Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 305

«Екатерина II Великая: личность и эпоха»

EV2 1Вторая половина XVIII столетия связана с именем императрицы, чье правление составило целую эпоху в истории России.

Екатерина II, или как ее называют, Екатерина Великая, была очень неординарной личностью. Она не была русской, но Россию любила всем сердцем и старалась сделать ее могущественней. Она была очень яркой, умной и талантливой личностью, обладающей организаторскими способностями. Екатерина II была инициатором многочисленных реформ, которые затронули общественную и государственную жизнь нашей страны. Это ли не доказательство ее неординарности и самобытности?

EV2 2Родилась будущая российская императрица 2 мая 1729 года в городе Штеттин, в то время столице Померании. Сейчас город называется Щецин и территориально относится к Польше. При рождении девочку назвали Софией Федерикой Августой. Дома принцессу звали Фике, что в переводе значит маленькая Федерика.

Отец Христиан Август Анхальт-Цербстский – потомок древнего рода, служил прусскому королю, занимал должность полкового командира, потом коменданта и наконец, губернатора Штеттина. Закончил службу в звании прусского фельдмаршала. Мама Софии – Иоганна Елизавета являлась двоюродной тетей Петра III. Ее род был очень знатным и древним, родословная тянется от основателя династии Ольденбургов.

Фике занималась итальянским, английским, французским языками, умела танцевать и петь. Кроме этого, отлично знала географию, историю, богословие. Девочка росла любопытной и резвой, и по характеру скорее напоминала мальчика, чем барышню.

Когда Федерике исполнилось пятнадцать, ей сообщили, что императрица Елизавета Петровна выбрала ее невестой для наследника престола Петра Федоровича, которого все знали, как русского императора Петра III. София засела за изучение русской истории, языка, православия, чтобы поближе познакомиться со страной, которая с этих пор должна была стать ее родиной.

Спустя некоторое время принцесса приняла православную веру, ей дали имя Екатерина Алексеевна. Вслед за этим она пошла под венец с Петром Федоровичем, которому приходилась троюродной сестрой.

EV2 3Обряд венчания абсолютно не изменил жизнь Екатерины. Она по-прежнему продолжала обучение, теперь в сфере ее интересов появились юриспруденция и философия. Она также много читала, предпочитая труды известных во всем мире авторов. Петр был к ней абсолютно равнодушен, в открытую заводил романы с придворными дамами прямо на глазах супруги. Через девять лет после венчания супружеские отношения совершенно разладились, и в это время родился их сын Павел, наследник престола. Мальчика сразу забрали от матери и не разрешали видеться. Такое отношение привело к тому, что Екатерина задумала свергнуть Петра с престола и самой стать императрицей. Она сумела просчитать все до мелочей, четко и быстро организовала переворот, воспользовавшись помощью и поддержкой английского посла Уильямса и канцлера Российской империи графа Алексея Бестужева.

22 сентября 1762 года Екатерину короновали в Москве, и с тех пор она стала носить имя Екатерина II.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

- Нужно просвещать нацию, которой должно управлять;

- Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы;

- Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию;

- Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным;

- Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II начала осуществлять активную реформаторскую деятельность. Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни страны.

Чтобы поднять государство с колен, царица занялась секуляризацией – отняла земли у церкви и вернула их государству. Благодаря этому нашлись деньги на то, чтобы вернуть долги армии, да и к тому же имперская казна пополнилась на один миллион крестьянских душ. Одновременно с этим императрица наладила торговлю внутри страны, что в свою очередь привело к открытию новых предприятий. Соответственно увеличились и государственные доходы, благодаря которым не только содержалась армия, но и началось освоение новых земель на Урале.

EV2 4Внутреннюю политику, проводимую в те годы Екатериной, впоследствии назовут просвещенным абсолютизмом. Это означает, что царица хотела создать общее благо государству и обществу. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И решила принять новое законодательство вместо Соборного Уложения 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый «Наказ императрицы Екатерины». «Наказ» состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей.

В 1775 году Екатериной II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и «судебные палаты» для разбора уголовных и гражданских дел.

В 1785 году была издана «Жалованная грамота городам». Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. «Жалованная грамота дворянству» представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство («средний род людей») и крепостные.

За время правления императрица сумела расширить территорию России, и она стала больше на одиннадцать губерний. В результате умелых действий теперь российской территорией считалась часть Польши, Беларуси, Литвы, западная часть Волыни. Кроме этого, российская империя стала владеть Крымом, Азовом, Кубанью. За годы своего правления императрица участвовала в шести войнах, результатом которых было присоединение к России новых территорий. Ее внешняя политика до сих пор будоражит умы историков.

Особым вниманием императрицы пользовалось сельское хозяйство. Она считала его приоритетным для России, основополагающим в экономическом развитии страны. Благодаря увеличению пахотных полей увеличился экспорт зерновых, и это тоже благосклонно сказалось на экономике России.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России появились закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была построена сеть народных бессословных (не делящихся на сословия) двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч обучающихся.

При Екатерине началось системное развитие женского образования. Был открыт Смольный институт благородных девиц или по первому названию, Императорское воспитательное общество благородных девиц.

Екатерина Великая стала основателем Российской академии наук в 1783 году, которая до сих пор является одной из лучших научных баз в Европе. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив.

EV2 5По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель «Истории государства Российского» Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

О личной жизни Екатерины II написано очень много. Что из этого является правдой, а что вымыслом, точно неизвестно. Ясно только одно – она была яркой и насыщенной, с многочисленными романами и любовными отношениями. Неизвестно, как бы императрица вела себя, если бы супруг Петр III проявил в свое время к ней больше внимания и любви, но недостаток этот она компенсировала сполна.

В быту Екатерина Великая оставалась неприхотливой, она была равнодушна к модной одежде, но увлекалась рукоделием, резьбой по дереву и кости. Ежедневно любимому занятию она уделяла послеобеденное время. Она умела вязать, вышивать, и даже строить выкройки, особенно для любимого внука Александра. Помимо этого, всем известен ее литературный талант, который она воплощала в пьесах. Постановки на ее произведения ставил придворный театр.

EV2 6Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры. В честь императрицы было возведено более 15 памятников в Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе, Краснодаре и других городах Российской империи. Но многие из них не сохранились.

Екатерина II была основателем бумажных денежных средств, поэтому ее портрет красовался на банкноте номиналом 100 рублей, которая выходила при царе Николае II.

О ней писали свои произведения выдающиеся литераторы России и зарубежья – Александр Пушкин, Николай Гоголь, Валентин Пикуль, Бернард Шоу и др.

EV2 7Мировой кинематограф тоже не остался в стороне от увековечивания памяти великой императрицы. Ее биография – яркая, насыщенная, полная разнообразных событий, легла в основу не одного сценария к кинофильмам. В роли Екатерины побывали многие отечественные и зарубежные звезды кино. Образ Екатерины Великой на экране воплощали Марлен Дитрих, Алла Ларионова, Вия Артмане, Джулия Ормонд, Светлана Крючкова, Марина Александрова и др.

 

5 фактов, которые прославили Екатерину II

EV2 8Екатерина II – Великая российская императрица, царствование которой стало самым эпохальным периодом в русской истории. Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Эпоха Екатерины Великой знаменуется «золотым веком» Российской империи, культурную и политическую жизнь которой Екатерина Великая возвела до европейского уровня.

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых источников