«Джентльмен удачи – смешной до слез». Савелий Крамаров
Говорят, на съёмках фильма «Джентльмены удачи» Евгений Леонов бросил Савелию Крамарову: «Да что тебе играть? Зрителю достаточно увидеть твое лицо…»
…Крамаров виду не подал, но обиделся. Ему было уже 37 лет, а примириться со своим обликом он так и не смог – мучился с детства. Дворовые мальчишки дразнили его Косым – Данелии и придумывать ничего не пришлось.
Но именно благодаря своей внешности Савелию Крамарову удалось стать едва ли не самым популярным и любимым актёром 1970-х годов. Его знали все – от мала до велика. А фразы из фильмов моментально уходили в народ и становились крылатыми. Хотя не играл он ни вождей, ни маршалов, ни положительных до мозга костей трудяг.
С. В. Крамаров был ярким самобытным актером-комиком. Выигрышная внешность с улыбкой во всё лицо, мощный комедийный темперамент, врождённое актерское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли ему создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Его герои всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Он был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст актёр умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.
Савелий Викторович Крамаров родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в благополучной интеллигентной семье. Его отец работал юрисконсультом на фаянсовом заводе, мама была домохозяйкой. Когда мальчику исполнилось четыре года, отца репрессировали: во второй половине 1930-х годов он занимался защитой людей, ставших мишенью сфабрикованных дел НКВД, и пытался найти в их биографиях какие-то смягчающие обстоятельства. За это он сам попал за решетку на восемь лет.
После случившегося мать Савелия была вынуждена оформить развод, потому что в статусе «жены врага народа» найти хоть какую-то работу было невозможно. Когда же отец вышел на свободу в 1946 году, его практически сразу арестовали снова «за участие в меньшевистской эсеровской организации». В этот раз его приговорили к ссылке в Туруханск (Красноярский край), где через несколько месяцев он покончил с собой. Много лет спустя Савелий Крамаров получил документы о том, что его отец реабилитирован в 1956 году Военным трибуналом Москвы «за отсутствием состава преступления».
Когда Савелию было 16 лет, от тяжёлой болезни умерла его мать. Мальчика взял в свою семью родной дядя. Отличником Савелий не был, учёба его не привлекала, он часто сбегал с уроков. Единственной отрадой для него был местный кинотеатр, куда он ходил при любом удобном случае. Ему казалось, что кино – это вечный праздник, постоянная радость.
Но когда Крамаров подал документы в театральный вуз, услышал неутешительный вердикт от одного из членов комиссии: «У вас для актера неподходящая внешность». Как же ошибся этот эксперт!
У будущего актера была непростая судьба, которая, казалось бы, мало что сулила. Но таким уж он оказался человеком – энергичным и рисковым. Он прорвался сквозь многие обстоятельства, чтобы осуществить свою мечту быть актером. Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, С. Крамаров по специальности озеленителя проработал недолго.
Его товарищ, студент ВГИКа Алексей Салтыков, помог ему сделать первый шаг к мечте. Савелий Крамаров был приглашен на главную роль Васьки Ржавого в молодежную драму «Ребята с нашего двора». В этом фильме будущий актер снимался вместе с Юрием Богатыревым, Валерием Панариным, Элемом Климовым. Учебная короткометражка вышла в 1959 году и стала для Савелия пропуском в большой советский кинематограф.
С 1960 года Крамаров много снимался в кино. По-настоящему известным Савелий стал после блестяще созданного им образа хулигана Вовы Пименова в дипломной работе Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!». Его Пимен – крайне ленивый и распущенный юноша, но в то же время добрый, честный, принципиальный: «Девочек не бью – воспитание не позволяет». Опыт съемок у Митты и Салтыкова Савелий запомнил на всю жизнь и старался следовать моральным наставлениям из этого фильма.
Широкую известность Савелию Крамарову принесла роль Илюхи в картине Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». В кадре он произнес всего пару фраз: «А у дороги мертвые с косами стоят... И - тишина!» Эти слова на разный манер повторяли зрители не один десяток лет, пытаясь скопировать интонацию актера.
После участия в этом проекте на Савелия посыпались предложения от разных режиссеров. Они понимали, что появление Крамарова даже в эпизодической роли, станет залогом популярности картины.
На семидесятые годы пришелся пик актерской карьеры С. В. Крамарова. Он снялся в культовом фильме Леонида Гайдая «12 стульев» в роли одноглазого шахматиста-любителя, сыграл дьяка Феофана в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». На съемках «Ивана Васильевича» Крамаров сдружился с Леонидом Куравлевым, с которым еще не раз вместе снимался.
С. В. Крамаров в принципе был одним из любимых артистов Гайдая. Режиссер жалел, что так и не снял Савелия Викторовича в главной роли в одном из своих фильмов с ярко выраженным комическим амплуа.
В 1971 году на экраны вышел фильм «Джентльмены удачи». Роль Косого была второстепенной, главной всё-таки была роль Доцента в исполнении Евгения Леонова, но именно эта роль стала самой главной в советской кинокарьере Крамарова. Зрители моментально влюбились в незадачливого вора Косого и с удовольствием цитировали его фразочки:
- «Вон мужик в пиджаке! А вон оно – дерево!»;
- «Кто ж его посадит? Он же памятник!»;
- «Всё, кина не будет. Электричество кончилось».
В 1972 году, уже будучи популярным актером, он поступил в ГИТИС. Но по окончании театрального института так и не смог устроиться ни в один театр. «От навязчивой комедийной маски Крамаров страдал, – писал советский кинорежиссёр Станислав Ростоцкий, – но умел то, что редкому пленнику имиджа удается: обнаруживал за шутовством, за косящим прищуром и ухмылкой – тайную грусть и острое чувство собственного достоинства, которое не позволяет себя ущемить». Те, кто близко был знаком с Савелием Крамаровым, знали, что в жизни он – полная противоположность своим героям. «Дисциплинированный, не курящий, не пьющий, йог, – вспоминал Георгий Данелия. – На съемки приходил всегда подготовленный. Текст знал назубок. Следил за своим здоровьем».
Его популярность была феноменальной. Актриса Нина Маслова, партнерша Савелия по фильму «Большая перемена», рассказывала:
«Однажды мы с ним были на кинофестивале в Баку. Там всех объявляли: «Народная артистка Нонна Мордюкова!» – зал аплодирует. «Народный артист... такой-то!» - аплодисменты. «Артист кино – Савелий Крамаров!» – я своими глазами видела, как сидящие в первом ряду седые академики с бородами по пояс при этих словах встали и устроили настоящую овацию!».
Яркому комедийному актеру выпало прожить недолгую жизнь, которая четко делилась на две части – до и после эмиграции.
В 1981 году мир советского кино облетела шокирующая весть: знаменитый актер Савелий Крамаров эмигрировал в Израиль. С. В. Крамарова, снявшегося в большом количестве фильмов, отказывались выпускать за рубеж. Наткнувшись на отказ официальных органов, Крамаров решился на отчаянный шаг: вместе с режиссером Александром Левенбуком он написал открытое письмо Рональду Рейгану, бывшему коллеге из киноиндустрии, которого недавно избрали президентом США. Письмо «от актера актеру» прочитали в эфире американской радиостанции, и это окончательно определило судьбу Крамарова.
Когда Савелий Викторович Крамаров уехал из СССР, перед киночиновниками встала огромная проблема. По правилам все фильмы с участием актера-эмигранта должны были немедленно изъять из проката и телеэфира. Но количество картин, в которых снялся Крамаров, было таково, что, если бы их все изъяли, показывать было бы нечего. К тому же это были главные хиты отечественного кино! Так в случае с Крамаровым пришлось в порядке исключения ограничиться изъятием имени исполнителя из титров и справочной литературы.
Заграничная кинокарьера С. В. Крамарова началась с драмы «Москва на Гудзоне», в которой он сыграл сотрудника КГБ. В фильме был эпизод, где герой Савелия стоял с лотком с горячими сосисками. Поскольку увидеть фильм в Советском Союзе было почти невозможно, пропаганда ловко использовала этот кадр для ехидных статеек о том, что «предатель» Крамаров в Америке никому не нужен и вынужден торговать сосисками на улице, чтобы прокормиться.
Стоит отметить, что сам Савелий Викторович ни одного обидного слова о Родине не сказал и вообще очень тосковал по России. Известно, что на съёмках комедийной картины «2010: год вступления в контакт» Крамаров спорил с режиссёром, который пытался сделать его героя, русского космонавта, примитивным и глупым. Крамаров защищал свой образ, утверждая, что «в Советском Союзе космонавтом может стать только умный и отважный человек, но никак не идиот».
Вряд ли мечты Крамарова о «большом» кино в Америке сбылись полностью, но от отсутствия работы он точно не страдал. После участия в нескольких популярных картинах Крамарова приняли в Гильдию киноактёров США, что для актёра-эмигранта было неслыханной удачей.
Конечно, роли «шутов» ему порядком поднадоели: он хотел сыграть что-то более серьезное, сменить амплуа. Однако такого шанса у него не было. Даже в эмиграции, по его словам, он продолжал «играть все тот же характер». Но и этих персонажей Крамаров любил по-настоящему: «У меня была маска бесшабашного, веселого, туповатого, но хорошего парня. И зритель покупался именно на эту «хорошесть». Кстати, я и сам хороший. Сердцевина у моих героев – моя».
Савелий Крамаров сыграл в 70 советских фильмах. Бандит-фантазер в «Неуловимых мстителях», рецидивист Косой в «Джентльменах удачи», скупердяй Тимохин в «Большой перемене», дьяк Феофан в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», тракторист Егоза в «Афоне», друг жениха в новелле «Свадебное происшествие» (альманах по рассказам Михаила Зощенко «Не может быть!»), слесарь Полесов в телеромане «12 стульев» – это только несколько пунктов в огромном списке киноролей Савелия Крамарова.
В 1992 году актёр приехал в Россию как почетный гость кинофестиваля «Кинотавр». Это была уже другая страна. Оказалось, что актёра не забыли и помнят советские комедии с его участием. Когда артист появлялся на улице, то люди бежали к нему, дарили сувениры, просили автограф. В Сочи на Кинотавре при появлении Савелия Крамарова на «Аллее звёзд» публика аплодировала и приветствовала его.
«В кино я играю алкоголиков, хулиганов и придурков. Наверное, поэтому меня везде принимают за своего, – любил шутить Савелий Крамаров во время выступлений.
Своих героев он играл так гениально, что все советские люди его воспринимали, как родного недалекого, но любимого родственника.
И часто его второстепенные роли затмевали актеров первого уровня.
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников:
https://aif.ru/culture/person/moyo_lico_pohozhe_na_protivogaz_pochemu_saveliy_kramarov
https://www.culture.ru/persons/489/savelii-kramarov
https://dzen.ru/a/XC-QKFGsEwCrwqDb
https://24smi.org/celebrity/605-savelii-kramarov.html
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-saveliy-kramarov.html
https://biographe.ru/znamenitosti/saveliy-kramarov/
Им не нравилось, когда их называли комедийными актерами. Они боялись остаться в этом амплуа на всю жизнь, боялись остаться героями одной роли. Однако смешить людей труднее всего. Иногда приходится смеяться сквозь слезы, сквозь проблемы, сквозь боль.
Согласитесь, наши актеры справлялись с комедийными ролями гениально!