Танцующий бриллиант (Анна Павлова)

«Танцором рождаются. Никакой учитель не сотворит чуда,
никакие годы занятий не сделают хорошего танцора
из бесталанного ученика. Можно обрести определенные
технические навыки, но никто никогда не сможет
«обрести исключительный талант». Я никогда не тешил
себя тем, что у меня есть необычайно одаренный ученик.
У Павловой один учитель - Бог»

Джордж Баланчин (хореограф)


pavlova1.jpgАнна Павлова - балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

Будущая балерина родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом. О детстве Анны Павловой мало известно. Любимым воспоминанием балерины был рассказ о том, как в возрасте восьми лет на Рождество мама повезла ее в Мариинский театр на балет «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа. Безусловно, это было эпохальное событие не только в жизни Анны, но и, как выяснилось позже, в истории балета, ибо девочка немедленно решила, что она будет танцевать и непременно лучше всех. Застенчивая и мягкая от природы Аня чуть ли не впервые высказала твердое решение - посвятить свою жизнь танцу. В 10-летнем возрасте будущая звезда балета сделала первые шаги на пути к цели, поступив в Императорское театральное училище.

pavlova2Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета. «Пушинка, легкость, ветер», - сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила. У педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей. Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.

Первые выходы Анны Павловой на сцену Мариинки состоялись уже во второй год обучения - в дивертисментах и небольших вариациях. Она уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.

Да, эта балерина была «ветром, легкостью, пушинкой». Николай Цискаридзе, например, считает, что Анна Павлова была первой худенькой, длинноногой, легкой и воздушной балериной. Она не скакала по сцене - а порхала, скользила, брала не техничностью, а легкостью, актриса буквально парила в воздухе.

Несомненно, Анна Павлова была трудолюбива и полностью предана и отдана балету. Ведь балетное искусство - это адский труд, работа над собой до изнеможения. И в каком бы веке не жила балерина, она до крови готова изнурять свои стопы для того, чтобы добиться нужного результата. Павлова всегда оттачивала свое мастерство, к тому же у нее были замечательные природные данные. И ей удалось стать легендой еще при жизни.

pavlova3.jpgВыпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Анна получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа, столь благосклонно принявшим ее первое выступление на публике - перед приемной комиссией.

Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго (фр. прима-балерина) - любимицы Вольтера!» - вспоминала впоследствии балерина.


«Обаяние ее личности было настолько велико,
что в каком бы танце Павлова ни появлялась,
она производила на публику неизгладимое впечатление.
Этим до известной степени и объясняется тот факт,
что ее репертуар состоял из спектаклей,
в которых не было ничего новаторского.
Павлова не задавалась целью создать нечто сенсационное -
она сама была сенсацией, хотя вряд ли это сознавала»

Лаврентий Новиков (партнер по сцене)


Анна Павлова была не только прекрасной актрисой психологического театра, предложившей новое прочтение классических партий балетов XIX века, но и неоромантической балериной, тонко чувствующей стилистические особенности каждой постановки. Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа М. М. Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Фридерика Шопена в 1907 году. Это были стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма.

«Павлова - это облако, парящее над землей», - писала пресса. А танцовщица поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли - Лебедя. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру на музыку К. Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию, безвременную кончину грациозного создания.


«Как мне всегда было жаль, что не могла зарисовать ее танца!
Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нем,
иначе не скажешь. Она была самой душою танца.
Только вот вряд ли душа выразима словами!»

Наталья Труханова (балерина)


pavlova4.jpgХореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении А. Павловой стала одним из высоких эталонов русской балетной школы. Самой балерине этот образ подарил бессмертие. «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» - воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя».

Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова - эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.

В 1909 году по предложению А. Павловой, признанной уже на тот момент балерины, С. П. Дягилев (русский деятель театра и искусства) добавил в Русские сезоны к оперным спектаклям балет. Импресарио сомневался, что французам придется по вкусу русское балетное искусство. Но с легкой руки Анны Павловой, участие которой в гастрольном туре отдельно оговаривалось в контракте, балет стал неотъемлемой частью Сезонов.

Эгоцентричная, очень трудоспособная, несмотря на внешнюю ранимость, предприимчивая - после триумфов в Париже в 1910 году Анна Павловна во главе собственной труппы отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с такими великолепными партнерами, как М. М. Мордкин и Л. Л. Новиков. Анна Павлова со своей труппой принесла классический балет в самые отдаленные уголки мира: Египет, Китай, Японию, Бирму, Филиппины, - всей своей жизнью доказывая, что любовь к искусству не знает границ. Труппа выступила более чем в 40 странах и во многих из них впервые представила искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета.

pavlova5Последний раз публика в Мариинке видела выступление А. Павловой в 1913 году. После начала Первой мировой войны она поселилась в Великобритании. Во время Первой мировой войны балерина устраивала выступления в пользу Красного Креста, а в послевоенные годы сборы от спектаклей в Метрополитен-опера отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга.

Поселившись в Англии, Павлова купила дом в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона, где проводила короткий отпуск. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы.

Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), pavlova6Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий.

Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является и кинозапись, запечатлевшая балерину в «Умирающем лебеде». Это был самый любимый ее номер.

pavlova7

Анна Павлова скончалась в Гааге (Нидерланды) во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Существует легенда, что перед смертью она сказала: «Приготовьте мой костюм Лебедя», пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену.

Символично, что балерина ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Смерть великой балерины стала утратой не только на ее родине, но и во всем мире. Многочисленные поклонники никак не могли поверить в реальность этой новости, в то, что легендарный «Лебедь» больше никогда не станцует на сцене.

Анна Павлова была уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.

Ей посвящены художественный и документальный фильмы «Анна Павлова», снятые в 1983 и 1985 годах. Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова». Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире (фр. прима-балерина), Майи Плисецкой. О ней написаны десятки книг, а посетители Музея восковых фигур могут и сегодня видеть, как она, словно живая, застыла рядом с Сарой Бернар.

pavlova8.jpgЗарубежные зрители и критики не раз говорили, что Анна Павлова не танцует – она словно летает, парит над сценой. Ощущение лёгкости пытались передать создатели торта-безе со свежими фруктами и ягодами, названного ее именем. Десерт и сегодня подают в ресторанах Австралии и Новой Зеландии.

Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль «А-ля Павлова»: изысканный атлас и манильские шали с кистями.

В Нидерландах Павлову всегда встречали с букетом белоснежных тюльпанов, сорт которых вывели в ее честь и назвали – «Анна Павлова». Именем «Анна Павлова» назван даже один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines.

pavlova9

А в лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продаются билеты: они предназначены для призраков Анны Павловой и Айвора Новелло (англ. композитор, певец и актёр).

Материал подготовлен методистом ведущей категории ГКУК ЧОБМ  Н. С. Кузнецовой