«Библиотека и школа»: возможности взаимодействия ГКУК ЧОБМ и школьных библиотек г. Челябинска в плане продвижения книги и чтения среди молодежи

Образование и воспитание молодежи в Российской Федерации является первостепенной задачей государства, ведь от этого зависит будущее страны. Библиотеки занимают в этом процессе одну из ведущих позиций. Они содействуют воспитанию у российской молодежи патриотизма, нравственности, здорового образа жизни, предоставляют им возможности для самопознания, саморазвития и самореализации через чтение и погружение в библиотечное пространство. Не остаются в стороне от этого процесса и библиотеки Челябинской области. В перспективе данного направления библиотечной работы важным представляется сотрудничество региональной библиотеки и библиотек школ города Челябинска.

С целью изучения возможностей взаимодействия государственного казенного учреждения культуры «Челябинская областная библиотека для молодежи» (далее ЧОБМ) и школьных библиотек города в плане продвижения книги и чтения среди молодежи, а также для повышения качества обслуживания и разработки востребованных библиотечно-информационных продуктов и услуг в 2022 г. сотрудниками ЧОБМ было проведено исследование. «Библиотека и школа», которое осуществлялось методом опроса школьных библиотекарей. Для проведения опроса была разработана анкета с тремя блоками вопросов (вопросы об анкетируемом, вопросы об отношении к сотрудничеству, а также вопросы о методическом сопровождении работы школьного библиотекаря). Данная анкета была переведена в электронный дистанционный формат с помощью Google-таблиц, доступ к которой по ссылке получили библиотеки всех школ города Челябинска благодаря нашему социальному партнеру – МБУ ДПО «Центр развития профессионального образования города Челябинска».

С помощью результатов анализа данных анкет была поставлена цель объективно оценить ситуацию и определить пути взаимодействия библиотек города в воспитании читающей и гармонично развитой молодежи посредством консолидации усилий ГКУК ЧОБМ и школьных библиотек города.

По состоянию на 01.09.2022 года в систему образования города Челябинска входит 129 общеобразовательных организаций. В анкетировании приняли участие 94 представителя школьных библиотекаря г. Челябинска, что составляет 72,8% от общего числа школьных библиотек города. Таким образом выборку анкетируемых можно считать репрезентативной, а исследование состоявшимся.

Ответы на анкету позволили сделать вывод о том, что библиотекари школ г. Челябинска заинтересованы в сотрудничестве с Челябинской областной библиотекой для молодежи. 90 человек (96%) указали адреса своих электронных почт для рассылки информационных сообщений, что, в свою очередь помогло нам составить базу контактов для сотрудничества со школьными библиотеками города. Бóльшая часть коллег – 70 чел. – работает в школьных библиотеках более 3-х лет (74,4% от общего числа опрошенных), что дает основание предполагать, что собранные контакты дадут долгосрочный и надежный эффект в будущей работе (см. рис.1).

Рис. 1

iss ris1

  • менее 3 лет – 24 чел. (25,5 %)
  • от 3 до 10 лет –24 чел. (25,5%)
  • более 10 лет – 46 чел. (48,9%)

Планируют продолжать работу и начать сотрудничать с ЧОБМ в сфере информационного обслуживания, просвещения и организации досуга школьников 90 библиотекарей СОШ г. Челябинска (96%), 4 чел. не интересует сотрудничество с ЧОБМ (4%), 2 чел. (2%) – готовы сотрудничать, но не указали адрес электронной почты для получения информации о мероприятиях библиотеки.

Анализ ответов раздела анкеты, касающихся вопросов об отношении к сотрудничеству, позволил выявить следующие результаты:

1. На вопрос «Знаете ли Вы о ЧОБМ, о ее месторасположении, а также о ее продуктах и услугах?» 62 чел. (66 %) ответили, что знают о библиотеке; 32 чел. (34%) – ответили, что не знают, но испытывают искренний интерес; ни один респондент не указал, что работа библиотеки ему неинтересна и не полезна (см. рис. 2).

Рис. 2

iss ris2

2. На вопрос «Интересует ли Вас сотрудничество с ЧОБМ?» положительно отреагировали 72 чел. (76,6% от общего числа опрошенных), а 22 чел. (23,4%) ответили, что им достаточно той работы, которую они выполняют самостоятельно с педагогическим коллективом школы и помощь им не требуется (см. рис. 3).

Рис. 3

iss ris3

  • я нуждаюсь в кооперации усилий по информационному обслуживанию и сопровождению школьников и хотел(а) бы сотрудничать с ЧОБМ – 72 чел. (76,6%)
  • достаточно той работы, которую я делаю, помощь ЧОБМ не нужна – 22 чел. (23,4%)

3. На вопрос «Если Ваша школа не пользуется услугами ЧОБМ, укажите причину?» респонденты ответили:

А) не знаю о библиотеке или не задумывалась об этом – 19 чел. (20 %)

Б) неудобно добираться – 45 чел. (48%)

В) не занимаемся организацией просветительских мероприятий – 1 чел. (1%)

Г) хватает мероприятий, которые организуются внутри школы – 13 чел. (14%)

Д) нам это не интересно – 0 чел.

Рис. 4

iss ris4

В качестве причин, по которым коллеги не пользуются услугами ЧОБМ, были указаны также:

  • Очень далеко от школы – 1 чел. (1%)
  • Сотрудничаем с другими детскими библиотеками города – 2 чел. (2%)
  • Затрудняюсь ответить – 1 чел. (1%)
  • Новая школа – 1 чел. (1%)
  • Школа коррекционная не все мероприятия подойдут – 1 чел. (1%)
  • учащиеся с ОВЗ (слабослышащие) – 1 чел. (1%)
  • Не известно о предложениях библиотеки, не налажены связи (не было предложения о сотрудничестве)– 2 чел. (2%)
  • Чаще пользуются педагоги – 2 чел. (2%)
  • Школьная библиотека сотрудничает с ЧОБМ – 1 чел. (1%)

Общее число школьных библиотекарей, указавших на трудности по реализации партнерских отношений с ЧОБМ по тем или иным причинам, составило 90 чел. (96%), а 4 человека ответили, что уже сотрудничают с библиотекой.

4. На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информационно-познавательных мероприятиях, которые может организовывать и проводить ЧОБМ?» подавляющее число респондентов ответили положительно - 83 чел. (88,3%), но с оговоркой, что их больше устраивает ситуация, когда сотрудники ГКУК ЧОБМ сами приходят в школу со своими мероприятиями. И лишь 11 чел. (11,7 %) изъявило желание иногда приводить школьников на мероприятия в ГКУК ЧОБМ (см. рис. 5).

Рис. 5

iss ris5

На вопрос анкеты «Школьники какого возраста, на Ваш взгляд, наиболее восприимчивы и нуждаются в библиотечных мероприятиях и услугах, которые может предоставить ЧОБМ?» ответы распределились следующим образом (см. рис. 6):

  • 12-14 лет – 61 (64,9%)
  • 14-16 лет – 30 чел. (31,9%)
  • 17-18 лет – 3 чел. (3,2 %)

Из чего следует вывод, что наиболее восприимчивы, с точки зрения педагогов-библиотекарей, к библиотечным мероприятиям дети среднего школьного возраста (65%), а общее число старшеклассников, хорошо воспринимающих библиотечные мероприятия, по их мнению, составляет лишь 35%.

Рис. 6

iss ris6

Последний блок анкеты был призван выявить общее количество педагогов-библиотекарей, заинтересованных в мероприятиях методической направленности, которые может им предоставить ЧОБМ, а также о способах их реализации и развитии потенциальных направлений методической работы, которые могут быть интересны партнерам.

На вопрос «Заинтересованы ли Вы в проведении обучающих методических мероприятий, ориентированных на повышение Вашей квалификации?» - 69 чел. (76%) дали положительный ответ. Уточнение об удобном времени года, в котором мы могли бы организовать обучающий семинар, позволило определить промежуток с января по май, т. е. вторую половину учебного года в общеобразовательных организациях.

Рис. 7

iss ris7

  • в сентябре-ноябре - 23 чел. (26,6 %)
  • в январе-мае – 46 чел. (48,9%)
  • нет – 25 чел. (26,6 %)

Вопрос «Методические консультации на какие темы являются по вашему мнению наиболее приоритетными для использования в Вашей работе?» выявил следующую градацию ответов (см. рис. 8):

Рис. 8

iss ris8

А) библиотечная работа по патриотическому воспитанию – 12 чел. (13%)

Б) библиотечная работа по духовно-нравственному воспитанию – 10 чел. (11%)

В) библиотечная работа по продвижению ЗОЖ – 2 чел. (2%)

Г) практикумы по работе с использованием современных компьютерных технологий в работе библиотекаря – 27 чел. (29%)

Д) обзоры современной литературы для подростков – 42 чел. (45%)

Таким образом, школьным библиотекарям наиболее интересно на обучающих семинарах получать информацию о новинках подростковой литературы (обзоры), а также осваивать новые практические навыки по работе с современными информационными технологиями. В равной степени коллеги считают важной работу по патриотическому и по духовно-нравственному воспитанию школьников. В опросной анкете была предоставлена возможность предложить другое направление библиотечной работы, которое могло бы быть интересным педагогу-библиотекарю, но никто из опрашиваемых ею не воспользовался.

На вопрос «Приветствуете ли Вы проведение открытых массовых мероприятий и мастер-классов на обучающих методических мероприятиях ЧОБМ?», преследовавший своей целью выяснить интерес школьных библиотекарей к мастер-классам по массовым мероприятиям областной библиотеки для молодежи, было дано 83 положительных (88%) и 11 отрицательных (12%) ответов (см. рис. 9). Это позволяет сделать вывод о том, что массовые мероприятия, разрабатываемые сотрудниками ЧОБМ, представляют интерес для аудитории библиотекарей школ города Челябинска.

Рис. 9

iss ris9

И, наконец, заключительный вопрос анкеты «Знаете ли Вы сайт ЧОБМ (mbi74.ru) и пользуетесь ли профессиональной рубрикой Методinfo в своей работе?» позволил сделать вывод о том, что лишь 35 педагогов-библиотекарей использует в своей работе сайт ЧОБМ (в частности раздел Методinfo), что составляет 37% от общего числа респондентов. А 59 человек (63%) не знают о его существовании и не обращаются к нему в своей ежедневной работе (см. рис. 10). Это говорит о том, что сайт библиотеки нуждается в продвижении среди педагогов-библиотекарей школ г. Челябинска. Организационно-методическому отделу совместно с коллегами других отделов необходимо разработать и внедрить комплекс мероприятий для продвижения сайта ЧОБМ среди библиотек школ города.

Рис. 10

iss ris10

  • знаю и часто пользуюсь – 1 чел. (1%)
  • знаю и пользуюсь иногда – 34 чел. (36%)
  • не знаю – 59 чел. (63%)

Подводя итог исследования, можно сказать о том, что сотрудничество с библиотекарями школ г. Челябинска является перспективным направлением для ЧОБМ. Однако в связи с рядом причин (неудобство расположения библиотеки в городе, сложность транспортной развязки, незнание о библиотеке и ее услугах, а также в связи с отсутствием потребности в сотрудничестве на уровне библиотекаря-педагога) это сотрудничество в настоящее время затруднено. Несмотря на это, у большинства библиотекарей школ города присутствует активное желание получать методическую поддержку, опираясь на опыт работы ЧОБМ. Поэтому сотрудничество следует считать перспективным и прилагать все усилия к тому, чтобы оно реализовывалось на высоком уровне.

На основе проведенного анализа анкетных данных обнаружен острый интерес, проявляющийся у школ города к мероприятиям, которые могли быть проведены во внестационарном формате с выездом сотрудников ЧОБМ в школу, хотя для областной библиотеки представляют интерес мероприятия, проводимые в своих стенах, что напрямую связано с выполнением ею своего государственного задания. Отрицательным моментом является и то, что библиотекари-педагоги не считают аудиторию от 15 лет и старше (молодежь, которая является целевой аудиторией библиотеки) восприимчивой к библиотечным мероприятиям. В этом случае можно сделать вывод, в том числе, и о том, что библиотекари-педагоги при непосредственном контакте с учащимися в школе не содействуют формированию у них устойчивого интереса к библиотечным мероприятиям. Исследование позволило выявить также высокую заинтересованность школьных библиотекарей в методическом сопровождении своей работы и определить векторы ее развития на ближайшее будущее.