detective1«От совершения преступления
до его раскрытия - всего лишь
один детективный роман»
Борис Шапиро,
немецкий физик, поэт

«Вечер с детективом –
это прекрасно!»
Анна Ахматова,
поэт «Серебряного века»

detective2Вы считаете, что родоначальником дедуктивного метода исследования преступления был Шерлок Холмс? Если да, то вы сильно ошибаетесь, так как еще задолго до историй Артура Конан Дойла о знаменитом сыщике с Бейкер-Стрит этот метод описал американский писатель Эдгар Аллан По в своем знаменитом рассказе «Убийство на улице Морг» и познакомил читающую публику с образом незаурядного сыщика – Огюстом Дюпеном. Впервые произведение было опубликовано 20 апреля 1841 года и считается первым детективом в истории литературы, а его проницательный герой − первым литературным сыщиком.

Согласно сюжету, когда в Париже случается загадочное и крайне жестокое убийство двух женщин, в дело включается   молодой человек с нетривиальными способностями к аналитике − Огюст Дюпен. Интересно, что свое расследование он строит не на опрашивании свидетелей или поиске улик − всю информацию он получает из газет, которые тщательно изучает, а затем выстраивает ассоциативный ряд и добирается до истины. В разведке это называется «аналитика по открытым источникам». Интересно, что прототипом этого персонажа стал сам писатель, который помимо чисто литературных заслуг внес также заметный вклад и в науку о шифрах (криптографию).

Несмотря на то, что рассказ «Убийство на улице Морг» был написан 180 лет назад, он и сегодня поражает увлекательностью сюжета и правдоподобностью описания, а образ Огюста Дюпена стал прототипом для многочисленных будущих детективов, встречающихся в мировой литературе: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, комиссар Мегрэ, Арсен Люпен, Ниро Вульф, Перри Мейсон и т. д.

А вы любите остросюжетные детективные истории? Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими сыщиками детективной литературы конца ХХ-начала XXI веков. А таинственные и запутанные истории, которые они будут расследовать, наверняка, пощекочут вашу нервную систему и заставят задуматься над загадками вместе с главными героями. Некоторые из этих произведений легли в основу всемирно известных экранизаций.

Григорий Чхартишвили вошел в литературу как японист и переводчик, но славу ему принес цикл романов о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине, которые он опубликовал под псевдонимом Борис Акунин.

detective3Сегодня Борис Акунин – один из ярких российских авторов современного детективного романа. Его книги о величайшем русском сыщике известны и любимы многими читателями. Вы спросите: «Почему?». Дело в том, что Эраст Петрович воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Он следует зову своего сердца и поступает по совести. Честь и достоинство не являются для него пустым звуком.

В тоже время, детективы Бориса Акунина ценятся за захватывающие приключения, путешествия в экзотические страны и шпионские страсти. А ещё за бережно переданную историческую действительность, неожиданные сюжетные повороты и эксперименты с жанром. Писатель попробовал свои силы и в шпионском романе, и в драме, и разных видах детектива: великосветском, этнографическом, декадентском, театральном и даже идиотическом.

detective4Так, например, открывает серию о Эрасте Фандорине конспирологический детектив «Азазель», в котором будущему гениальному сыщику всего двадцать лет. Он молод, горяч и любознателен, но должность его пока не особенно завидная - письмоводитель в полицейском управлении. Однако именно Эраст нащупает ниточку в подозрительном самоубийстве юноши, наследнике внушительного состояния. Естественно, на пути расследования молодого сыщика встанут и опасные противники, и влиятельные лица. Сможет ли он докопаться до истины?..

Книга увлекает буквально с первых страниц и погружает в удивительный мир интриг, запутанных преступлений и любви. Именно многогранность сюжета стала основной причиной того, что книгу полюбили читатели разных вкусов, полов, возрастных категорий, и даже те, кто не слишком любит детективы.

В 2002 году роман «Азазель» был экранизирован, а в 2003 номинирован на премию «Кинжал», которая присуждается Ассоциацией детективных писателей Великобритании за произведения, написанные на английском языке или переведенные на английский язык.

После удачного дебюта последовали другие детективные истории о великом сыщике: «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Статский советник», «Алмазная колесница» и т. д. Несмотря на то, что истории о Фандорине Борис Акунин рассказывает не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь, это не мешает читателю воспринимать ход событий. Кроме того, композиция его романов нестандартна. Если в обычном детективе читатель узнает разгадку в конце произведения, то Акунин делает это по-своему. Он периодически, почти в каждой главе, дает разгадку событий, но из этой разгадки тут же возникает новая загадка, и действие начинается как бы сначала. Другой особенностью детективов писателя является то, что в основе каждого его романа лежит не банальное преступление, а глобальная проблема, в которую втянуты, как правило, все герои. Так, например, в романе «Азазель» таковой является идея мирового господства. Сама по себе она не нова для читателя, но Акунин представляет её в новой интерпретации.

Многие романы об Эрасте Фандорине были экранизированы и переведены на другие языки.

Интересно, что на момент издания первой книги «Азазель», она была подписана Б. Акуниным, причём, судя по всему, поначалу писатель даже не задумывался над тем, какое имя будет скрываться за буквой «Б». Лишь через несколько лет, когда к Акунину пришла известность и у него стали часто брать интервью, «Б» превратилась в Бориса.

Почему же писатель взял себе псевдоним Акунин? Что он означает? Ответ на этот вопрос есть в его книге «Алмазная колесница», действие которой происходит в Японии. В ней один из героев упоминает, что «аку-нин» по-японски означает «злодей». Но не обычный мелкий негодяй, а некая выдающаяся личность, стоящая на стороне зла, так сказать, мерзавец гигантских масштабов. Вот такая «самокритика»!

В завершении хочется отметить, что долгие годы беллетристика, в том числе и детективы, считалась в нашей стране второсортной литературой. Однако в девяностые годы прошлого века и начале двухтысячных появилось очень много авторов, пишущих в этом жанре. Борис Акунин здесь занимает особое место. Он не только сумел во «второсортном жанре» детектива создать запоминающийся и оригинальный образ сыщика, но и продемонстрировал, что детектив можно писать хорошим русским языком, филигранно оттачивая каждую фразу.

detective5Профессиональный археолог, историк, специализирующийся по Средневековью - Фредерик Одуан-Рузо в литературных кругах больше известная под именем Фред Варгас, является одной из ярчайших звезд современного французского детектива. Каждая новая книга писательницы моментально попадает во Франции в десятку бестселлеров несмотря на то, что ее полицейские романы, или «ромполи», как называет их сама Варгас, совсем не так просты, как творения других собратьев по жанру. Её нельзя назвать одной из самых продаваемых в мире авторов, пишущих в жанре детектива, но при этом – она обладательница рекордных пяти «Международных Кинжалов», которые Ассоциация английских авторов детективов дает за лучшую переводную книгу в детективном жанре. Плюс еще десяток-другой разных наград и номинаций: Премия книготорговцев Франции, Европейская премия за литературу детективного жанра, Немецкая криминальная премия и т. д. В 2018 году знаменитой француженке вручили Премию принцессы Астурийской в области литературы (Испания).

Среди главных героев детективов Фред Варгас – комиссар уголовной полиции одного из парижских округов с говорящим именем и фамилией – Жан-Батист Адамберг (Жан-Батист на русский манер − это Иоанн Креститель, Адамберг −Адамова гора). Российским читателям комиссар Адамберг известен по книгам «Бесприютный», «Человек наизнанку», «Уйди скорей и не спеши обратно», «Игра Нептуна», «Заповедное место» и другим.

Интересно, что комиссар, в отличии от многих своих «книжных» коллег, не пользуется традиционными методами расследования. К тому же он медлителен, не способен четко формулировать свои мысли, но при этом легок на подъем, без проблем сходится с незнакомыми людьми и не всегда твердо следует букве закона в своих поисках преступников. Но главное, он обладает уникальным даром раскрывать тайну преступления посредством предчувствий и озарений.

detective6Все эти качества помогают Адамбергу и в расследовании, описанном в книге Фред Варгас «Адское Воинство», где, волею случая, он оказывается в нормандской деревушке Ордебек. Именно здесь происходят жестокие убийства, в которых местные жители винят не человека из плоти и крови, а «Адское Воинство» - армию призраков, возглавляемую владыкой Эллекеном, лишающую жизни только грешников, убийц и людей по той или иной причине, избежавших законного наказания. Впрочем, это не единственное расследование в данной книге…

Роман «Адское Воинство» относится к числу тех редких книг, с героями которых по-настоящему грустно расставаться. Это увлекательный детектив с яркими персонажами, запутанными ситуациями и неожиданными поворотами сюжета, после прочтения которого захочется побродить по парижским улочкам, полакомиться дикой ежевикой на лесной опушке и отведать национальных блюд в нормандском ресторанчике «Бегущий кабан»… И даже если все это вам не удастся, в одном можно быть уверенным точно, свое знакомство с комиссаром Адамбергом вы обязательно продолжите…

detective7Норвежский мастер детективного жанра Ю Несбё любит называть себя рок-музыкантом, композитором, автором рок-текстов, профессиональным экономистом и только потом - писателем. Однако знаменитым в Скандинавии, а затем и во всей Европе Несбё стал именно благодаря серии криминальных романов о норвежском сыщике Харри Холе, настолько популярном, что его поставили в один ряд с Шерлоком Холмсом, Эркюлем Пуаро и Ниро Вульфом. Следственная методика Харри во многом схожа с методами знаменитых сыщиков ХХ века: он всегда старается собрать максимум улик и рассматривает разных людей в качестве потенциальных подозреваемых. Часто Холи опирается на свою интуицию, которая его почти никогда не подводит. В ходе расследований он вполне способен по мелочи нарушать закон, что лишний раз портит ему репутацию, но всегда идёт на благо очередного дела.

Что касается характера Холе, то он весьма неоднозначен. С одной стороны, Харри можно было бы назвать отрицательным персонажем: пристрастие к алкоголю, неуживчивый характер. К тому же он одержим своей работой, из-за чего много раз страдали и его личная жизнь, и дорогие ему люди. С другой – Харри является весьма сильной личностью. Моральные принципы и правда – вот то, что по-настоящему важно для него.

Сам Несбё признается, что сейчас уже трудно вспомнить детально, как именно был придуман персонаж Харри Холе – противоречивый и харизматичный герой-одиночка, раскрывающий самые запутанные и жестокие убийства.

Еще на первом этапе писатель придумал имя герою: Харри звали футболиста из его детства. Кроме того, имя Харри, не совсем привычное для норвежцев, ассоциируется с провинциалом, который не очень хорошо вписывается в современную действительность. «Холе – это была фамилия одного полицейского, которым меня в детстве пугала бабушка… Так вот я подумал, что тот полицейский и мой Харри – хорошая комбинация, получается что-то пугающее, мистическое», – вспоминал Несбе в одном из интервью.

«Поначалу, – признавался писатель, – Харри не должен был становиться главным персонажем, читатель должен был видеть «взгляд со стороны». Но постепенно он как будто выходил из-за камеры, выступал на первый план и становился частью истории, ее центром. Для меня как для писателя этот процесс был интересен, и я все больше погружался в характер персонажа».

Писатель также отметил, что, хотя и черпает материал для образа Холе из собственной жизни, все же оба они – и писатель, и его герой – разные люди.

detective8В первом романе цикла о Харри Холе «Нетопырь», написанном Ю Несбё в конце девяностых годов прошлого века, норвежский детектив отправляется в Сидней для расследования страшного убийства своей соотечественницы. Начав расследование и поиск подозреваемых, Холе понимает, что найти преступника будет непросто. Однако он еще не подозревает насколько непросто и какие жертвы за этим последуют…

Это дело стало для Харри началом его несколько эксцентрической полицейской карьеры, а для его создателя, Ю Несбё, – первым шагом навстречу головокружительной мировой славе.

Роман произвел сенсацию, удостоился у критиков звания «моментального бестселлера» и сделал автора обладателем престижнейшей премии скандинавских стран в области детективной литературы – «Стеклянный ключ».

Сегодня в цикл о знаменитом норвежском сыщике входят 12 романов, многие из них были также отмечены литературными премиями. Трижды Ю Несбё становился лауреатом премии «Международные Кинжалы». Его роман «Не было печали» вошел в номинацию премии Эдгара По.

В 2017 году по роману «Снеговик» вышел одноименный фильм с Майклом Фассбендером в главной роли. Однако экранизация, по мнению многих критиков, получилась менее удачной, чем книга.

detective9Удивительно, но факт. Оказывается, известный американский писатель, признанный мастер детективного жанра – Джон Вердон свою литературную карьеру начал на седьмом десятке. До этого он занимал несколько руководящих должностей в рекламных фирмах Манхэттена, пока не переехал вместе с женой в сельскую местность в северной части штата Нью-Йорк. На новом месте Джон стал зачитываться детективами любимых авторов и постепенно пришел к выводу о том, что пора бы попробовать собственные силы на этом поприще. Стать писателем он мечтал с детства, но судьба распорядилась таким образом, что позволить себе это автор смог только в зрелом возрасте.

Два года потребовалось Вердону, чтобы собрать мысли воедино и написать свой первый роман. Книга под названием «Загадай число», опубликованная в 2010 году, моментально принесла автору известность.

Может ли анонимное письмо напугать до смерти? Оказывается - да, если тебе есть что скрывать, а автор письма ведет себя так, будто читает твои мысли. Получив такое послание, герой книги Марк Меллери обращается за помощью к старому приятелю - знаменитому детективу в отставке Дэвиду Гурни.

В прошлом Гурни был успешным полицейским, и на его счету масса раскрытых запутанных убийств. После выхода в отставку, Дэвид поселился со своей женой на старой ферме. Но призвание не отпускает его, а жизнь и бывшие коллеги постоянно подкидывают ему новые запутанные дела. И, несмотря на то, что полицейское начальство не очень любит, когда он путается у них под ногами, но без аналитического гения бывшего копа и его внезапных озарений понимают - сложные преступления рискуют остаться нераскрытыми.

detective10И вот, идя навстречу просьбе приятеля, Дэвид Гурни с охотой берется за дело, даже не подозревая, что ему предстоит сыграть в кошки-мышки с коварным соперником...

Роман поначалу напоминает детективы в викторианском стиле, с неторопливым развитием событий, замкнутым главным героем и мрачными зимними пейзажами. Даже не верится, что действие происходит в наши дни. В такую атмосферу идеально вписываются загадки преступника, намёки, оставленные им в самых неожиданных местах, и всепоглощающее безумие, по сравнению с которым самые злобные маньяки кажутся белыми и пушистыми. Но ближе к завершению повествование постепенно переходит в увлекательный, насыщенный событиями триллер.

Этот психологически точный, блестяще написанный детектив произвел невероятное впечатление на читателей, критиков, издателей и положил начало захватывающей детективной серии о знаменитом сыщике Дэвиде Гурни.

Вторая книга писателя «Зажмурься покрепче» также стала бестселлером, закрепив, таким образом, успех Вердона. За ним последовали книги «Не буди дьявола», «Питер Пэн должен умереть» и «Волчье озеро». В настоящий момент писатель готовит к публикации шестую книгу о приключениях Гурни. Психологические опусы Вердона отличают тонкость повествования, детальность и простой язык. Они переведены на множество языков и не покидают списки бестселлеров. За роман «Питер Пэн должен умереть» в 2015 году Вердон стал лауреатом премии Ниро Вульфа, которая вручается за вклад в детективную литературу.

Читатели часто проводят параллели между жизнью писателя и биографией его главного героя. Комментируя это, Вердон отмечает наличие совпадений в месте рождения, колледже, развитии карьеры и желании жить вблизи природы. Но объясняет, что не является прообразом Дэвида Гурни. В качестве примера Джон приводит личные отношения в семье, подчеркивая, что его общение с женой отличается насыщенными эмоциями и нежностью, в отличие от Гурни.

Любопытно, что поставщиком сюжетов для книг Вердона является сын, который служит в полиции и делится с отцом методами расследований. Кроме того, дочь писателя работает психологом, и не раз сталкивалась с консультированием по криминальным вопросам. Поэтому также сумела подарить ему ценные идеи для последующих детективов.

detective11В апреле 2013 года в детективном жанре появилось новое имя. Никому неизвестный Роберт Гэлбрейт написал криминальную историю «Зов Кукушки» о том, как скандально известная топ-модель, упав с покрытого снегом балкона своего пентхауса, разбивается насмерть. Соседи и знакомые списывают эту трагедию на самоубийство, но брат девушки не может смириться с таким выводом. Он просто убеждён, что сестру убили. Эта уверенность приводит его в офис частного детектива Корморана Страйка – угрюмого бывшего вояки и одиночки с выдающимися детективными способностями. Несмотря на то, что сыщик не уверен в разумности аргументов брата погибшей, однако берется вместе со своей помощницей Робин Эллакотт за расследование, и вскоре обнаруживает, что дело куда более запутаннее и опаснее, чем кажется на первый взгляд. В ходе расследования Страйку приходится познакомиться с огромным количеством людей, так или иначе связанных с девушкой: друзьями, охранником модели, её дизайнером и водителем. Они сообщают сыщику различные сведения о ней, и услышанное наводит детектива на мысль о том, что брат погибшей, возможно, прав в своих подозрениях. Но кто тогда убийца? Чем и кому не угодила бедняжка? Автор книги не откроет этой тайны до самого конца, интригуя, не давая оторваться от неё и заставив немало удивиться в конце.

detective12Первоначально публика отнеслась довольно равнодушно к дебютному произведению неизвестного автора, книга какое-то время занимала довольно низкие позиции в рейтинге продаж. Однако спустя три месяца выяснилось, что под именем Роберта Гэлбрейта скрывается мама Гарри Поттера – Джоан Роулинг. Автор серии романов о мальчике-волшебнике призналась, что на «обман» её толкнуло желание получить объективную оценку публики. Эксперимент, поставленный писательницей, позволил установить, что читатели в первую очередь реагируют не на само произведение, а на имя, которым оно подписано, так как после того, как авторство было раскрыто, продажи выросли в несколько раз.

Впоследствии из-под пера Джоан вышли еще четыре романа, посвященные розыскной деятельности Корморана Страйка и его помощницы – «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна» и «Дурная кровь». Ждать ли новых расследований полюбившегося сыщика?

В настоящий момент Роулинг уже работает над шестой книгой о приключениях Корморана Страйка и Робин Эллакотт. Ранее в прессе сообщалось, что в серии планируется как минимум семь романов, но писательница не собирается останавливаться на этом количестве. «У меня нет никакого желания в ближайшее время заканчивать серию. Быть Робертом Гэлбрейтом − чистое удовольствие. Пока у меня будут рождаться интересные истории, я буду продолжать», − говорит писательница.

detective13В 2017 году стартовал британский детективный телесериал «Страйк» компании BBC − экранизация серии романов Джоан Роулинг о частном детективе Корморане Страйке, продюсером которого выступила сама автор.

Детективные романы остаются одним из самых популярных литературных жанров, почитаемых читателями всего мира. Если в былые века в число самых предпочитаемых произведений входили, как правило, исторические хроники и романы о любви, то в конце XX-начале XXI веков лавры лидерства достались детективам. Детективный жанр позволяет читателю пощекотать нервы и поломать голову над подсказками автора, проверяя свою смекалку и чутье. Этим и объясняется восхитительная магия детективных историй.

Материал подготовлен методистом ведущей категории
Л. В. Запащиковой