«Петь – значит жить»
Великие исполнители России - Клавдия Ивановна Шульженко
Клавдия Ивановна Шульженко – певица на все времена, незабываемый голос эпохи, который звучит и сегодня. Участница Великой Отечественной войны. Народная артистка СССР.
Имя Клавдии Шульженко, одной из самых любимых народом певиц, золотыми буквами вписано в историю культуры. Песни – «Синий платочек», «Давай закурим», «Три вальса», «Руки» – до сих пор на слуху.
Ее высокий, хрустально-серебряный, удивительно пронзительный голос узнавали с первой ноты. Когда в ее исполнении звучала песня «Синий платочек», все зрители не могли сдержать слез, даже самые смелые и мужественные фронтовики, за плечами которых километры пройденных военных дорог.
Эта песня живет уже много десятилетий, она не раз звучала в другом исполнении, но такого невероятного, запредельного проникновения в душу удалось добиться только ей – великой певице Клавдии Шульженко. Ее звали «советская Эдит Пиаф», и Шульженко действительно была достойна такого сравнения.
Родилась будущая певица 24 марта 1906 года в Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.
Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе представления, в которых участвовали и дети. Самозабвенно пела и играла и маленькая Клава.
Учась в гимназии, Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила произведения наизусть и декламировала знакомым. Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в частном порядке у профессора Харьковской консерватории Никиты Чемезова. Наставник вселил в дебютантку веру в ее собственный певческий талант, поведав, что чарующий голос Клаве дан от природы.
Клавдия с детства мечтала овладеть искусством перевоплощения. Неизгладимое впечатление на нее произвели звезды немого кино, но еще больше будущая вокалистка любила театр. Отец часто брал дочь с собой на спектакли местной труппы, где тогда служил режиссером Николай Синельников (украинский советский режиссёр, актёр, театральный деятель).
В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову «поступать в актрисы». На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру и попала в труппу. Роли молоденькой артистке доставались эпизодические. Так, Клавдия пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего спектакль, выходило это довольно убедительно.
Потом были другие образы, часто связанные с песенными выступлениями. Шульженко пела в клубах и на разных подмостках после окончания постановок. Клавдия твердо решила связать биографию с театром. Жизнь певицы в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Н. Н. Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.
Кстати, именно Николаю Николаевичу Синельникову поклонники творчества Клавдии Шульженко должны быть благодарны за яркое, душевное и проникновенное пение их кумира. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», – наставлял юную актрису режиссер. Так зародилась особая манера певицы: для каждой песни – свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.
В 1928 году состоялся дебют К. И. Шульженко в Мариинском театре в Ленинграде, а в 1929-м – в Московском мюзик-холле. Композиции Клавдии Шульженко столичная публика слушала с замиранием сердца, и подолгу не смолкал шквал аплодисментов.
В 1939 году Шульженко стала лауреатом конкурса артистов эстрады. Ее альбомы выпускались большими тиражами, а фото регулярно помещались в журнале «Советское искусство». В Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организовали джаз-оркестр.
Великая Отечественная война застала певицу в Ереване, куда она накануне отправилась на гастроли. Клавдия Ивановна и ее муж Владимир Коралли вступили в армию, теперь их джазовый коллектив считался фронтовым. За годы войны артисты дали более пятисот концертов, они поднимали дух жителей осажденного Ленинграда, выступали на Ладоге, ставшей в те годы «дорогой жизни», на фронте, зачастую под канонаду вражеских обстрелов. В 1942 году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года – орден Красной Звезды.
Однажды после выступления к Клавдии Ивановне подошел военный корреспондент Михаил Максимов и предложил спеть доработанный им текст музыкального произведения «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, запоминающийся мотив и душевные слова сделали эту песню знаменитой и поистине народной. Воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, окончательное творческое кредо певицы, ее лирическая героиня и художественная тема сформировались именно в годы Великой Отечественной войны, так как в ее репертуаре больше не стало «случайных» песен.
Композиции Клавдии Ивановны Шульженко даже спасали жизни. Например, существует история о том, как воспитательнице детского сада пришлось выводить из окружения группу, где было не меньше 20 малышей. Женщина с детьми заблудилась и не могла понять, в какой стороне находятся советские солдаты, пока не услышала звучавшую вдалеке запись «Платочка».
В любых условиях Шульженко старалась появляться на концерте в платье и туфлях на каблуках. Однажды ей пришлось выступать прямо с кузова грузового автомобиля с откинутыми бортами. Забираясь на эту импровизированную сцену, Клавдия сломала каблук. После этого она давала концерт, стоя на цыпочках. Во время выступления немецкая авиация совершила налет, заработала зенитная артиллерия, невдалеке начали рваться бомбы. Певицу буквально силой столкнули вниз, кто-то прижал ее шинелью к земле. Когда воздушный налет закончился, Клавдия Шульженко снова поднялась на сцену, отряхнула свой наряд и допела концерт, но уже без туфель. И это лишь один небольшой эпизод из военной биографии Шульженко, а таких концертов в годы войны она провела огромное количество. Солдаты отвечали за это своей благодарностью: писали ей многочисленные письма, дарили цветы, хранили пластинки и фотографии.
В послевоенный период певица находится на пике популярности. Многие композиторы и поэты предлагают ей свои произведения. Они понимают, что само имя Шульженко гарантирует зрительский успех. Но не всякая, даже и хорошая, песня попадала в репертуар певицы: «Я ищу песню – значит, я смотрю, слушаю десятки песен. Как же приходит ощущение, что вот эта песня – моя, эта тоже, а другие – нет, не мои? Ответить на этот вопрос легко тогда, когда я могу предъявить к произведению конкретные претензии: допустим, оно мне кажется недостаточно выразительным или глубоким, не нравится музыка, холодным и скучным представляется текст. Но ведь бывает и так: всем хороша песня, а я просто слышу, как превосходно может она прозвучать в чьем-то исполнении... Только не в моем. Мы с ней чужие друг другу».
В 60-е годы Клавдия Ивановна отказалась от многих песен, которые, по ее мнению, не соответствовали ее возрасту. Она все чаще обращается к репертуару военных лет.
В 1965 году певица выступила на Первом фестивале советской эстрадной песни. «В эти свои вечера К. И. Шульженко пела только о любви, – пишет автор книги «Клавдия Шульженко» И. А. Василинина. – Она пела, говорила, шептала любовные признания. Была раба любви и ее госпожа. Она превозносила это великое и таинственное чувство и смеялась над ним. Была отвергнута, брошена, забыта и снова счастлива, желанна, любима. Она утверждала, что любви все возрасты покорны. И заставляла безоговорочно верить этому. Царила на сцене женщина, певица, актриса. Царила вновь. Десять дней над входом Государственного театра эстрады висел плакат: «Все билеты проданы». Десять дней на дальних подступах к театру спрашивали: «Нет лишнего?». Десять дней счастливчики, заполнившие зрительный зал, с нетерпением ждали открытия занавеса...».
С конца 70-х годов Шульженко прекращает выступления с сольными программами, но принимает участие в сборных концертах и делает новые записи на фирме «Мелодия». Одна из самых популярных песен ее репертуара того времени – песня «Вальс о вальсе» Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко. «Талант этой замечательной артистки таков, что, раз спев песню, она делает ее своей, «шульженковской», – сказал Э. Колмановский. – Мы, авторы песен, не можем быть за это в обиде. Наоборот, мне кажется, что именно благодаря исполнению Клавдии Шульженко «Вальс о вальсе» получил столь долгую и счастливую жизнь».
Клавдия Ивановна Шульженко славилась как заправская модница. Она стала первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме. Портниха, к которой обращалась с заказами артистка, была едва ли не единственной швеей, кому позволялось выписывать зарубежный VOGUE. Не раз одевал знаменитость и Вячеслав Зайцев. Отдельное место в образе исполнительницы занимали изысканные духи. Несессер с французской парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде. Ее любимый аромат – Mitsouko от Guerlain. Нравились Шульженко и украшения, особенно браслеты и кулоны. А вот пластическими операциями артистка себя никогда не «украшала», отдавая предпочтение маскам из огурцов и ягод.
Свою последнюю пластинку «Портрет» К. И. Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» – история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.
В Харькове, родном городе Клавдии Ивановны Шульженко, находится единственный музей, посвященный выдающейся певице XX века. В одной из комнат воспроизведен интерьер дома Клавдии Шульженко. Только здесь можно увидеть личные вещи, мебель певицы. Экспонаты трех других залов рассказывают о жизненном и творческом пути исполнительницы легендарной песни времен Великой Отечественной войны «Синий платочек». Документы, наградные грамоты, записные книжки, ноты, фотографии, концертные платья позволят посетителям проникнуться атмосферой той эпохи, когда песни Шульженко звучали практически в каждом доме. Они создавали неповторимое ощущение праздника и теплоты даже в самые суровые военные годы.
В парке имени Шевченко г. Харькова установлены скульптуры Клавдии Шульженко и Исаака Дунаевского. Бронзовая певица держит в руках синий платочек, а композитор играет на рояле. Авторы проекта смогли реализовать великолепную идею - внутри рояля они высадили цветы... от благодарных слушателей.
Клавдия Шульженко стала символом эпохи, песни в ее исполнении становились историями из жизни. А ее биография – это редкий пример мужества и самоотверженности, когда слова, которые пела певица, не расходились с ее делами.
Клавдия Ивановна Шульженко была и остается настоящим национальным достоянием, классикой и эталоном советского искусства.
Интересные факты о знаменитой певице:
√ Певица знала себе цену и не боялась властей. Так, когда Екатерина Фурцева заставила долго ждать своей аудиенции, Клавдия Ивановна, рассердившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана».
√ Шульженко отказалась прийти на новогоднюю вечеринку для летчиков к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до Нового года поздно и ее ждут друзья.
√ Дома у вокалистки стоял рояль, выкупленный у Исаака Дунаевского. Тому инструмент достался от Дмитрия Шостаковича, проигравшего его в преферанс.
√ Клавдия Ивановна обожала сладости. Особенно артистке нравились торты «Норд» и «Киевский». В числе любимых напитков – грузинское сухое вино, которым, впрочем, звезда никогда не злоупотребляла.
√ Любила Шульженко и домашних питомцев. В квартире певицы часто жили коты и кошки. А когда Клавдия Ивановна отменила концерты из-за гибели собаки под колесами автомобиля, навлекла на себя гнев публики и журналистов, выпустивших язвительный фельетон «Тузик в обмороке».
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников:
- https://biographe.ru/znamenitosti/klavdiya-shulzhenko
- https://24smi.org/celebrity/3749-klavdiia-shulzhenko.html
- https://www.culture.ru/materials/96782/frontovaya-zvezda-klavdiya-shulzhenko
- https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43759248931/Velikie-istorii-lyubvi.-Istoriya-posledney-lyubvi-Klavdii-Ivanov