Подготовлено: 27.09.2018
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
(к 90-летию с момента создания знаменитой книги
И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
На протяжении уже почти целого века не теряет своей популярности произведение Ильи Ильфа и Евгения Петрова о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера - «Двенадцать стульев». Роман по праву считается эталоном сатиры и юмора. За прошедшие десятилетия он стал одним из любимых не для одного поколения любителей хороших книг, вошел в золотой фонд русской и мировой литературы.
Книгу «Двенадцать стульев» можно со всей основательностью назвать «энциклопедией» советской жизни 1920-х годов. Кроме того, не только главные герои романа, обаятельные авантюристы Остап Бендер и Киса Воробьянинов, но и эпизодические персонажи, вышедшие с её страниц, превратились в нарицательные типажи и даже своеобразные литературные «шаблоны».
Роман многократно переиздавался, пережил несколько экранизаций и заслуженно снискал славу неувядающего бестселлера. А фразы из него уже давно стали крылатыми: «Ключ от квартиры, где деньги лежат», «Спасение утопающих, дело рук самих утопающих», «Утром деньги - днем стулья» и проч. Их цитируют даже те, кто не прочел ни одной страницы текста.
Поиск брильянтов мадам Петуховой, спрятанных в одном из стульев мебельного гарнитура, - история, которая и по сей день вызывает искреннюю улыбку.
Предлагаем вашему вниманию 12 интересных фактов о книге «Двенадцать стульев».
1. Изначально у романа было три автора. Идея произведения принадлежала писателю и драматургу Валентину Катаеву. Именно он свел для совместной работы своего брата Евгения, взявшего псевдоним Петров, и друга - Илью Ильфа. Сам же Катаев к моменту начала работы уехал под Батум.
По возвращению с солнечного юга он обнаружил, что его соавторы прекрасно справляются вдвоем, и со спокойной душой оставил за ними право завершить роман, остаться его единственными официальными авторами.
2. Отдав дуэту писателей все права на книгу, Валентин Катаев, однако, поставил непременное условие – посвятить произведение «Двенадцати стульев» ему. Поэтому на первой странице любого издания романа всегда можно прочесть вот такую надпись: «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву».
3. Литературная жизнь романа «Двенадцать стульев» началась в январе 1928 года, когда в ежемесячном журнале «Тридцать дней» появились первые его главы. Однако двадцать лет спустя, в 1948-м, его запретили издавать за «вражескую подоплеку и использование пошлых антисоветских острот». Снят цензурный запрет был лишь в 1956 году.
4. Заканчивая работу над романом «Двенадцать стульев», авторы заспорили: оставить Бендера в живых или убить его? Решили бросить жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых нарисовали череп и кости. Именно эту бумажку они и вытянули. Участь Остапа была решена. Однако, задумав написать «Золотого теленка», Бендера «реанимировали».
5. Илья Ильф и Евгений Петров были уроженцами Одессы, но познакомились только в Москве непосредственно перед началом работы над своим первым романом. Впоследствии дуэт сработался настолько, что даже дочь Ильфа Александра, занимающаяся популяризацией наследия писателей, называла себя дочерью «Ильфа и Петрова».
6. Следует отметить, что в художественной литературе до выхода «Двенадцати стульев» было произведение, имевшее очень похожую завязку – детективный рассказ английского писателя Артура Конан Дойла «Шесть Наполеонов». «Наполеонами» в нем назывались гипсовые бюстики с запрятанной драгоценной жемчужиной внутри одного из них. Друзья-писатели оценили сходство двух этих сюжетов, подарив тандему после выхода книги «Двенадцать стульев» коробку с шестью пирожными «наполеон».
7. Интересно, что когда Ильф и Петров только собирались писать «Двенадцать стульев», Остап Бендер задумывался как второстепенный герой. Главным персонажем должен был быть Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель дворянства.
8. Мало кто знает, что у Остапа Бендера был реальный прототип – инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.
9. Прототипом же места действия, которое разворачивается в вымышленном городе Старгород, послужил реально существующий городок в Луганской области - Старобельск. Ильф и Петров были там по служебным делам и многие детали из местной жизни перенесли в свой роман.
В 2008 году в этом городе был установлен памятник Остапу Бендеру, беседующему с беспризорником.
10. Роман привлек внимание очень многих режиссёров. Остап Бендер был настолько хорошо описан Ильфом и Петровым, что не перенести этот персонаж на экран для создателей кино оказалось невозможным. Эксперты насчитывают 16 экранизаций книги, из которых, понятное дело, почти половина - наши, родные, отечественные. Но в курсе ли вы, что по мотивам романа были сняты фильмы на Кубе, в США, Бразилии, Италии, и даже нацистской Германии?
11. В отечественном кинематографе было пять экранизаций романа, однако зрителям больше всего запомнились две: в 1971 году вышла картина Леонида Гайдая, а в 1976 - многосерийный фильм Марка Захарова.
Легендарная лента Гайдая вошла в золотое наследие советского кинематографа, а Остап в исполнении Арчила Гомиашвили признан лучшим Бендером всех времен. Фильм Марка Захарова – мюзикл. Но, несмотря на то, что они такие разные, ни та, ни другая экранизация не были восприняты критиками однозначно.
12. Имя Остапа Бендера увековечено также в памятниках. Скульптуры великому комбинатору воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре он составляет метр.
***
«Скажу по чести, Киса, я не знаю всего того, что с нами случится завтра, но бессмертие я вам гарантирую. Пройдут годы, Киса, а они пройдут, многое забудется, но благодарные потомки никогда не забудут…».
Остап Бендер был прав: вот уже девяносто лет герои романа Ильфа и Петрова разговаривают с нами со страниц книг и киноэкранов. Их диалоги вызывают восторг и безудержный смех, а многочисленные перлы давно ушли в народ.
Материалы, посвященные книге И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»:
Беляков, С. Одинокий парус Остапа Бендера. Литературные раскопки / С. Беляков // Новый мир. - 2005. - №12. - C.81-107.
Беляков, С. Одинокий парус Остапа Бендера. Литературные раскопки [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/12/be8.html.
Великий комбинатор : интересные факты о любимом литературном герое [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://tunnel.ru/post-velikijj-kombinator-interesnye-fakty-o-lyubimom-literaturnom-geroe.
Колгина, М. В., Халкечева, Л. А. Вид на малахитовую лужу : лит.квест по мотивам книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» / М. В. Колгина, Л. А. Халкечева // Читаем, учимся, играем. – 2015. - № 11. – С. 51-55.
Молчанова,М. Советская Россия в «12 стульях» Ильфа и Петрова [Электронный ресурс] // История создания романа «12 стульев». – Режим доступа : https://www.liveinternet.ru/users/sergey_tashebsky/post408825093.
Осипов, Ю. Ехали в бессмертие : (И.Ю. Файнзильберг и Е.П. Катаев - Ильф и Петров) / Ю.Осипов // СМЕНА. - 2017. - № 7. - C.20-32.
Остап Бендер и другие персонажи «12 стульев» и «Золотого теленка» [Электронный ресурс] // Хронотон. – Режим доступа : http://www.chronoton.ru/bio/ostap-bender.
Просекова, О. А. С тонкой иронией и острым пером: беседа, посвященная творчеству писателей И. Ильфа и Е. Петрова / О. А. Просекова// Читаем, учимся, играем. - 2018. - № 1. - C.29-33.