Подготовлено 22.10.2019

книга«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Берне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц…», – так начинается один из лучших рассказов Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой», первая публикация которого состоялась 120 лет назад в далеком декабре 1899 года. В нем нет бури эмоций, накала страстей, лихо закрученного сюжета, он интересен другим – основной акцент делается на внутренний мир героев, их душевные переживания.

Действие этого рассказа, ставшего предтечей всей курортно-романной темы в русской литературе, проходит в Ялте, где и сам автор неоднократно и подолгу бывал.

Казалось бы такая банальная история – курортный роман. Но никто из главных героев не знал, к чему приведет это мимолетное увлечение. И вот уже пора расставаться, возвращаться домой, к семьям, детям. Все могло бы так и закончиться, если бы не возникшая любовь…

Источником впечатлений, которые побудили написать Чехова этот рассказ, часто называют знакомство писателя с актрисой Московского Художественного театра Ольгой Книппер. Поскольку в этот момент Чехов жил в Ялте, а Книппер была занята в театре, их отношения развивались по большей части на расстоянии, с редкими встречами. Это ощущение разлуки и легло в основу рассказа, герои которого также вынуждены жить вдали друг от друга.

Однако не только непосредственно личный опыт лёг в основу произведения. Как каждое замечательное творение литературы, «Дама с собачкой» имеет не только биографические, житейские, но и менее явные, требующие специальных разысканий литературные связи, корни, источники. Так, например, некоторые литературоведы проводят параллели между этим рассказом А. П. Чехова и романом Л. Н. Толстого «Анна Каренина», а также трагедией А. С. Пушкина «Каменный гость». Другие пишут о «мопассановском привкусе» в этом рассказе или сравнивают героиню «Дамы с собачкой», попавшую в капкан несчастливого замужества, с Татьяной Лариной из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин».

Впервые «Дама с собачкой» была опубликована в журнале «Русская мысль». Но даже после этого рассказ не отпускал Чехова – он продолжал дорабатывать его, внося изменения, как в образы главных героев, так и в структуру повествования.

После публикации «Дамы с собачкой», современники Чехова отмечали особенности рассказа и его новаторство. Иван Бунин называл его одним из лучших произведений Чехова, а Максим Горький считал, что Чехов поставит точку в реализме, потому что никто больше не сможет «писать так просто о таких простых вещах».

Произведение хвалили многие известные деятели искусств, в том числе Исаак Левитан: «Чёрт возьми, как хорошо Антоний написал «Даму с собачкой», – так же хорошо, как я пишу картины».

Но были и критические замечания. Многих читателей оскорбляла непристойность курортного романа, которую автор возвысил до судьбоносной встречи.

Еще одним поводом для критики послужила незавершённость произведения. Пылкие читатели советовали Чехову не бросать героев в самый важный момент и написать продолжение. Одна из читательниц рассказа просила Чехова черкнуть несколько слов, как бы он поступил, будучи на месте Гурова, обосновывая свой интерес тем, что «изображённая ситуация знакома многим, но непонятно, как из неё выходить».

фото«Дама с собачкой» оказалась одним из самых популярных произведений Чехова. Ещё при жизни писателя он был переведён на несколько европейских языков. Банальная в своей обыденности история, была описана Чеховым с таким мастерством и изяществом, что рассказ «Дама с собачкой» вошел в классику не только русской, но и мировой литературы.

Кроме того, чеховский рассказ стал материалом для большого количества кино- и театральных постановок, а первая его экранизация, снятая Иосифом Хейфецем в 1960 году с Алексеем Баталовым и Ией Саввиной в главных ролях, получила специальный приз на Каннском фестивале.

Позднее Никита Михалков осуществил вольную экранизацию «Очи черные», снятую по мотивам нескольких рассказов Антона Павловича Чехова, включая и знаменитую «Даму с собачкой». В съемках приняли участие кинематографисты Италии, а исполнитель главной мужской роли в фильме – Марчелло Мастроянни в 1978 году стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая актерская работа».

Чеховское произведение нашло свое воплощение не только в кино, но и в других видах искусств.

По мотивам рассказа композитор Родион Щедрин создал одноактный балет «Дама с собачкой», премьера которого состоялась 20 ноября 1985 г. в Большом театре с Майей Плисецкой в главной роли. Этот спектакль стал своеобразным подарком композитора его жене на 60-летний юбилей и последней ее работой на сцене Большого театра. Несмотря на то, что балет просуществовал на сцене Большого театра всего четыре года, его история на этом не закончилась. Наоборот, музыкальное произведение вызвало интерес в мировой культуре.

В 2003 году к балету «Дама с собачкой» обратился Самарский театр оперы и балета, а через несколько лет – в 2010 г. – новая постановка «Дамы с собачкой» появилась на американской сцене, в труппе «Нью-Йорк Сити балет». Автором этой версии стал российский балетмейстер Алексей Мирошниченко, написавший свое либретто для спектакля.

фотоГероиня чеховского рассказа Анна Сергеевна вдохновила на творчество и скульпторов. В 2004 году в Ялте был открыт бронзовый памятник «Антон Чехов и дама с собачкой», который сегодня является одним из символов города. Памятник получился, что называется «с душой», без пафоса советских монументов на гранитных постаментах. Обе фигуры чуть выше среднего человеческого роста, но они стоят на одном уровне с прохожими, что делает их одушевленными и близкими к обычным людям.

С момента установки композиция стала одним из самых востребованных мест для фотосессии туристов. Композиция напоминает жителям и гостям Ялты о тех временах, когда по морской набережной с мечтательным видом гуляли элегантные дамы в красивых нарядах и желали любви и романтических отношений.

Это не единственный памятник, посвященный героине чеховского рассказа. Памятник «Дама с собачкой» радует глаз горожан Астрахани, Геленджика, Липецка, Южно‐Сахалинска, Минска и других городов.

«Все традиционные правила повествования нарушены в этом чудесном рассказе в двадцать примерно страниц. Здесь нет проблемы, нет обычной кульминации, нет точки в конце. Но этот рассказ – один из самых великих в мировой литературе», – так отзывался о «Дама с собачкой» известный писатель Владимир Набоков. Думаем, прочитав это произведение, вы согласитесь с общепризнанным классиком отечественной и мировой художественной литературы.