«Неженское дело»
Первая летчица-штурман Марина Раскова
Во время Великой Отечественной войны плечом к плечу с мужчинами сражались храбрые женщины, поставившие долг перед Родиной выше собственной жизни. Одной из таких героинь стала летчица-штурман Марина Раскова. Герой Советского Союза. Командир женского авиаполка «Ночные ведьмы». Она стала одной из первых женщин, примеривших на себя профессию штурмана, до того исключительно мужскую.
Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в столице Советского Союза. Отец семейства Михаил Дмитриевич Малинин принадлежал творческому сообществу Москвы: исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих учениц.
Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей – все данные для этого у нее имелись. Однако после трагической гибели отца ее биография пошла совсем по другому сценарию. Мать Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми, и вынуждена была поднимать их на скромную учительскую зарплату. Чтобы облегчить жизнь матери, юные Марина и ее брат Роман устроились на работу, навсегда попрощавшись с беззаботным детством.
Устроившись в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского в 1932 году, Марина поняла, что ее призвание заключается не в музыке, а в самолетах. Впервые увидев огромную «железную птицу», она буквально влюбилась и загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом. Жизнь обрела смысл среди сложных приборов: манометров, секстантов и аэротермометров. Вначале Марина опешила перед изобилием сложных технических терминов, но вскоре быстро разобралась в их назначении. Ведь работа обязывала ее находиться среди слушателей академии на лекциях и практических занятиях.
Марина Раскова упорно шла к цели и прочла массу книг о мастерстве штурманов. Для осуществления мечты понадобилось пополнять пробелы в знаниях по физике, астрономии, высшей математике. Дополнительно она изучила от корки до корки радиотехнику, метеорологию и сопутствующие науки. Преподаватель академии Александр Васильевич Беляков, заметив ее рвение, стал помогать осваивать трудные термины. Марина без протекции своего учителя, только полагаясь на багаж знаний, безупречно сдала выпускные экзамены в Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота. В советской авиации она стала первой женщиной-штурманом, а дополнительно проводила и трудную исследовательскую работу.
Для защиты дипломной работы Марине Михайловне нужно было провести аэрофотосъемку для описания авиалинии Одесса-Батуми. Инженеры срочно нуждались в описании условий местности, чтобы составить детальный объем работ. Раскова проводила фотосъемку в трудных условиях: летала по 7 часов ежедневно, даже в штормовую погоду. Летчица сделала детальное описание крымского и кавказского побережья, а также акватории Азовского моря. Ее дипломную работу посчитали блестящей, поэтому после экзаменов она получила ответственную должность – инструктор аэронавигационной лаборатории. Дополнительно успешно преподавала штурманское дело.
Марина Михайловна Раскова проводила занятия для старших офицеров. Она учила основам летной грамоты и тактике воздушного боя. Кроме того, проводила практические занятия, где могла за один вылет сделать около пятидесяти заходов на ориентир на самолете «ТБ-3». Сам начальник академии вызвал Раскову и задал вопрос: какую награду она желает получить за успешную подготовку штурманов? Она ответила, что хочет управлять самолетом.
Марина Раскова поступила в Центральный аэроклуб в Тушино и в 1935 году успешно завершила обучение. Школа пилотов подняла ее к новым свершениям: теперь она стала заниматься подготовкой первомайских воздушных парадов. Летчица не только рассчитывала в точности траекторию полета каждой машины, но и сама летела впереди парадной колонны на флагманском самолете. Марина Михайловна Раскова была известной личностью в Москве: на нее равнялись юные комсомолки, о ней писали статьи в газетах.
В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.
В 1938 году команда отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по дальности полета, пролетев на самолете «Родина» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока составлял почти 6,5 тысяч километров.
«Дамскому» экипажу рукоплескала вся страна. Проявленные при перелете героизм и мужество высоко оценило советское руководство, удостоив девушек званиями Героев Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду», став одной из первых в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой.
В октябре 1941 года вплотную к Москве подступает фронт. Родина испытывает дефицит в опытных летчиках. Марина Раскова обращается к руководству ВВС с новшеством – создать женский авиационный полк. Раскову забросали письмами: выпускницы летных училищ и обычные комсомолки с просьбой позволить бить врага под ее командованием. Вскоре полк был создан. Но желающих оказалось столько, что было решено сформировать не один, а целых три женских авиаполка. И М. Раскова продолжает работу по формированию еще двух женских полков. Марина Михайловна занималась созданием 586-го, 587-го и 588-го полков. Сама она непосредственно командовала 587-м бомбардировочным полком.
Проводились летные учения по 14 часов, кроме того, использовалась практика регулярных ночных вылетов. Тренировочные полеты осуществлялись на маленьких тихоходных самолетах «ПО-2». Двухместный учебный самолет из дерева, фанеры и полотна, оборудованный подвесками для бомб под нижними крыльями, был ничем не защищен от вражеских зенитных установок. Поэтому к цели подходили на гораздо большей высоте, чем нужно для бомбометания. Убирали газ, бесшумно планировали, сбрасывали бомбы на намеченный объект и так же бесшумно уходили от цели. «Ночными ведьмами» прозвали наших славных летчиц фашисты.
На фронте Марина Раскова восхищала других девушек-летчиц, ее обожали как в своем полку, так и в других, куда она приезжала. Галина Джунковская – штурман бомбардировщика Пе-2, вспоминала о ней так: «Раскова Марина Михайловна разговаривала твердо, ее невозможно было не слушать. Она честно признавалась, что предстоит много тяжелой работы, не врала, не приуменьшала опасность. Ее все очень любили. Она очень о нас заботилась и все для нас делала». При Марине Расковой девушки-бойцы были хорошо одеты, обуты и накормлены. Она даже «выбила» для своего полка более новые и удобные машины. Ей предлагали взять американские, но она даже слушать не хотела – только отечественные. Галина Джунковская вспоминала: «Мы все вечера проводили вместе. Света не было, садились у печи, и Марина Михайловна рассказывала нам, как она училась, как пришла в авиацию. Она очень любила петь, ее любимой песней была «Бьется в тесной печурке огонь...» Она так хорошо ее пела, как на сцене».
Устоявшийся образ Марины Расковой – хрупкая женщина в гимнастерке под широким командирским ремнем, в синем берете, с некрасиво зачесанными на прямой пробор и собранными в узел волосами. На протокольных, по большей части постановочных фотографиях – строгая женщина, выглядящая гораздо старше своих двадцати с небольшим лет, без малейших признаков какого бы то ни было кокетства, разве что улыбка хорошая. Ни нарядов, ни косметики, даже ракурсы, как правило, не выигрышны.
Однако знавшие о Расковой только по газетным передовицам при личной встрече бывали обескуражены. Так, Константин Симонов, встретивший ее в 1942 году, был поражен ее «спокойной и нежной русской красотой». Нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин отмечал: «Всегда одетая в строгую военную форму, Марина Михайловна тем не менее оставалась женственной и элегантной». А летчица Раиса Аронова так ее описывала: «Свет из-под зеленого абажура настольной лампы неярко освещал хорошо знакомое по фотографиям лицо. Прямой пробор. Гладко зачесанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Четкий разлет темных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастерке – «Золотая Звезда» Героя».
Валентина Гризодубова вспоминала: «Я часто встречала Марину у Военно-воздушной академии, и первое, на что обратила внимание, это на ее необыкновенную аккуратность и подтянутость. Во всем – и в одежде, и в прическе, и даже в движениях». И когда во время перелета «Родины» Раскова была вынуждена катапультироваться, она блуждала по тайге одетая по уставу, с приколотым на свитер орденом Ленина.
В 1939 году Марина Михайловна написала книгу «Записки штурмана», которая разошлась огромным по тем временам тиражом и стала своего рода манифестом новой женственности. Поэтесса Маргарита Алигер, прочтя журнальную верстку, отметила в дневнике: «Очень интересно, но страшно выхолощено. Ничего о личных делах, о каких-то внутренних переживаниях, о какой-то внутренней борьбе. Это досадно. Ведь она в какой-то степени новый человек, интересно, как она все женское переживала». Эти слова справедливы, но книжка все равно живая и кажется искренней, даже в бессчетном восхвалении вождя. А выстраивание собственного имиджа и вовсе укладывается в отдельный сюжет.
В роковой день 4 января 1943 года летчики М. М. Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка недалеко от Саратова самолет майора Расковой потерпел катастрофу, весь экипаж погиб. Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова похоронена в Москве, на Красной площади. В 1943 году полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.
Сегодня имя Марины Расковой с честью носит Тамбовское высшее военное авиационное училище. В этом летном учебном заведении установлен бюст героической летчицы. Также в Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома, где в 1938 году проживали члены экипажа прославленного самолета «Родина», установили мемориальную доску. Имя Марины Расковой носят улицы, площади и переулки в Москве, а также в других населенных пунктах РСФСР.
Два корабля носили прославленное имя «Марина Раскова». Это бывший американский «Ironclad», затонувший в 1944 году в Карском море. И построенный в 1964 году в Венгрии речной теплоход. В 1998 году он был списан.
В 2012 году почта России выпустила марку почтовой оплаты в 15 рублей «100 лет со дня рождения М. М. Расковой». В этом же году на экран вышел сериал «Ночные ласточки», где Марину Раскову, ставшую единственным историческим персонажем, сыграла Наталья Людскова.
А еще именем Расковой, уже в 1980-е годы, назвали новый сорт ирисов, нежных и цветастых. Правда сама Марина Михайловна предпочитала гвоздики.
Марина Михайловна Раскова была обладателем многих наград. Некоторыми из них награждена посмертно: кавалер двух орденов Ленина (1938 год), медаль «Золотая звезда» (1938 год). Награждена знаком «Почетный работник госбезопасности» (1940 год), Орденом Отечественной войны 1 степени (1944 год, посмертно).
Биография Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная война. Она – пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. Пожалуй, о таких женщинах не скажешь: «Слабая половина».
Судьба Марины Расковой стала примером для миллионов девушек, желающих воспитать в себе крепкий характер!
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе интернет-источников:
https://www.syl.ru/article/308584/marina-raskova-biografiya-podvig-nagradyi
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=653
https://topwar.ru/155086-marina-raskova-istorija-legendarnoj-letchicy-shturmana.html
https://fb.ru/news/history/2021/5/7/306756