Что вы знаете о знаменитой трагедии Уильяма Шекспира?
10 фактов о пьесе, которые возможно вас удивят
Думаем, что знаменитая трагедия Уильяма Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» не нуждается в представлении. Ни одно произведение великого англичанина не пользовалось такой популярностью и не оказало такого громадного влияния на европейскую литературу, как это. Наряду с Дон-Кихотом и Фаустом ее герой давно вошел в число мировых общечеловеческих типов, имеющих универсальное значение. По мнению многих высокоавторитетных ценителей искусства, «Гамлет» одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», так как эта трагедия заставляет уже несколько поколений задуматься над своим предназначением, смыслом жизни и проблемами общества.
Точной даты написания этого произведения так и не удалось установить, но многие литературоведы склонны считать, что трагедия «Гамлет», которую русский критик Виссарион Белинский назвал «блистательнейшим алмазом в лучезарной короне царя драматических поэтов», была создана в 1601 году, т. е. 420 лет назад.
А что Вам известно об этой пьесе?
Вот 10 фактов о знаменитой трагедии Шекспира, которые наверняка Вас удивят.
- В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением.
Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса современника и соотечественника Шекспира английского драматурга Томаса Кида, славившегося как мастер трагедии мести. К сожалению, пьеса не сохранилась, и можно лишь строить предположения о том, как ее переработал Шекспир.
Однако многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии построен на легенде о короле Ютландии, восходящей к эпохе викингов, и записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов» на рубеже XII-XIII веков. По легенде у короля Ютландии был сын Амлет и жена Герута, а также брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить дяде.
Шекспир детально воспроизвел эти события в своей пьесе, но в сравнении с первоисточником, автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа.
- Напомним, что действие в трагедии разворачивается в замке Кронборг в Эльсиноре. Замок Кронборг, расположенный близ города Хельсингёр (англ. Эльсинор), изначально появился как крепость Кроген. О ее существовании здесь, на северо-восточной оконечности датского острова Зеландия, в самом узком месте пролива Эресунн, отделяющего нынешние Данию и Швецию, известно уже с XV века. Крепость исправно выполняла свою главную задачу – собирала пошлину с кораблей, покидающих Балтийское море, пока в 1585 году не превратилась в замок Кронборг. Именно к этому году король Дании Фредерик II закончил работы по возведению на этом месте роскошного замка, которому суждено было стать одним из самых красивых и величественных сооружений эпохи Возрождения.
Почему местом действия Шекспир выбрал именно Эльсинор? Ведь реальный Амлет жил совсем в другой части Дании, причем не в эпоху Ренессанса, а в IX веке, во времена викингов. Дело в том, что при дворе датских королей в Эльсиноре жило немало англичан и шотландцев. Это были в основном купцы и разного рода торговцы. В городе существовал театр, куда регулярно наезжали английские труппы. Точно известно, что здесь бывали и актеры театра «Глобус», в котором работал Шекспир. Вполне возможно, что в 1586 году в Эльсиноре мог оказаться и он. Во всяком случае, многое из того, что происходило в замке Кронборг, нашло отражение в «Гамлете».
- Трагедия Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус». Первым исполнителем заглавной роли стал английский актер эпохи Возрождения Ричард Бёрбедж, друг и соратник Шекспира.
Интересно, что из всех шекспировских пьес «Гамлет» − самая длинная и отличается большим числом монологов. Настоящее испытание для актёров! Но Шекспир знал, что Ричарду Бёрбеджу оно по плечу. Бёрбедж руководил труппой «Слуги лорда-камергера», в которую входил и сам великий драматург. Однако Шекспир играл лишь второстепенные роли, например тень отца Гамлета, и писал пьесы, а звездой сцены был Ричард Бёрбедж.
- О востребованности пьесы можно судить по сохранившимся данным о сборах ‒ «Гамлет» при полных аншлагах шёл дольше других пьес. Он был любимой пьесой столичного простонародья и долго не сходил со сцены «Глобуса». Трагедию Шекспира высоко ставили и современные ему литераторы. «Молодые увлекаются «Венерой и Адонисом» Шекспира, тогда как более разумные предпочитают его «Лукрецию» и «Гамлета, принца Датского», – писал английский писатель и поэт того времени Габриэль Харви. Он, без сомнения, причислял себя к «более разумным». Таким образом, и неграмотные простолюдины, и ученые литераторы были единодушны: «Гамлет» нравится всем. Однако фактом является также и то, что ценили они трагедию совсем не за то, что будет будоражить умы далеких потомков, а понимали её как историю о кровной мести и святом долге.
Восприятие Гамлета изменилось лишь в конце XVIII века благодаря Иоганну Вольфангу Гёте. Он был первым, кто увидел в датском принце не мстителя, а думающего «героя своего времени», представителя эпохи Возрождения.
- Еще одна история, свидетельствующая о востребованности «Гамлета», случилась в 1607 году. В сентябре указанного года два британских торговых корабля «Гектор» и «Дракон», принадлежавшие Восточно-Индийской компании, проплывали мимо берегов Африки. Прошло уже много дней с тех пор, как корабли покинули Англию, и далеко еще была заветная цель путешествия – Индия. Матросы томились, скучали, начинали постепенно озлобляться. В любую минуту могли вспыхнуть драки, а то и бунт, понимал опытный капитан «Дракона» Уильям Килинг. Нужно было срочно занять матросов делом, которое целиком поглотило бы их досуг (ввиду постоянных штилей его было предостаточно) и дало бы безопасный выход их энергии. Не устроить ли театральное представление? Одни будут заняты подготовкой спектакля, другие ожиданием удовольствия, которое многим из них было знакомо в Лондоне. Но что ставить? Что-нибудь популярное, общепонятное, полное развлекательных событий, таинственных преступлений, … страстных монологов, поединков, чтобы в пьесе непременно была любовь, а шутки, отпускаемые со сцены, могли бы уложить матросов наповал. Капитан принял решение. Ставить надо «Гамлета».
Трагедию Шекспира сыграли на борту «Дракона» дважды. Второй раз – через несколько месяцев, в мае 1608 года, вероятно, по просьбе команды. «Я позволяю это, – записал капитан Килинг в журнале, – ради того, чтобы мои люди не бездельничали, не занимались азартными играми и не дрыхли».
- При жизни Шекспира пьеса «Гамлет» претерпела три издания. Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом варианте полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актёрам за тексты пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке. Поэтому тот текст, который мы видим сейчас – результат усердного труда литературоведов. Нынешнее деление на части и акты тоже создано ими.
- На русский язык трагедия переводилась многократно, начиная с XVIII века. Первые варианты были переделками на основе переводов «Гамлета» на французский и немецкий язык, но уже в XIX веке появляются переводы пьесы с оригинального текста.
В настоящее время наиболее известны советские переводы середины XX века ‒ Михаила Лозинского и Бориса Пастернака. Однако перевод Пастернака, существующий в нескольких вариантах и интересный с художественной точки зрения, местами довольно сильно отклоняется от оригинала. Вариант же шекспировской пьесы, предложенный Лозинским, сейчас считается классикой русского художественного перевода. Михаил Леонидович обладал недюжинным поэтическим даром, прекрасно владел русским языком. Кроме того, он отличался въедливостью и дотошностью, всегда проявлял большое внимание к деталям. Его перевод хорош и с литературной, и с исторической точки зрения.
- Шекспировский «Гамлет» ‒ пьеса, занявшая одно из первых мест в репертуаре мирового театра. Сколько раз «принц Датский» выходил на сцены театров мира – посчитать просто невозможно. Достаточно сказать, что вот уже более 200 лет (с начала XIX века) мечта всей мужской части артистов – это сыграть Гамлета.
В Российской империи первая постановка «Гамлета» состоялась на сцене Малого театра в 1837 году. Самой же знаменитой постановкой за всю советскую историю стал «Гамлет» в постановке Московского театра на Таганке в 1971 году с живыми петухами, сырой землей, брутальным поперечным занавесом и Владимиром Высоцким в главной роли. Режиссер театра Юрий Любимов в свое время заметил: «Таганка без Высоцкого была бы другой. «Гамлета» я бы точно ставить не стал без такого актера».
Спектакль много гастролировал, и в скором времени исполнение Гамлета как брутального непричесанного хулигана распространилась по миру как новый канон.
- Трагедия Шекспира нашла свое отражение не только на театральных подмостках, но и в кино. Только в течение ХХ века «Гамлет» был экранизирован более 100 раз. Первая экранизация состоялась в 1900-м году и называлась «Дуэль Гамлета». Удивительно, но факт! Оказывается главную роль в этой в фильме сыграла самая экстравагантная театральная актриса мира того время ‒ Сара Бернар. С тех пор никто из женщин в кино Гамлета не играл.
Самый же «красивый» фильм по трагедии «Гамлет» принадлежит режиссеру Франко Дзеффирелли. Роль Гамлета исполнил в нем Мэл Гибсон, что вызвало массу нареканий со стороны критиков. Артиста, в то время специализировавшегося на ролях его современников, обвинили в том, что он не сумел передать всех оттенков и нюансов внутренних мучений персонажа. Однако в этом и была задумка режиссера: грубоватый парень «с соседней улицы», каким в то время был Мел Гибсон, нужен был Дзеффирелли именно для того, чтобы привлечь к фильму внимание молодежи, что ему прекрасно удалось сделать.
- В России более всего популярен «Гамлет» в постановке режиссера Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в заглавной роли. Фильм снимался в 28 километрах от Таллина, в поселке Кейла-Йоа, где был построен макет замка Эльсинор. К сожалению, замок не сохранился, однако утес, на котором он был построен, до сих пор называют «Мысом Гамлета» или «Скалой Гамлета». Это место стало одной из главных туристических достопримечательностей Эстонии.
Фильм был с восторгом встречен публикой. И, несмотря на то, что по посещаемости трагедия заняла всего 19-е место в прокате, все, кто видел его, только о нём и говорили! Ведущие европейские кинофестивали показывали «Гамлета» в конкурсной или внеконкурсной программе, он получил специальный приз Венецианского кинофестиваля и главный приз Фестиваля шекспировских фильмов.
Благодаря напряженному сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия Шекспира остается популярной и сегодня. Ведь каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Поэтому пьесу «Гамлет, принц датский» однозначно – к прочтению. Если вы еще не читали эту книгу, уделите ей внимание. Она вас порадует, зацепит, заинтересует и отвлечет от повседневности. А главное, с её помощью вы перенесетесь в Данию XII века, сидя дома, в любимом кресле и с чашкой любимого чая. Разве нужны еще аргументы?
Материал подготовлен методистом ведущей категории
Л. В. Запащиковой