Георгию Вицину - 95!
23 апреля исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Михайловича Вицина (1917 - 2001).
Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех - это великое… Смеяться - естественная потребность нормального человека».
Всенародную известность и любовь Георгий Михайлович Вицин завоевал своими работами в кино. Фильмы с его участием вошли в золотой фонд советского кинематографа. “Женитьба Бальзаминова”, “Двенадцатая ночь”, “Операция Ы, и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница, или новые приключения Шурика”, “Джентльмены удачи”, “Дайте жалобную книгу”, “Деловые люди” - вот лишь краткий перечень его работ.
В кино Вицин пришёл поздно - ему уже было за тридцать. Сам он объяснял это «нелюбопытством режиссёров». «Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали». Но вот парадокс, он попал в кинематограф за те же самые качества: длинный нос и тощую фигуру.
Первым кинорежиссером Георгия Вицина стал великий Эйзенштейн. Правда, Сергей Михайлович вряд ли был в курсе, что в огромной массовке «Ивана Грозного» снимается в роли опричника будущая комедийная звезда советского кино. Настоящая же кинокарьера началась с работы серьезной - Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский». Режиссёр Григорий Козинцев, увидев фотографию Вицина, воскликнул: «Худоба! Нос как у Гоголя! Точно Гоголь. Подходит». Вицин в образе классика был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение на «Гоголя-2» - в картину Александрова «Композитор Глинка».
Одной из первых главных ролей, на которую пробовался Вицин, был Овод в одноименном фильме. Но судьба увела его от амплуа романтического героя и бросила в объятия комедии. В студийном коридоре его увидел ассистент из группы фильма «Запасной игрок». На роль молоденького футболиста Васи Веснушкина Вицин подходил идеально. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37!
«Вневозрастной феномен» Вицина удивлял и потрясал многих. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!». Конечно, природа постаралась, но и сам актер приложил максимум усилий, чтобы не растерять ее подарков. Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Системно и регулярно занимался йогой, не пил и не курил. Поэтому не старился: двадцатилетнего Мишу Бальзаминова в фильме «Женитьба Бальзаминова» Георгий Михайлович сыграл, когда ему было под пятьдесят.
Отдельного разговора заслуживает знаменитая роль Труса, предложенная режиссером Леонидом Гайдаем.
Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, а Трус нашел Балбеса, увидев как-то в цирке замечательного клоуна Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя - Барбоса - изображал пес Брех.
«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно». Но немая эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Трюки и музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж и, главное, новые герои, которые мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.
Зрители воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя - ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин, спокойный, тихий, замкнутый Вицин - артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов. Уже во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай подумывал о завершении приключений своих героев. Тем более, что и внутри знаменитой тройки актеров отношения были не простыми. Однако зрители требовали продолжения, начальство нажимало, да и сценарий нашелся подходящий…
«Кавказская пленница» поначалу показалась актерам «полной ерундой»… Но Гайдай убедил всех, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. Именно Георгию Михайловичу Вицину мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком студентки Нины, которого пугается Трус, знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной и др. Партнёры Моргунов и Никулин признавались: “Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя”.
«Кавказская пленница» - фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей. К сожалению, апофеоз тройки стал ее концом. Еще только раз встретились Вицин, Никулин и Моргунов на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».
70-е годы ХХ века были временем Вицина. В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги - вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну, быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») - это все Вицин. И как апогей популярности - приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев».
Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.
Актриса Нина Гребешкова вспоминает: «Он мог играть всё. Великий комедийный актёр, в мире таких – раз, два и обчелся».
Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят домовенок Кузя, заяц («Мешок яблок»), Джузеппе («Приключения Буратино»), Карандаш («Веселые человечки») и многие другие.
Вместе с другими популярными артистами Георгий Михайлович гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. Иногда выступал на «юморинах» в бывшем Театре киноактера - шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам. Животных действительно он любил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда Вицин выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье Георгия Михайловича держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди, поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».
В последние годы актер жил в довольно стесненных обстоятельствах . Он говорил: «Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?». Георгий Михайлович надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», - стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!».
Вицину была не нужна слава. Он от нее бежал. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом.
Последний раз Георгий Михайлович снялся в 1994 году в фильме Андрея Бенкендорфа «Несколько любовных историй». Потом выступал перед зрителями, в основном с рассказами любимого писателя Зощенко. Он мог иметь и машины, и дачи, и деньги. Но у него были другие интересы. Ему всего хватало. Жил он скромно, страсти к нарядам и автомобилям у него никогда не было. А на еду и корм для собак и голубей Вицину хватало. Он был бессребреником в прямом смысле этого слова, непонятным, закрытым для большинства людей. Вновь свидетельствует актриса Нина Гребешкова: «Вицин - умнейший, скромнейший, образованнейший человек». Мало кто знал, что Георгий Михайлович изучал труды Апулея, Софокла, Еврипида, Овидия, Горация, Плутония, Петрарки. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона в телескоп на далекие звезды.
22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза Георгий Михайлович Вицин ушел из жизни. Последние слова великого комика были обращены к молодой медсестре. Перед тем, как навсегда закрыть глаза, он сказал: "Я помню все, что со мной было, знаю все, что происходит сейчас. И точно знаю, что будет дальше". Георгий Вицин знал всё. Но мы его почти не знали. И вряд ли когда-нибудь разгадаем до конца. Мы можем лишь прикоснуться к этой тайне, к этой тихой звезде.
Источники:
1. Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Василиади О. – М. : Либерея-Бибинформ, 2003. – 656 с.
2. Вицин Георгий Михайлович (Электронный ресурс) // Люди и мысли… - Электрон. дан. – 2007 – Режим доступа: http://figaro-bender.livejournal.com/27853.html Загл. с экрана. (31.03 2013)
3. Георгий Вицин (Электронный ресурс) // Ностальгия по советскому – Электрон. дан. – 2013 – Режим доступа: http://1001material.ru/9546.html Загл. с экрана. (01.04.2013)
4. Тихая звезда Георгия Михайловича Вицина (Электронный ресурс) // SHALOMFILM– Электрон. дан. – 2012 . Режим доступа: http://shalomfilm.com/3098-tixaya-zvezda-georgiya-mixajlovicha-vicina.html Загл. с экрана. (30.03 2013)
Отдел литературы по искусству предлагает посмотреть:
- «Двенадцать стульев» - кинокомедия по одноименному роману И. Ильфа и Е. Петрова. Режиссер: М. Захаров. Россия, 1976, 158 мин.
- «Деловые люди» - сборник короткометражных кинокомедий по новеллам О,Генри. Режиссер: Л. Гайдай. Россия, 1962, 80 мин.
- «Джентльмены удачи» - эксцентрическая кинокомедия. Режиссер: А. Серый. Россия, 1971, 84 мин.
- «Дон Кихот» - по одноименному роману М. Сервантеса. Режиссер: Г. Козинцев. Россия, 1957, 100 мин.
- «Женитьба Бальзаминова»- кинокомедия по мотивам трилогии А.Н. Островского. Режиссер: К. Воинов. Россия, 1964, 85 мин.
- «За спичками» - эксцентрическая комедия по мотивам повести М. Лассила. Режиссер: Л. Гайдай. Россия, Финляндия, 1980, 94 мин.
- «Иван Грозный» - исторический фильм. Режиссер: С. Эйзенштейн. Россия, 1944-45, 178 мин.
- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - эксцентрическая комедия. Режиссер: Л. Гайдай. Россия, 1966. 78 мин.
- «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - по повести Н.В. Гоголя. Режиссер: В. Карасев. Россия, 1959, 65 мин.
- «Самогонщики» - сборник короткометражных кинокомедий. Режиссер: Л. Гайдай. Россия, 1961, 83 мин.