпине один из немецких критиков.


В последующие годы Шаляпин много работает, выступает в Большом и Мариинском театрах, совершает гастрольные поездки. Создавая многогранные сценические образы, он проявляет себя как гениальный интерпретатор камерной вокальной музыки, исполняя сочинения М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, а также русские народные песни. Известно также увлечение Шаляпина драматическим театром и кино (в 1915 году Федор Иванович снялся в фильме «Иван Васильевич Грозный» А. Иванова-Гая по опере «Псковитянка»).


За нескончаемой чередой репетиций и спектаклей, за семейными хлопотами и длительными гастрольными поездками Шаляпин сразу как-то не заметил тех революционных перемен, которые произошли. А, ощутив, призадумался. С началом Гражданской войны для него, как и многих других его близких друзей, жизнь в тогдашней России, опьяневшей от крови и бессмысленной жажды все уничтожать – что судьбы человеческие, что храмы, библиотеки, памятники, – стала невыносимой. Кошмарный сон наяву. За это время у певца появились и морщины, и первые седины. В доме, славившемся достатком и уютом, мгновенно исчезли элементарный комфорт и необходимые бытовые мелочи. С продуктами становилось все хуже, все тяжелее.

Смертельно уставший от всего этого хаоса, Шаляпин стал подумывать об эмиграции, вслед уже покинувшим страну Рахманинову и Бунину. «Из этой страны надо удирать», – писал он в Москву старшей дочери Ирине. Не грело душу и не спасало и звание «народного артиста Советской республики».

Все решили последние гастроли за границей, устроенные весной 1922 года. Отплывая в Америку, он, стоя на палубе первого класса среди нарядной публики, мучительно размышлял, убеждая себя, что это временный отъезд, и что совершает его он не ради себя, а ради того, чтобы вновь и вновь волновать слушателей так, как никто другой...

Вернуться на родину великому певцу уже было не суждено. Вдали от нее ему особенно были дороги встречи с русскими – Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Уже на склоне лет, тоскующий по России Шаляпин, постепенно потерял жизнерадостность и оптимизм, не пел новых оперных арий, стал часто болеть. В июне 1937 года в Париже состоялся последний выход великого певца на сцену, в его коронном образе Бориса Годунова. Он волновался так, как никогда. После концерта ушел за кулисы бледный, потный, с дрожащими руками. Ему сильно не здоровилось. А весной 1938 года у Шаляпина обнаружили страшную болезнь – лейкемию, и за полгода его не стало.


До конца своей жизни Федор Иванович Шаляпин оставался русским гражданином – он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось: прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.


Источники:

  • Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Василиади О. – М. : Либерея-Бибинформ, 2003. – 656 с.
  • 100 великих вокалистов / Автор-сост. Д.К. Самин. – М. : Вече, 2004. – 480 с. (100 великих)
  • Кириллина, Е. Федор Шаляпин. Цена успеха (Электронный ресурс) // Кроссворд-кафе – Электрон. дан. – 2002-2012. – Режим доступа - http://www.c-cafe.ru/days/bio/18/023_18.php Загл. с экрана. (18.02.2013)


Отдел литературы по искусству рекомендует прочитать:


  • Дмитриевская, Е. Р., Дмитриевский, В. Н. Ф. И. Шаляпин в Москве / Е. Р. Дмитриевская, В. Н. Дмитриевский – М. : Моск. Рабочий, 1986. – 238 с.

Книга расскажет о памятных местах жизни и творчества в Москве великого русского певца.


  • Федор Шаляпин. Маска и душа / ред. А. С. Захаренко. – М.: Вагриус, 1997. – 319 с., ил. (Мой 20 век)

Кроме многочисленных сценических масок, у Шаляпина существовала еще одна – маска человека, благополучного во всех отношениях, баловня судьбы. И лишь в воспоминаниях, впервые вышедших в Париже в 1932 году, он написал о горьком хлебе изгнанника, о тоске по Родине, о своей душе, которую не удосужились понять слишком многие…


  • Федор Иванович Шаляпин: Литературное наследство. Письма. Воспоминания об отце. В 2 т. / И. Ф. Шаляпина, сост. Е. А. Грошева – М.: Искусство, 1960.
  • Янковский, М. О. Шаляпин / М. О. Янковский – Ленинград : Искусство, 1972. – 374 с., ил. (Жизнь в искусстве)

Рассказать о гении так, чтобы он воскрес в воображении читателя, - немыслимо. Остается одно. Рассказать главное из того, что по крупицам собрано многими и многими современниками артиста у нас и за рубежом, постараться, откинув случайное, недостоверное, а подчас и просто ложное, привести в систему то, что служит к познанию Шаляпина.