Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 216

«Виват, Майя!»

Майя Плисецкая – величайшая балерина современности (20.11.1925-02.05.2015)


pliseckaya1Грациозная, смелая, непокорная, она очаровывала даже тех, кто вовсе не разбирался в балете. Даже в 70 лет она продолжала выходить на сцену и дарить зрителям магическую красоту танца.

Майя Михайловна Плисецкая - величайшая балерина современности. Обладательница десятка престижных наград: прима-балерина Большого театра. народная артистка СССР, лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ им. М. Ломоносова.

pliseckaya2Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в интеллигентной семье. Ее родителями были Рахиль Мессерер и Михаил Плисецкий. По материнской линии у Майи в роду было несколько звезд балета. Тетка Елизавета также была актрисой, именно она привила юной Майе любовь к театру. Рахиль, мать Майи, играла роли в немом кино. Правда отец будущей балерины был далек от искусства, он занимал высокую должность в правительстве.

В 1932 году Михаила Плисецкого отправили на норвежский остров Шпицберген. Его назначили генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт предприятия «Арктикуголь». Именно на сцене Шпицбергена маленькая Майя впервые почувствовала на себе взгляд публики. Девочка сыграла небольшую роль в опере Александра Даргомыжского «Русалка». После возращения в Москву Майю определили в Московскую хореографическую школу. Все складывалось очень хорошо, из застенчивой скромницы росла будущая звезда сцены.

Но роковые события 1937 года перечеркнули все мечты и надежды. Отца Майи расстреляли по причине подозрений в измене родине. Реабилитировали его при Хрущеве. Расстрелом отца все не ограничилось, подозрения пали на всю семью. Мать Майи, Рахиль, арестовали прямо на сцене, во время выступления на сцене Большого Театра. Рахиль, вместе с крохотным братом Майи, сослали в Казахстан. Вернуться в Москву она смогла только в 1941 году. Двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Суламифь, это спасло девочку от мрачного прозябания в детском доме.

Именно благодаря тете Майя сумела с достоинством пережить эту мрачную страницу в своей биографии. Она нашла в себе силы вновь вернуться в балет, начать учиться новому и просто жить дальше.

Первый серьезный дебют Майи состоялся за день до начала Великой Отечественной войны. Юная балерина исполнила «Экспромт» Петра Чайковского в постановке Леонида Якобсона.

На следующий день, 22 июня, началась Великая Отечественная война. Плисецких эвакуировали в Свердловск. Условия эвакуации совершенно не давали возможности профессионально тренироваться в балете. Но именно в Свердловске юная Майя смогла исполнить партию умирающего лебедя. Зрителей восхитила пластика и изящество балерины. После концерта она поделилась, что любила часами наблюдать за грациозными птицами, перенимая у них пластику движений.

В 1942 году Плисецкие вернулись в Москву. Через год Майя с отличием закончила хореографическое училище и ее приняли на работу в кордебалет Большого театра.

pliseckaya3Успех к Майе Плисецкой пришел после спектакля «Шопениана». «Я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу», - вспоминала в мемуарах Майя Михайловна. Именно на этом спектакле Плисецкую впервые заметила знаменитый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова, работа с которой перевернула все представления балерины о технике и законах танца.

Вскоре Плисецкой стали давать сольные роли. Балерина блистательно исполняла главные партии в спектаклях «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Конек-горбунок», «Шурале», «Спящая красавица», «Дон Кихот».

Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Она всегда отличалась невероятной гибкостью, плавностью движений, высоким прыжком и невесомым, легким шагом. Но одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.

Однажды, когда большая часть труппы отправилась в Лондон, а Плисецкая осталась в Москве, она решила поставить «Лебединое озеро», в котором впервые выступила балетмейстером и хореографом одновременно. «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса - описать невозможно. Шквал. Шторм. Извержение Везувия», - вспоминала потом М. М. Плисецкая.

pliseckaya4За годы своей танцевальной карьеры Майя Плисецкая станцевала множество знаменитых ролей. Но самым известным стал «Умирающий лебедь» - знаменитый танец лебедя, который просто завораживает уже с первого шага. Каждое движение балерины - это как летящая шелковая ткань, которая нежно извивается под музыку. От этого выступления было просто невозможно оторвать глаз ни на секунду.

Еще одна роль, ставшая визитной карточкой балерины, это Кармен из балета «Кармен-сюита» - новаторского спектакля, в котором неповторимая индивидуальность выдающейся балерины проявилась особенно ярко.

pliseckaya5Этот балет - реализованная мечта гениальной балерины. «У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно связанный с музыкой Ж. Бизе», - так описывала Плисецкая свою мечту.

Мечта сбылась! Майя Плисецкая «Кармен-сюиту» в Большом театре станцевала 132 раза, а помимо того более 200 раз в разных уголках мира.

Выехать за пределы Советского Союза и показать миру свой талант Плисецкой удалось только после хрущевской оттепели. Великой балерине аплодировали в лучших европейских театрах. Она получила мировое признание.

В конце 1980-х годов отношения Майи Плисецкой с руководством Большого ухудшились. Она ушла из театра, однако не прервала карьеру. С концертами М. Плисецкая объездила почти весь мир, побывала в Аргентине, США, Японии, Польше, Франции. В книге воспоминаний она назвала этот период своей жизни годами странствий. pliseckaya6После распада СССР Майя Михайловна уехала из страны и в 1994 году получила гражданство Литвы, хотя почти все время жила в Мюнхене.

Майя Плисецкая была всесторонне развитым творческим человеком, поэтому она не ограничивалась исключительно балетом. Она снималась в художественных фильмах. Самую известную свою роль - Бетси Тверскую - она исполнила в картине режиссера Александра Зархи «Анна Каренина» 1967 года. Рассказывала о своей жизни в документальных фильмах. Она старалась, чтобы о ее жизни узнали только правду и не скрывала своих недостатков и неудачных станиц биографии.

На фотографиях танцовщица выглядит очень ярко, необычно, даже немного дерзко. У Майи был средний рост, но она выглядела гораздо выше благодаря своей стройной осанке и прирожденной грациозности. pliseckaya7Гордую посадку головы не сломили жизненные трудности и неурядицы. Плисецкая выходила на сцену и в 70 лет, ей удавалось сохранять грациозность юной девушки. Майя в очередной раз доказала, что возраст не является помехой таланту. В 1995 году, в день своего 70-летия, Плисецкая исполнила номер «Аве Майя», который специально для нее создал французский балетмейстер Морис Бежар.

В личной жизни Майи Плисецкой все складывалось незаурядно, как и у многих творческих личностей. С первым мужем, балетмейстером Марисом Лиепой, совместная жизнь не сложилась. Семья распалась уже через три месяца. Вторым мужем легендарной балерины стал композитор Родион Щедрин. Пара познакомилась на творческом вечере у Лили Брик, возлюбленной Владимира Маяковского.

pliseckaya8Вторая встреча Родиона и Майи состоялась через три года, когда Щедрин увидел Плисецкую в одном из репетиционных классов. Эта встреча стала началом их серьезных отношений. Семейный союз двух знаменитостей стал и творческим, Родион писал музыку для балетов жены. Его музыка стала вкладом в творческую карьеру Плисецкой. Майя и Родион поженились в 1958 году и прожили вместе более 50 лет.

Эту удивительную женщину называли не только легендой балета, но и иконой стиля. В те времена, когда Майя Плисецкая была невыездной, она умудрялась выглядеть так, как будто все наряды ей привозили из французских модных домов. С миром моды ее действительно многое связывало: обладая безупречным вкусом и неповторимой пластикой, балерина вдохновляла многих дизайнеров.

pliseckaya9Когда Плисецкая наконец получила долгожданное разрешение на зарубежные гастроли, у нее появилась возможность познакомиться со многими известными дизайнерами. Она была лично знакома с Коко Шанель. Талантом и стилем балерины восхищался Ив Сен-Лоран.

Самым тесным и плодотворным оказалось ее сотрудничество с Пьером Карденом, с которым она встретилась в 1971 году. Их общение продолжалось на протяжении 35 лет, и знаменитый модельер называл балерину своей музой. Уже после того, как рухнул железный занавес, балерина нашла способ отблагодарить великого кутюрье: в 1998 году она организовала в Кремле их совместное шоу «Мода и танец».

pliseckaya10В 1994 году артистка опубликовала автобиографическую книгу «Я, Майя Плисецкая», в которой откровенно рассказала о значимых событиях в своей жизни. Ее язык образен и точен, а многие суждения сильно отличаются от общепринятых. Плисецкая - художник во всем, и поэтому, ее повествование «перешагивает» сюжетные рамки и становится рассказом о жизни всего поколения.

 

«Плисецкая, которой мы не знали»
Некоторые факты о великой балерине

Плисецкая была человеком творческим, а потому и хобби выбрала себе соответствующее. Она собирала курьезные фамилии. Найдя «очередной шедевр» в каком-нибудь печатном издании, балерина вырезала его и гордо пополняла свою коллекцию. Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих.

Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки. Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете?». Плисецкая предпочла отмолчаться - не расскажешь же вождю, что все свои платья она втридорога покупает у обычной спекулянтки Клары.

Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди. Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион - общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом - Святой Архангел Михаил.

Перед каждым классом и выступлением Майя Михайловна заливала в пятки балетных туфель теплую воду, чтобы ступни крепче сидели. А выходя на сцену, больше всего боялась забыть оглядеть себя в зеркале, ведь если глаза и губы плохо накрашены, то зрители увидят «бесцветную моль», а не балерину.

«По части шубы-макси я была в Москве Христофором Колумбом», - рассказывала Плисецкая. В 1966 году она привезла в столицу каракулевую черную шубу в пол, которую ей подарила художница Надя Леже. Когда балерина вышла в обновке на улицу, то первая же встреченная ею женщина перекрестилась и назвала балерину греховницей.

Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Даже накануне своей смерти балерина вместе с супругом побывала на стадионе в Мюнхене.

Для многих известных творцов Плисецкая была музой. Ее грация и красота вдохновляли Шагала, Пети, Бежара, Кардена. Пьер Карден бесплатно шил для Майи Михайловны костюмы к ее балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Но имени маэстро долгое время не было на афише Большого театра. Министерство культуры запретило дирекции в перечислении авторов ставить фамилию иностранца. Плисецкая очень сильно переживала - ей в который раз было неловко за свою страну.

«Диет не надо, надо меньше жрать», - говорила Плисецкая, которая даже в преклонном возрасте отличалась роскошной фигурой. Самым любимым продуктом балерины была селедка, которую она нежно величала «селедой».

Во время гастролей, которые часто могли растянуться на несколько месяцев, Щедрин и Плисецкая постоянно писали друг другу письма и созванивались. Когда Майя Михайловна в первый раз уехала с труппой Большого театра в Америку на 73 дня, Родион Константинович повесил над телефоном табличку из семидесяти трех чисел. Каждый день, поговорив с женой, он вычеркивал одну цифру. Об этом Плисецкой рассказывала их домработница Катя. Эти нежные чувства пара пронесла через всю свою жизнь.

«Я всю жизнь борюсь», - говорила она о себе... Это было воистину так: в советское время Плисецкая боролась за право быть собой и танцевать так, как считает нужным. За право работать с великими иностранными хореографами Морисом Бежаром, Роланом Пети, за право дружить с опальным Михаилом Барышниковым и быть музой великого модельера Пьера Кардена. За право ставить спектакли самой и танцевать и в 60, и в 65 лет...

 

«Характер - это и есть судьба»
Яркие цитаты Майи Плисецкой

«Но я и по сей день убеждена, что одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через сто пятьдесят-двести, танцем надо будет, как и прежде, в первую очередь, растронуть душу, заставить сопереживать, вызвать слезы, мороз гусиной кожи…»

«И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся, свое живи!»

«Время все по местам расставит. Ждать только долго»

«Если рядом есть человек, делящий твое горе и радость пополам, жизнь становится улыбчивее»

«В искусстве не важно – «что». Важно – «как». Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало – тогда это настоящее, иначе никак»

«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок неба»

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда - воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер - это и есть судьба»

pliseckaya11Майя Плисецкая стала символом, олицетворением русского балета. Она ломала каноны, создавала собственный - «плисецкий» - стиль. Её творчество - взрыв фантазии, революционное новаторство, чувственность...

Майя Плисецкая по праву считается одной из величайших балерин!

 

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых источников