30 декабря 2020 года – 115 лет со дня рождения Д. И. Хармса!

Жил был удивительный человек – Даниил Хармс. Был он большим выдумщиком и шутником. Даниил Иванович умел многое. Играл на трубе, губной гармошке, фисгармонии, валторне и балалайке. Неплохо пел. Танцевал чечетку. Писал стихи, рассказы, пьесы. Был остроумен. Его произведения необычны, абсурдны, полны волшебства и загадок.

Даниил Иванович Ювачёв, позже взявший псевдоним Даниил Хармс, родился 30 (по новому стилю) декабря 1905 года в городе Санкт-Петербурге. Его отец Иван Павлович Ювачёв был революционером, участником Народной воли, писателем. Был знаком с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, М. А. Волошиным. Отбывал ссылку на Сахалине. Мать, Надежда Ивановна Ювачёва, потомственная дворянка, была на десять лет младше отца, возглавляла женское убежище для бывших заключенных.

Учился Даниил в привилегированной немецкой школе, которая входила в состав «Петришуле», первого учебного заведения, основанного в Петербурге в 1702 году. Благодаря влиянию отца он начал изучать иностранные языки. Д. Хармс хорошо знал английский и немецкий. Учился Даниил очень хорошо, но как каждому ребенку ему были свойственны шалости, и чтобы избежать наказания строгих немецких учителей, он разыгрывал актерские сценки, в которых притворялся сиротой.

После окончания школы Даниил Ювачёв поступил в Ленинградский энергетический техникум, но проучился там недолго и был отчислен по причине того, что постоянно прогуливал занятия и не участвовал в общественной жизни учебного заведения.

После отчисления решил заниматься литературной деятельностью. Любовь к творчеству в нем проявлялась с раннего детства. Будучи еще школьником, он сочинил интересную сказку для своей младшей сестры.

Прозаиком Даниил себя не видел и выбрал своим литературным поприщем поэзию. В 1921-1922 годах Даниил Ювачёв становится Даниилом Хармсом. До сих пор многие литераторы бьются над разгадкой тайны этого творческого псевдонима. Существует два варианта расшифровки псевдонима: первый от английского слова «HARM», что в переводе означает «вред», а второй – от французского «СHARME» – шарм, обаяние. Некоторые вообще считают, что прозвище было навеяно его любимым персонажем из книг Артура Конан Дойла – Шерлоком Холмсом. Поначалу Хармс дописал псевдоним карандашом в паспорте через черточку, а потом официально его узаконил.

Будучи человеком нестандартным и эпатажным, он искренне считал, что одно постоянное прозвище приносит несчастье, поэтому псевдонимы Хармс менял очень часто. Всего их у Хармса было несколько десятков: Гармониус, Чармс, Чардан, Шардам, Данда, Пульхерий, Карл Иванович Шустерлинг, Даниил Заточник и еще много других. Говорят, в бильярдных Петербурга за импозантный вид его называли Мистером-Твистером. Д. Хармс любил выглядеть оригинально. Его костюм восхищал и удивлял, а часто смешил.

Даниил Хармс положил начало целому направлению в искусстве - абсурду. Первые его литературные произведения были написаны в 1922 году. В 1924 году Хармс начинает свою творческую биографию. Выступает с чтением собственных стихотворений и произведений разных авторов. В 1926 году он вступает во Всероссийский союз поэтов, из которого его исключают через три года за систематическую неуплату членских взносов.

В детскую литературу Д. Хармс был привлечен С. Маршаком. Не скрывая своей нелюбви к детям, Хармс, тем не менее, создал множество стихов и миниатюр для юных читателей. Быть может, именно в этой нелюбви и кроется секрет успеха детской литературы Хармса – автор не сюсюкает и не ищет упрощённых форм. Он говорит с детьми на равных, предлагая им оценить свой необычный и оттого интригующий стиль.

С 1928 по 1941 год Д. Хармс публиковал стихи для детей в журналах «Чиж», «Ёж», «Сверчок», «Октябрята». Он писал рассказы, стихотворения, придумывал головоломки, забавные комментарии к рисункам. Вышло несколько его детских книг, в том числе такие известные, как «Иван Иваныч Самовар», «Игра», «Миллион».

Произведения Хармса для детей озорны и причудливы. И дают своеобразный выход его игровой стихии.

«Очень страшная история»

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: «Вот напасть,
Хочет он на нас напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в пасть».
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

(Д. Хармс. 1938)

А его фееричные выступления, когда он, читая стихи, одновременно показывал различные фокусы, приводили ребятню в восторг.

«Шарики порхали у него в руках, исчезали в карманах, ботинках, во рту, в ушах, появлялись в самые неожиданные моменты, причем множась на глазах. Часто «выступление» заканчивалось тем, что в руках у Даниила оставался только один шарик, который оказывался… яйцом, сваренным вкрутую. Чтобы доказать, что это не шарик, Хармс чистил яйцо и тут же съедал, посыпав солью, которую доставал из кармана…».

После этого дети долго ходили за Хармсом с раскрытыми от удивления ртами, разглядывая его, как волшебника.

Д. И. Хармс предпринимал активные попытки соединить поэтов и художников «левого» толка. Организовал такие объединения, как «Левый фланг» и «Академия левых классиков». К 1927 году образовывается объединение ОБЭРИУ. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства». К обэриутам относились Н. Заболоцкий, Б. Левин, И. Бахтерев и др. Обэриуты провозглашали отказ от традиционных форм искусства, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

Самое масштабное собрание представителей объединения, получившее название «Три левых часа», на котором выступали Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий, состоялось в начале 1928 года. Кульминацией стала постановка пьесы «Елизавета Бам», которую Д. Хармс написал специально для этого вечера. Реакция прессы, впрочем, была резко негативной, а поэты – высмеяны.

Со временем литературные выходки обэриутов начали привлекать внимание властей. В 1931 году членов ОБЭРИУ обвинили в антисоветских настроениях. Хармс был выслан в Курск, где прожил несколько месяцев. После возвращения из ссылки его жизнь меняется к худшему: объединение распадается, детских произведений выходит всё меньше, усложняется материальное положение.

В это время в творчестве также происходит переломный момент: Хармс переходит к прозаическим произведениям, больше внимания уделяет взрослой литературе. Он пишет серию рассказов «Случаи», множество небольших повестей, коротких сценок. В своих стихах и рассказах Хармс смеётся и над соседями за стенкой, и над великими классиками, и над самим собой. Во всём умел он видеть смешные стороны.

Даниил Хармс был автором сатирических стихов, афоризмов и сам рисовал иллюстрации к своим произведениям. Многие современники отмечали его страсть к мистификациям и считали его провидцем, ведь Хармс смог предсказать блокаду Ленинграда и разрушение собственного дома при бомбёжке.

В 1941 году Хармса арестовали за так называемые «пораженческие настроения». Писателю грозил расстрел, но он симулировал психическое расстройство. Суд отправил его на лечение в больницу при «Крестах». Там Даниил Иванович Хармс скончался 2 февраля 1942 года в 36 лет от голода во время блокады. Спустя 18 лет его сестре удалось восстановить доброе имя поэта, после чего он был реабилитирован Генеральной прокуратурой.

При жизни писателя была опубликована лишь малая часть его произведений, особенно взрослых, однако удалось сохранить архив с его рукописями. Издания Хармса стали появляться в 1970-х годах за границей. В СССР в 1988 году был опубликован «Полет в небеса». В 90-х годах XX века вышло собрание сочинений Д. И. Хармса. В последние годы его произведения регулярно выпускаются издательствами.

Сегодня Даниила Хармса ставят в один ряд с такими выдающимися авангардистами, как В. Маяковский, А. Кручёных и Б. Пастернак. А его тексты изучают через призму постмодернистского искусства. Несмотря ни на что, идеи Хармса выдержали суровую проверку временем.

В Санкт-Петербурге в память о Данииле Хармсе была открыта мемориальная доска к 100-летию со дня рождения писателя. Доску установили на доме № 11, по улице Маяковского (Надеждинская), где Хармс прожил с 1925 по 1941 год, вплоть до ареста. Дом был разрушен в годы блокады, как и предсказывал Д. Хармс, но после войны восстановлен. На созданном из темного камня знаке расположен барельеф писателя, воспроизводящий известную фотографию Хармса, на которой он изображен в нелепой шляпе. На доске выбита строчка из его стихотворения «Из дома вышел человек».

Есть у Хармса такая детская песенка, оказавшаяся для него пророческой:

«Из дома вышел человек»

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шёл все прямо и вперед
И всё вперёд глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в тёмный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

(Д. Хармс. 1937)

 

Так же, как и герой своей детской песенки, Хармс однажды исчез, и больше его не видел никто.

Автором мемориальной доски стал известный петербургский архитектор Вячеслав Бухаев.

Мемориальную доску, посвященную Даниилу Хармсу, в Санкт-Петербурге установили в 2005 году. А в 2016 году на фасаде этого дома появился гигантский портрет писателя. Его высота - около десяти метров. Авторы портрета - уличный художник из Алма-Аты Паша Кас и ташкентский иллюстратор Павел Мокич.

В 2016 году учреждена литературная премия Д. И. Хармса. Премия Даниила Хармса в области литературы и искусства – это российская национальная премия, которая призвана выявлять и поощрять произведения новаторских, авангардных и прогрессивных авторов.

Именем писателя назван астероид 6766, открытый в Крымской Астрофизической Обсерватории 20 октября 1982 года, улица в Красногвардейском районе города Санкт-Петербурга. Его произведения были экранизированы более двадцати раз. О жизни Даниила Ивановича снято несколько фильмов, как документальных, так и художественных. По его произведениям в российских театрах ставятся театральные спектакли.

Спектакль «Хармс, Хармс и снова Хармс» – это в первую очередь попытка разобраться в творчестве человека с нелегкой судьбой. Человека, внутренний мир которого, столь сложен, а творчество так разнообразно, что споры о том, гений ли он или безумец идут до сих пор. Во вторую очередь – это праздник души для настоящих фанатов писателя.

В спектакле Юрия Томошевского, поставленном в Санкт-Петербургском театре «Плоды Просвещения», неповторимый хармсовский черный юмор смешит до слёз, спектакль состоит из коротких, ярких миниатюр, почти анекдотов. Нетрезвый управдом, крикливые соседки, безумная профессорша, незадачливые ловеласы – множество героев чередой проходят перед зрителем, заставляя его и весело смеяться, и задумываться порой о печальной нелепости нашей жизни.

Дневниковые записи и письма Хармса в этом спектакле перемежаются с его стихами и прозой. Хармс смеётся. Но это не просто анекдоты, это смех над собой и смех сквозь слезы. Короткие зарисовки, собранные из отрывков его произведений как пунктирная линия абсурдной жизни, где понятие «городской сумасшедший» – почти про каждого из нас.

Вроде бы на сцене типажи из повседневного быта почти столетней давности. Но как же они знакомы. «Вгляжусь в тебя, как в зеркало и увижу там отражение, которое может совсем не понравиться». Но зачем обижаться на зеркало, если оно просто отражает действительность, которая ставит по-хармсовски неумолимый диагноз.

Если вы знакомы с творчеством Даниила Хармса – вам обязательно нужно посмотреть спектакль. Если вы имеете очень смутное представление о его творчестве – тем более. Яркий, смешной, а временами страшный, как и творчество Хармса.

В литературе, как, впрочем, и других областях искусства, есть статисты, классики и бунтари. Первые творят много, старательно и… серо. Вторые создают шедевры, хранимые в кладовых истории. Третьи разрывают шаблоны, ломают рамки и ищут новые образы.

Даниил Хармс, безусловно, относится к третьим!

Материал подготовлен

 методистом ведущей категории Н. С. Кузнецовой