Рудольф Нуреев... 75 лет со дня рождения великого танцовщика Рудольфа Хаметовича Нуреева (1938 – 1993 гг.)
17 марта исполняется 75 лет со дня рождения великого танцовщика Рудольфа Хаметовича Нуреева (1938 – 1993 гг.)
Имя его навсегда вписано в историю российского и мирового балета. Он еще при жизни был признан одним из самых блистательных танцовщиков ХХ века, создавшего свой неповторимый жесткий и страстный стиль в балете. И сегодня едва ли кто-то возьмет на себя смелость спорить о его великом даре.
Судьба Нуреева головокружительна и драматична. История его жизни обросла слухами и домыслами. Для кого-то это звезда балета, для кого-то советский танцовщик, со скандалом покинувший свою страну, для кого-то гений, обожаемый поклонниками, а для кого-то – постоянный персонаж скандальных историй и желтой прессы.
А вот как характеризовал себя сам Рудольф Нуреев:«Я – романтический танцовщик. Я танцую только то, что думаю, и так, как я это чувствую… Никто, даже те, кого я любил, так и не сумели меня понять»…
Как большинство талантливых личностей Рудольф Нуреев (на Западе прижился другой вариант фамилии - Нуриев) с рождения нес отпечаток незаурядности. Он родился в поезде, раньше срока, по пути следования его семьи на место службы отца - комиссара, в Сибирь, неподалеку от озера Байкал. Затем отца перевели в Москву. Из Москвы, в 1941 году семья Нуреевых отбыла в Уфу. В 1945 году Рудольф увидел в уфимском оперном театре балет «Журавлиная песня» и раз и навсегда решил стать танцором.
Способности юноши были необычайны. Рудольф Нуреев танцует во втором составе Уфимского оперного театра уже в 15 лет. Однажды, во время гастролей театра в Москве, Нуреев идет на просмотр в Школу балета Большого театра, и ему дают место. Но, Рудольф решает осуществить свою мечту - поступить в Ленинградское хореографическое училище. Едет в Ленинград и оказывается в числе зачисленных счастливчиков, услышав в свой адрес: «Вас ждет или блестящее будущее или большое разочарование…».
В 1958 году, после окончания училища, Нуреева берут солистом в один из ведущих балетных театров страны – Мариинский театр (тогда это был театр им. Кирова). Всего за 3 года молодой танцовщик исполнил 14 партий, включая главные в балетах «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Спящая красавица». Невероятная страсть, отточенное мастерство, собственное видение каждой исполняемой партии, помогли завоевать сердца многочисленных поклонников. Танцевальный критик и биограф Нуреева Джон Персивал позднее напишет: «Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом искусстве».
1961 год, Франция. Первые зарубежные гастроли. Танцор попросил политического убежища. Непомерное давление, оказываемое на всех талантливых, творческих людей в СССР, вызывало в них естественный протест. Нуреев не был исключением. Он говорил: «Я не хотел, чтобы мне сказали, где мое надлежащее будущее и какой путь считать правильным. Я хочу постараться сам найти его для себя. Это то, что я понимаю под свободой…». Все произошло не по составленному заранее плану, не из желания славы и денег. Трагически сложившиеся обстоятельства внезапно поставили Рудольфа Нуреева перед необходимостью сделать выбор, практически не оставив времени на раздумья. За этот «прыжок к свободе», так позднее репортеры назовут эту ситуацию, в СССР танцовщика приговорили к 7 годам лишения свободы заочно.
Рудольфа, теперь уже Нуриева, не сразу приняли на западной сцене. Но в 1962 году на него обратила внимание прима английского Королевского балета Марго Фонтейн и пригласила в качестве партнера в Лондон. Очень быстро обожание публики распространилось не только на боготворимую зрителем Фонтейн, но и на ее нового талантливого партнера. «Лучший из когда-либо существовавших дуэтов» блистает на прославленных сценах во всем мире. Вдохновленная, словно заново рожденная для танца Фонтейн и стремительный, темпераментный молодой Нуриев приводили публику в восторг, не имевший аналогов за всю историю балета после знаменитых «Русских сезонов» Дягилева (после «Лебединого озера» в Венской опере в октябре 1964 года их вызывали на сцену 89 раз!).
Для дуэта, а потом и отдельно для Нуриева начинают специально ставить балетные номера. Он работает с Фредериком Аштоном, Роланом Пети, Руди ван Данцигом, Морисом Бежаром, Мартой Грэхем, Джоджем Баланчиным…Возможность быть соавтором рождающегося на твоих глазах произведения бесконечно увлекает танцовщика. Он наконец совершенно свободен, он купается в танце. Он танцует в Англии, Австрии, Италии, Швеции, Австралии, ФРГ, США… Блистательный танцовщик исполнил практически все ведущие мужские партии классического балета. Он работает, отдаваясь делу настолько неистово, что и по сей день никто из артистов балета не в силах повторить его рекорд: 250 спектаклей в год. Говорят, что он ни разу не уходил со сцены больше, чем на две недели.
Разносторонний талант подталкивал его к поискам новых форм, и в 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием «Я – танцовщик», а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Рудольфо Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Многие считали, что Нуриев сыграл самого себя. Рудольф Нуриев явил и режиссерское дарование, поставив несколько классических балетов:1964 год – «Раймонда» и «Лебединое озеро», в 1966 – «Дон Кихот» и «Спящая красавица», на следующий год - балет «Щелкунчик», а еще через десять лет - балеты «Ромео и Джульетта» и «Буря».
В 1977 году Рудольфу Нуриеву предложили директорство в Королевском балете, но артист не принял заманчивого предложения. Неудержимо тянул танец. Только в 1986 году Нуриев занимает пост руководителя парижской Гранд-опера и возглавляет ее в течение шести лет.
В ноябре 1984 года Нуриев узнал, что смертельно болен. С неизлечимым недугом великий «Руди» боролся неистово, как и танцевал, прожил почти 10 лет и умер 6 января 1993 года. За год до смерти Рудольф Нуриев побывал в России. Но, умирать вернулся в Париж. Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в пригороде Парижа.
Его имя еще при жизни стало символом совершенства в истории балета. Продолжатель традиций Вацлава Нижинского, Нуриев добился, чтобы танцовщик смотрелся не просто партнером балерины, а полноправным участником происходящего действия, умеющим создать самостоятельный сценический образ. Путешествуя по свету, Нуриев испытывал влияние самых разных балетных школ – датской, американской, английской, – оставаясь при этом верным русской классической школе. В этом и была суть «стиля Нуриева».
Источники:
1. Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Василиади О. – М. : Либерея-Бибинформ, 2003. – 656 с.
2. Рудольф Нуреев: фотоальбом / Вступ. статья А. Сторожук – СПб, КультИнформПресс, 1998.
3.Мальцева, В. Нуреев Р.Х: биография (Электронный ресурс) // Информац.-историч. портал «Ваш год рождения 1922-91 - Электрон. дан. – Артимедиа-веб 2012. – Режим доступа: http://22-91.ru/biografiya/nureev-nuriev-rudolf-khametovich---biografija/12.09.2011 Загл. с экрана. (03.03 2013)
Отдел литературы по искусству рекомендует прочитать:
- Рудольф Нуреев. Автобиография / Нуреев Р. – М. : Аграф, 1998. – 240 с. (Волшебная флейта)
Биографические заметки легендарного танцовщика ХХ века Рудольфа Нуреева были надиктованы им вскоре после того, как он попросил политического убежища на Западе. В них артист рассказывает о детстве, о своих первых шагах в искусстве, о причинах, приведших к эмиграции.
- Рудольф Нуреев: фотоальбом / вступ. статья А. Сторожук – СПб, КультИнформПресс, 1998.
Он хотел стать полубогом, и этот полубог, созданный сначала его фантазией, материализовался и начал самостоятельно управлять его поступками и устремлениями. Для западного зрителя он был и остался легендой, чужой, но почти своей легендой, которая не живет, как все люди, которую носят на руках, и которая обязана вечно сиять со своего недоступного Олимпа славы. А для нас? Каким он остался для нас?
- Рюнтю, Ю. М. Руди Нуриев без макияжа / Ю. М. Рюнтю – М. : Издательство «Новости», 1995. – 352 с.
Роман австралийского писателя посвящен малоизвестной странице судьбы великого танцора. Написан на основе подлинных писем Руди Нуриева, который одобрил идею романа и дал согласие на его издание.
- Стюарт, О. Рудольф Нуриев. Вечное движение / О. Стюарт – Смоленск : Русич, 1998, 432 с. (Человек-легенда)
Подробное и увлекательное жизнеописание Рудольфа Нуриева, целых три десятилетия безраздельно царствовавшего в мире классического танца. Этого блистательного балетного танцовщика неизменно отличали жажда жизни, вечное стремление к свободе творчества и артистического самовыражения, экстравагантность и любовь к роскоши. Перед читателем предстают наиболее значимые и драматические события жизни Нуриева.