Конечно, наши самые любимые персонажи Новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если аналоги русского Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше, чисто русское достояние.

Снегурочка – русский сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской девушки на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!». И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры. Жизнь её окутана тайнами и легендами. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки:

– Бездетные старик со старухой слепили из снега куклу (в других вариантах снег положили на печь или толкли в ступе), и она ожила. На вид девочке было около 13 лет. Старики удочерили её и назвали Снегурочкой (по другой версии – Снежевиночкой). Девочка погибла во время летней забавы, прыжков через костёр на Ивана Купалу: превратилась в облако и улетела. На некоторых открытках Снегурочку так и изображали ребёнком.

– Историк-фольклорист Александр Афанасьев полагал, что история Снегурочки связана с народным представлением о том, что облачные духи рождаются из тающих снегов. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на землю – в этот мир, заселённый людьми, – и поражает всех своею нежной белизной (т. е. падает на поля в виде снега). С приходом же лета она принимает новый, воздушный образ, и удаляясь от земли на небо, носится там вместе с другими легкокрылыми нимфами.

– Фигурирует ещё мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы. Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встаёт и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия этого образа как сезонного духа (духа растительности), что и роднит её с образом Снегурочки.

Связь русской Снегурочки с Костромой подчеркивается костромскими краеведами. Объясняется это мнение, скорее всего, тем, что «Снегурочка» А. Н. Островского была написана в усадьбе писателя, находящейся в Костромской области.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в ее характере. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порождённая творчеством русского народа сказка о Снегурочке – явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках других народов мира. Сказки о Снегурке были исследованы русским историком и фольклористом А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», изданном в 1867 году.

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны. Прекрасная бледная светловолосая девушка. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Она погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Островский изменил историю Снегурочки: из-под его пера вышла не аллегория смены времён года, а романтическая и трагическая история о любви. Снегурочку губит не костер, а любовь, которую зажёг в её сердце Ярило-Солнце.

В 1882 году композитор Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. «Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества.

Лирическая, красивая история А. Н. Островского про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат С. И. Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В. М. Васнецов, Снегурочка у него в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове. А три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н. А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение и другие известные художники. М. А. Врубель в 1890 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А. В. Морозова в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом.

Позднее, свое видение Снегурочки представил Н. К. Рерих. В 1920 году художник начинает работу над оформлением новой постановки Н. А. Римского-Корсакова. Это прочтение произведения «Снегурочка» отличалось от предыдущих постановок. Н. Рерих создал новую эпоху и совершенно оригинальный стиль. Костюм девушки расписан загадочными кругами и завитком. Такой орнамент напоминает герб Сибири. Этот образ ни на кого не похож, яркий и запоминающийся. Снегурочка олицетворяет всю Россию в целом.

Поэтов и писателей также привлекал трагический персонаж А. И. Островского. Например, холодная красавица, чуждая любви и тепла, появляется в произведениях Александра Блока, а позже – Фёдора Сологуба.

В 1891 году Владимир Даль издал свою обработку сказки о маленькой Снегурочке. Его сказка со счастливым концом предназначалась для маленьких детей. Вскоре маленькая снежная девочка, когда дочка, а когда внучка Мороза, стала неотъемлемым спутником Деда Мороза в детской литературе.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX – начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Н. А. Островского или оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Снегурочка впервые появились вместе Дедом Морозом, как его внучка и непосредственная помощница на празднике ёлки в Московском Доме Союзов, на самой главной ёлке Советского Союза.

Образ Снегурочки – это вечно юная и жизнерадостная девушка, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

В годы Великой Отечественной войны о Снегурочке забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х годов, благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлёвских ёлок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской ёлке Санта Клаусу приходится справляться самому. А работают под Новый Год Снегурочками чаще всего студентки театральных ВУЗов и актрисы.

На экран историю Снегурочки перенесли ещё в 1914 году на киностудии Ханжонкова, но об этом фильме мало что известно.

Зато вполне доступна кинопродукция второй половины XX века:

– В 1952 году вышел полнометражный мультфильм по пьесе А. Н. Островского с музыкой Римского-Корсакова. Герои в нем порой переходят на оперное пение, но сценарий адаптирован для детского просмотра.

– В 1957 году появился 10-минутный мультфильм «Сказка о Снегурочке», поставленный по той самой сказке, которую написал сто лет назад А. Н. Афанасьев. Вот только конец решили сделать оптимистичным.

– Первую цветную кинопостановку истории о Снегурочке сняли в 1968 году на студии «Ленфильм». Это самая близкая к тексту А. Островского экранизация, так что фильм будет понятнее скорее взрослым, чем детям. Для фильма была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был не случаен. Именно в этих краях А. Н. Островский писал свою пьесу «Снегурочка». После завершения съемок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого в Костроме в 2008 году был построен Терем Снегурочки, в котором та круглый год принимает гостей.

– В 1971 году на экраны вышел фильм «Весенняя сказка» студии «Беларусьфильм». Авторы местами отступили от сюжета пьесы Островского, зато фильм получился ярким и весёлым. И это, несмотря на печальный финал.

Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.

Снегурочка – вовсе не такое уникальное явление, как думают многие. Есть её аналоги и в других странах.

Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта-баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками Дзамер Папи помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении девушки Коргыз.

В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. А в Болгарии снежную девочку зовут просто – Снежанка…

Однако можно с уверенностью сказать, что Снегурочка – бесценное достояние именно русской культуры и один из самых ярких символов Нового года.

Одиннадцать лет тому назад впервые в России стали отмечать День рождения Снегурочки. Неизвестно, по каким источникам, но установили, что напарница Деда Мороза родилась в ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако по объяснениям организаторов, «у Снегурочки отец – Дед Мороз, а мать Весна, и поэтому у нее День рождения весной». С 2009 года 4 апреля – официальная дата рождения Снегурочки.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же? Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров. Впрочем, два секретных адреса Снегурочки уже известны:

– Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке;

– Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки.

На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от неё или от её добрых помощников.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась ещё одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нём очень нравится!

 

Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт!

 

 

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой