«Звездный путь Любови Орловой»

«Быть Любовью Орловой – очень трудно.
Она – икона, а к иконе каждый норовит приложиться!»
Ф. Г. Раневская

Любовь Орлову называли русской Марлен Дитрих. Благодаря ей советский кинематограф не только поднялся на новый уровень, но и стал уверенно конкурировать с театральным искусством. Огромное количество наград и заслуг, яркая фильмография - Любовь Петровну по праву считают одной из самых талантливых актрис Советского Союза.

Ее знали, ее любили, ею восхищались. Когда она шла в Москве по улице Горького, встречные замедляли шаг, даже незнакомые ей мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия и доброты.

Любовь Орлову тепло приветствовали в любом, самом отдаленном уголке нашей страны, где бы она ни появлялась. Она действительно была близка каждому. Поражали притягательная красота ее одухотворенного лица, пронизывающий взгляд живых, мыслящих глаз, приветливая улыбка. В ее присутствии сразу же вспоминались влекущие образы ее героинь в фильмах, ставших известными едва ли не всем советским людям, впервые исполненные ею песни, покорявшие каждого своей искренностью и глубоким лиризмом. Песни, которые вслед за ней пели все наши города и села. Таким было поистине всеобщее признание силы и величия таланта Любови Петровны Орловой.

Разумеется, все это открылось людям не сразу и признание пришло не в один миг. Позади остался долгий и нелегкий путь к вершинам мастерства и славы.

Будущая икона советского кино Любовь Петровна Орлова появилась на свет в 1902 году в семье дворян. Её отец, служивший в военном ведомстве, имел несколько наград от государя. Евгения Сухотина, мать Любы, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с писателем Львом Толстым. У Любови Орловой хранилось произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Любе самим писателем.

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был Фёдор Иванович Шаляпин. Увидев как-то домашний спектакль с участием младшей Орловой, он напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не артисткой, а музыкантом. Поэтому, когда Любе исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

С 1919 года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение. Сложная для дворянской семьи ситуация революционных лет не позволила родителям оплатить обучение дочери. С 1922 года Любовь преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее, в этот период она успевала учиться в ГИТИСе (тогда театральный техникум им. А. В. Луначарского).

С 1926 года Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа. Уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. В 1932 году Любовь Петровна получила главную роль в опере Жака Оффенбаха «Перикола». На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.

В 1933 году актрису в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссёр Григорий Александров. Александров был сражён талантливой игрой и красотой Л. Орловой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссёром играть в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в своей картине «Весёлые ребята».

Кинематографическая биография Л. П. Орловой началась именно с этого фильма. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднялась по карьерной лестнице советского кинематографа. Во многом благодаря ей отечественный кинематограф стал популярным видом искусства, который ощутимо потеснил театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

Тогда же началась история любви Любови Орловой и Григория Александрова. Между режиссером и актрисой сразу возникла симпатия, но пожениться они смогли лишь после выхода фильма. Их брак считался идеальным, как тандем актрисы и режиссера. Специально для жены Александров придумал образ, напоминавший Марлен Дитрих: из шатенки она превратилась в блондинку. Именно такой ее и запомнили поклонники.

В 1936 году на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Он получил Гран-при международной выставки в Париже, а в 1941 году был награждён Сталинской премией.

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл-комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым.

В 1939 году Любовь Петровна сыграла главную героиню приключенческого детектива «Ошибка инженера Кочина». Режиссёром картины был Александр Мачерета. А в 1940 вышел последний довоенный фильм – мюзикл Г. Александрова под названием «Светлый путь».

У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех фильмах. Фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Они были чрезвычайно любимы советскими зрителями.

Любовь Орлова выступала на фронтах Великой Отечественной с первого и до последнего дня этой страшной войны. Самая популярная актриса Советского Союза пела для бойцов под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском, а позже – за пределами Советского Союза, своим творчеством поддерживая наших воинов, освобождавших страны Европы.

После войны Л. П. Орлова опять много снималась. В 1947 году вышел мюзикл «Весна», а через два года фильм о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-х Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.

Любовь Петровна Орлова была признанной красавицей и примадонной кинематографа и уделяла своему внешнему виду большое внимание. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что она первой испытала на себе пластическую хирургию. Именно благодаря особому отношению к себе актриса роскошно выглядела, и никто не мог сказать, сколько в действительности ей лет. Аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли ей скрывать свой возраст.

«Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле «Милый лжец» Орлова со сцены произносила слова: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!». Такой вот была и сама Любовь Петровна» - писал биограф актрисы Михаил Куницын.

Вся страна обожала ее, причем и мужчины, и женщины в одинаковой мере. Сама Орлова, история любви, ее личная биография, фильмы, красота, походка, улыбка, одежда - все это любили в ней. И пытались ей во всем подражать, что привело к появлению нового диагноза тех времен, который назывался «синдром Любови Орловой».

Она воплощала собой, одним своим существованием, мечту советских граждан о другой жизни, более счастливой, более красивой, более лучшей… Потому что, глядя на нее, невозможно было предположить, что она родилась и выросла в СССР. Своей какой-то особенной красотой и поведением актриса очень выделялась.

В те годы, когда каждый боялся своего соседа, в стране, погрязшей в репрессиях и расстрелах, во времена, когда балом правила безысходность, наложившая свою особенную печать на советский народ, Любовь Петровна стала просто «лучом света в царстве тьмы». Во всех ее фильмах был хороший конец, торжествовала правда и справедливость, которых так не хватало людям той эпохи.

Любови Петровне Орловой дважды присуждалась Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй - за ленту «Встреча на Эльбе», где она сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка была награждена орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Л. П. Орловой присвоено звание Заслуженной, а потом и Народной артистки РСФСР и СССР.

1 сентября 2007 года в Звенигороде (Подмосковье) открылся первый и единственный в России Городской культурный Центр (ГКЦ) имени Любови Петровны Орловой. Название для Центра выбрано не случайно, ведь народная артистка родилась в Звенигороде. Именно здесь она провела детство и юность. В Центре проводятся творческие вечера, встречи с известными артистами, концерты, фестивали. Здесь проходит традиционный международный фестиваль «Международная летняя театральная школа», который объединяет более сорока стран ближнего и дальнего зарубежья.

В ГКЦ открыт музей Любови Орловой. Стены каждого этажа украшают кадры из всем известных кинокартин с ее участием и фотопортреты великой актрисы.

В Москве, на доме № 29 по улице Большая Бронная, в котором с 1966 по 1975 год жила Любовь Орлова, установлена мемориальная доска.

18 августа 1972 года в Крымской астрофизической обсерватории в Бахчисарайском районе астроном Л. В. Журавлева открыла астероид (малую планету) 3108, которую позже назвали в честь Любови Орловой – «Любовь».

19 июля 1976 года в Югославии на верфи им. Иосипа Броз Тито в городе Кралявица было спущено круизное судно, которое было названо в честь актрисы «Любовь Орлова». Пятипалубный теплоход длиной 100 метров и вместимостью 220 человек был приписан к Дальневосточному пароходству, возил туристов на Курильские острова и на Камчатку.

В 1997 году российские садоводы-коллекционеры по-своему увековечили память об актрисе. Они создали фиалку «Любовь Орлова» и флокс «Любовь Орлова».

В 2002 году к 100-летию со дня рождения Любови Петровны Орловой Банк России в серии «Выдающиеся личности России» выпустил памятную юбилейную монету из серебра номиналом 2 рубля.

Уже в наши дни, в марте 2015 года зрители увидели 16-серийный фильм, снятый на реальных событиях жизни актрисы и режиссёра, под названием «Орлова и Александров». Лента охватывает большой период жизни артистки, начиная от её знакомства с Григорием Александровым до самой смерти. Любовь Орлову сыграла актриса Олеся Судзиловская.

Любовь Петровна Орлова из тех женщин, которые получили от судьбы максимум возможностей и не растратили их по пустякам. Она сумела правильно распорядиться этим даром и отдать неизмеримо больше, став великой актрисой, кумиром многих поколений.

 

Материал подготовлен методистом ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой на основе интернет-источников:
https://glebmusic.ru/kino/lyubov-orlova-vikipediya.html
https://24smi.org/celebrity/1292-lyubov-orlova.html
https://zen.yandex.ru/media/kulturologia/o-chem-molchala-vechno-molodaia-aktrisa-liubov-orlova-5f1b4822b27fa36ca607f1f1
https://biograph.online/lyubov-orlova/
http://donbassdance.ru/artisty-pobedy/113-lyubov-orlova
http://www.lubov-orlova.ru/memory.html