2019 - Год театра в России
Вас также может заинтересовать: методический релиз "Театр есть искусство отражать жизнь" (издания библиотеки), "Великий волшебник - театр" (оформление выставок)
«Театр!
Любите ли вы театр,
так как я люблю его…»
В. Г. Белинский
Вам, наверное, знакомо ощущение, когда в театральном зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех, находящихся в зале, охватывает ощущение волшебства и тайны. Зритель еще не видит героев спектакля, а на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.
Театр - это зрелище, способное удивить самого искушенного современного зрителя. Он дарит людям положительные эмоции, пищу для размышлений, теплоту и надежду. Спектакль существует только здесь и сейчас. И именно в этом таится секрет его очарования.
Театр существует много веков, хотя ему предрекали смерть в связи с появлением кинематографа, потом с появлением телевизоров и DVD. Но театр жив до сих пор, имеет массу поклонников и перешел в разряд интеллектуального искусства. Наверное, все дело в живой игре актеров, которую не способна заменить никакая самая качественная картинка на экране любого размера. Даже старую знакомую пьесу смотришь всегда как будто в первый раз, находишь что-то новое в игре актеров, новые смыслы тех или иных фраз.
Театр выполняет очень важную роль - он формирует взгляды на жизнь, достаточно часто помогает принять то или иное решение. Наконец просто предоставляет возможность восполнить потребность в прекрасном. Не стоит забывать и о том, что театр лечит душу. Ну а о воспитательной функции театра можно говорить бесконечно.
28 апреля 2018 года Президент России В. В. Путин подписал Указ о праздновании в 2019 году Года театра в России. Инициатором этой идеи еще в 2017 году выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин:«Российский театр имеет огромную, славную историю, и он вполне достоин того, чтобы провести в нашей стране Год театра». Глава Министерства культуры Владимир Мединский подчеркнул, что такой год «придаст дополнительный стимул и повысит темп развития всего театрального процесса в стране». Год театра - это очень важное событие для культурной жизни нашей страны.
Одной из основных задач проведения Года театра в России в 2019 году является возможность сделать театр частью жизни каждого из нас.
В отечественной культуре театральное искусство ценится высоко, поэтому сильные труппы и режиссеров можно встретить как в столицах, так и в провинции.
Большой академический театр
в Москве
Говоря об известнейшем театре Москвы, имеют ввиду Большой академический театр. Он является главным театром страны. Сложно встретить человека, который бы ничего о нем не слышал. История развития отечественной оперы и балета теснейшим образом связана с Большим театром.
Более двухсот лет Большой театр считается визитной карточкой России. 28 марта (по новому стилю) 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.
Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, западную классику и специально заказанные сочинения. Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать свои «решения» вниманию зрителей, как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира.Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра.
То здание Большого, что уже в течение многих лет воспринимается всеми как одна из главных достопримечательностей Москвы, открылось 20 августа 1856 года. Его строил Осип Бове по приказу тогда московского губернатора князя Дмитрия Голицына. Бове улучшил дорогостоящий проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова и воздвиг здание колоссального размера.
Роскошное внутреннее убранство зала и фойе было подвергнуто значительным изменениям с приходом советской власти. Некоторые детали интерьера были уничтожены по идеологическим соображениям: в советское время в Большом театре проводились крупные политические мероприятия.
Восстановить убранство XIX века удалось только после реконструкции 2005-2011 гг. Реставраторы не только постарались воссоздать исторический облик здания, но и сделать театр более удобным для зрителей. Площадь самого театра увеличилась почти в два раза: прибавилось несколько подземных этажей с репетиционными классами и Бетховенский зал.
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов - насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Дэвидом Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов.
Мариинский театр
в Санкт-Петербурге
Первым по популярности не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России считается Мариинский театр. Его по праву называют символом русской театральной культуры.
При посещении этого театра, можно увидеть шедевры мировой и отечественной оперы и балета. Сегодня, среди музыкальных театров, именно Мариинский считается лучшим в России, о нем знают во всем мире.
Год открытия этого театра - 1783-й. Он был назван в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В 1935 годуМариинский театр переименовали в театр имени С. М. Кирова. После перестройки ему было возвращено название Мариинский. Художественным руководителем театра является один из лучших дирижеров мира Валерий Гергиев.
Сцена театра помнит таких прославленных балетмейстеров и танцовщиков, как Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Мариус Петипа, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Наталия Дудинская, здесь пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов.
Театр уникален в отношении сохранения балетного наследия. Например, спектакль «Жизель» идет здесь с 1842 года. До сих пор можно наслаждаться такими шедеврами хореографического искусства, как балет «Лебединое озеро» образца 1890 года. В том же 1890 году состоялась премьера «Пиковой дамы» П. И.Чайковского - «самой петербургской оперы», по словам одного из критиков. Балет А. К. Глазунова «Раймонда» со дня своего первого представления в 1898 году был показан более 370 раз.
Сегодня балетная и оперная труппа Мариинки признана лучшей в мире. Там трудятся такие талантливейшие мировые звезды, как Анна Нетребко, Ольга Бородина, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и мн. др.
Театр демонстрирует и классические постановки, и постановки молодых режиссеров. Чтобы попасть на одну из известнейших классических постановок, позаботиться о приобретении билетов необходимо заранее. Из-за повышенной популярности Мариинского театра, желающих побывать в нем всегда много.
Здание театра, построенное в 1860 году архитектором Альбертом Кавосом, одно из красивейших не только в России, но и во всем мире. Великолепное убранство зрительного зала в основном сохранилось до наших дней. Мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок, пышная царская ложа и огромная хрустальная люстра - таков уникальный колорит этого самого лирического театрального зала Европы. Великолепный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина.
Мариинский театр - средоточие русской культуры и истории. Жизнь театра насчитывает более двух столетий, что придает ему особую значимость в мире искусства. Он широко известен во всей России и за рубежом. Тысячи людей приезжают в Северную столицу со всего мира, чтобы попасть в этот храм искусства.
Челябинский государственный академический театр драмы
им. Н. Орлова
В Челябинске более десятка различных театров. Среди них есть и такие, которые существуют уже много лет, являясь визитной карточкой города,и совсем молодые.
Челябинский театр драмы имени Наума Орлова - один из крупнейших и старейших театров Южного Урала - по праву считается гордостью региона, его культурным центром.
Датой основания театра принято считать 9 декабря 1921 года, когда на сцене Челябинского Народного дома был представлен спектакль по драме Владимира Ивановича Немировича-Данченко «Цена жизни» в исполнении профессиональной труппы известного провинциального режиссёра П. И. Васильева. С этого времени театральная жизнь в Народном доме не прекращалась. В том же году театру было присвоено имя Самуила Яковлевича Цвиллинга.
В 20-е годы драматический коллектив не имел постоянных актеров, а средства на декорации и костюмы добывал только за счет продажи билетов. В связи с этим он вынужден был осуществлять огромное количество постановок, что сказывалось на их качестве.
Первые успехи театра в 1930-е годы связаны с главным режиссером Сергеем Аркадьевичем Головиным. В 1935 году в Челябинске с большим успехом прошли гастроли московского академического Малого театра. Руководство области обратилось к старейшему актеру театра – заслуженному артисту РСФСР Сергею Головину с предложением возглавить местный театр и поднять его профессиональный уровень. Головин ответил согласием и в течение двух сезонов работал в Челябинске. С постановки бессмертного «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя начинается новый творческий этап в жизни челябинского театра драмы. Сергей Аркадьевич определил творческое лицо театра, заложил в основу его деятельности реалистические традиции Малого театра, сформировал постоянную труппу,при нем были поставлены спектакли, получившие широкое признание.
Послевоенный период в истории театра – время его дальнейшего творческого роста, завоевание популярности и любви зрителей Челябинска и тех городов, где проходили гастроли театра. Многие из спектаклей того времени навсегда вошли в творческую копилку театра: «Достигаев и другие» Максима Горького, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Фабричная девчонка» Александра Володина и др.
В 1973 году во главе театра был поставлен известный режиссер, народный артист России Наум Юрьевич Орлов. Именно он смог открыть новую страницу творческой судьбы драматического театра. Он расширил жанровый диапазон театра, разнообразил стилистику образов, но при этом сохранил его сценические традиции. Орлов собрал сильную, даже выдающуюся для периферийного театра труппу.Один за другим театр ставит спектакли, которые обретают популярность и становятся легендой.За высокие творческие достижения челябинскому театру драмы было присвоено почетное звание «академический».
Вначале 80-х театр переехал из Народного дома в свое нынешнее, специально для него построенное, здание. Величественное строение из бетона высотой в 41 метр строилось на возвышении за памятником Ленину около 10 лет – с 1973 по 1982 годы. Периодически стройка замораживалась, но к осени 1982 года здание театра преобразилось – оно было облицовано природным мрамором и украшено замысловатыми конструкциями из каслинского литья. Для города театральное новоселье стало грандиозным событием. Несколько лет челябинцы ходили в театр не только для того, чтобы посмотреть спектакль, но и на экскурсию по новому зданию. Такой бум в своё время пережил только органный зал на Алом Поле. Группа архитекторов, спроектировавших здание челябинского театра драмы, была удостоена Государственной премии РСФСР.
Сегодня Челябинский государственный академическийтеатр драмы им. Наума Орлова входит в число ведущих театров России. Сохраняя традиции русского репертуарного театра, его коллектив постоянно находится в поиске,благодаря чему он, как и прежде, остается интересным для зрителей.
С театром сотрудничают режиссеры и художники-сценографы из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, а также Франции и Италии, что дает труппе возможность поработать с представителями различных школ и направлений.
Челябинский театр драмы является участником и лауреатом многих театральных фестивалей, активно гастролирует как по Челябинской области, так и за ее пределами. Репертуар театра драмы Челябинска, по-прежнему, складывается из лучших пьес отечественных и мировых драматургов, а каждый новый сезон обязательно начинается с премьеры нового спектакля.
Несмотря на заслуженный для театрального коллектива возраст, Челябинский академический театр драмы им. Наума Орлова и в настоящее время стремится оказаться в центре культурной жизни Южного Урала.Его коллектив верит в собственные силы, по-прежнему надеется оставаться интересным зрителям, быть полным кипучей творческой энергии, не бояться поисков и совершать открытия.
Челябинский государственный молодежный театр
Имея солидный репертуарный список и завидную зрительскую любовь, сегодня Челябинский государственный молодежный театр, известный также как «Театр юного зрителя», является одним из ведущих центров Челябинска в воспитании детей и подростков. Он заслужил это признание своими увлекательными театральными постановками. Для самых маленьких зрителей - это красочный мир сказок. Привычных к неформальным тусовкам подростков театр увлек смелыми проектами и неожиданным прочтением классики. О вечном, актуальном и наболевшем ведет он свои умные диалоги с молодежью.
А начиналось всё в далеком 1966 году, когда Челябинский ТЮЗ распахнул двери в ожидании посетителей. Свой первый сезон театр открыл на сцене филармонии. На суд юных зрителей были представлены привычный традиционный драматический спектакль «Золотой ключик» по пьесе Алексея Николаевича Толстого и спектакль-диспут «Они и мы» Натальи Долининой. Эти спектакли стали своеобразным камертоном в дальнейшей творческой жизни театра, в которой мир мечты, выдумки, поэзии органично соединялся со страстными размышлениями о выборе пути, о праве на собственное видение и понимание окружающего мира. Такого соединения противоположностей в репертуаре, определенного когда-то первым главным режиссером Борисом Скоморовским, театр придерживается и сегодня.
Из-за отсутствия собственной сцены первые годы театр юного зрителя много гастролировал по области. И только через четыре года с момента своего существованияТЮЗ наконец-то обрёл собственный дом – историческое здание в центре Челябинска по адресу: ул. Цвиллинга, 15 (бывший особняк купца Бреслина). Живи, твори и радуйся! И коллектив театра не заставил себя ждать.
Как известно, аппетит приходит во время еды, и вскоре для актеров ТЮЗа одной сцены уже становится мало. В1977 годуспектаклем «Допрос» по повести Станислава Родионова в театре открывается малая сцена, которая задумывалась как своеобразный дискуссионный зал, где по окончании спектакля проходило его обсуждение. Её появление было вызвано необходимостью прямого контакта с педагогами, родителями и старшеклассниками. В разные годы на малой сцене шли спектакли: «Под одной крышей» Людмилы Разумовской, «Легенда о чудях» Константина Скворцова, «Буря» Вильяма Шекспира и другие.
С постановки пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» начинается следующий этап жизни театра - ТЮЗ ищет новые пути во взаимоотношениях со зрителями. Разнообразие авторов, жанров, эпох, представленное в 80-90-е годы на сцене театра, вызвано стремлением познакомить не только молодежь, но и зрителей всех возрастов со всем богатством мировой театральной культуры. Необычные, экспериментальные постановки таких спектаклей как: «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, «Монна Ванна» Мориса Метерлинка, «Король – Олень» Карла Гоцци, «Журавлиные перья» Дзюндзи Киносита, «Гамлет» Уильяма Шекспира, «Путешествие Эфиопа из Иерусалима в Газу» Людмилы Улицкой, «Фея Теккерея» Натальи Скороход и другие стали открытием для многих челябинцев и гостей города.
Тогда же состоялся переезд театра в отреставрированное здание Народного Дома на главной площади Челябинска – площади Революции.
Челябинский ТЮЗ неоднократно становился победителем престижных театральных смотров и фестивалей. Его творческая деятельность была отмечена многими наградами, в том числе и международного уровня: Международный молодёжный фестиваль «NonStop» в Потсдаме (1986), «Большой голландский фестиваль» (совместный проект Челябинского ТЮЗа и голландского театра Wederzijds, Дембош, 1992). Но наиболее ценными в труппе считают полученные за один день в далеком 1980 году шесть дипломов, две премии Министерства культуры РСФСР и премию Союза театральных деятелей. Ровно девять раз в тот день на сцене легендарного театра в Таганроге, в рамках смотра-конкурса спектаклей в ознаменование 120-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова прозвучало: «Театр юного зрителя, Челябинск». Лебединой песней челябинцев стал спектакль «Житейские истории» по произведениям великого классика.
В 2011 году Челябинский театр юных зрителей сменил своё название на «Челябинский государственный молодёжный театр». Впрочем, смена названия на любовь зрителей к его работам никак не повлияла.
Сегодня коллективтеатра работает под девизом «Современный театр для всей семьи». На сцене с успехом идут как старые, так и новые спектакли для детей, подростков, молодежи, а также их родителей. Театр уделяет внимание и классическим произведениям, и пьесам современных авторов. Быть открытым всему новому, и в то же время уважать традиции, способствовать единению взрослых и детей, утверждать вечные ценности человечества – такова мечта и цель «Молодежного».
В истории каждого сценического коллектива есть свои легендарные личности. Для Челябинского театра юного зрителя такая фигура - режиссёр Тенгиз Махарадзе. Более четверти века он отдал этой сцене, и буквально каждый из поставленных им спектаклей был вехой в творческой истории театра и событием в культурной жизни Челябинска.В память о замечательном режиссёре в Челябинске на доме, где он жил, в 2010 году была установлена Мемориальная доска с бронзовым барельефом и надписью — «Тенгизу Александровичу Махарадзе, известному режиссёру и педагогу, заслуженному деятелю искусств России».
Театр «Манекен»
Челябинский театр «Манекен» является одним из самых любимых и посещаемых в городе. Все спектакли идут там с неизменными аншлагами, будь то премьера или показ старой постановки. Он стал таким же брендом города, как хоккейная команда «Трактор», и некоторые любители театрального искусства приезжают в Челябинск специально ради того, чтобы побывать на его спектаклях.
«Манекен» − это театр для людей», - именно так он себя позиционирует и такого принципа придерживается на протяжении уже многих лет.
Свое начало театр берет в далеком 1963 году, когда студенты Челябинского политехнического института выступили на смотре художественной самодеятельности среди вузов области. 1 апреля - в День смеха - сразу три факультета ЧПИ – приборостроительный, механико-технологический и инженерно-строительный – не сговариваясь, показали первоклассные СТЭМы. Программа называлась «От сессии до сессии». Этот день и стал днем рождения театра, хотя название «Манекен» появилось у него значительно позже.
Вначале в репертуар театра в основном входили миниатюры, обозрения и поэтические композиции. В это же время коллектив активно участвовал в конкурсах художественной самодеятельности и нередко становился лауреатом. Помимо участия в разнообразных художественных фестивалях, «Манекен» успевал и гастролировать. Сначала это были города Челябинской области, но через несколько лет, театр стал известен во многих городах страны.
В последующие десятилетия «Манекен» переходит к более серьёзным формам. На сцене театра появляются спектакли по произведениям Николая Васильевича Гоголя, Чингиза Айтматова, Бориса Лавренева, Александра Володина. «Манекен» становится лидером среди молодежных альтернативных театров подобного типа.
Существенные изменения произошли в последнее десятилетие ХХ столетия. Получив статус муниципального, театр на своей базе в течение ряда лет организовывал фестиваль международного уровня – «Театральные опыты», в котором принимали участие коллективы из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Однако челябинские артисты не только организовывали у себя фестивали, но и достаточно успешно сами выступали, причем как в России, так и за рубежом. В 1990 году состоялся первый выезд театра «Манекен» за границу на международный фестиваль в Де-Мойне (США), где спектакль «Черный человек» получил 3 награды: за лучшую режиссуру, актерскую работу и «аудиовизуальный образ». В 1996 году «Манекен» покорил Европу. В этот год спектакль «Дон-Жуан» увидели в Вене, Братиславе, Праге. Европейцы и помыслить не могли, что в российской глубинке живет столько талантов, и есть необычный город - Челябинск.
«Миллениум» стал для театра особенной вехой в истории, поскольку он переехал в помещение кинотеатра им. А. С. Пушкина. Но интонации доверительного разговора со своим зрителем «Манекен» не поменял. Этому способствовалии небольшие размеры зала, и своеобразная сценическая площадка. Зрителями театра традиционно являлись студенческая молодежь, старшие школьники и техническая интеллигенция.Там же был открыт Центр искусств «Театр+Кино», который полюбил весь Челябинск.
Сегодня театр «Манекен», работая в разных жанрах и постоянно расширяя репертуар, каждый сезон радует своего зрителя новыми спектаклями и неожиданными решениями.