Ежегодно 17 февраля во всем мире отмечают очень необычный праздник – День построения воздушных замков. Мы же предлагаем поговорить о замках, которые стоят на земле, но… только в воображении писателей.
При слове «замок» у большинства людей появляется образ огромного непреступного каменного сооружения. Старинные замки практически всегда окутаны флером некой таинственности. Мрачные средневековые крепости, рассеянные по Европе, издавна, еще со времен норманнов, вдохновляли поэтов и живописцев. О них писали первые готические новеллы (достаточно вспомнить «Замок Отранто» Горация Уолпола или «Тайны Удольфского замка» Анны Рэдклиф). Проклятие, довлеющее над потомками, загадки старинных вещей, наконец, необъяснимые мистические явления, вызывающие страх и тревогу в душах простых людей, – все это можно встретить на страницах книг Чарльза Диккенса и Эдгара По, Генри Джеймса и Ширли Джексон, Агаты Кристи и Дафны Дюморье.
Но и в современной литературе этот образ встречается довольно часто. Причем порой замок становится не просто колоритным фоном, а настоящим смысловым центром повествования, вокруг которого закручиваются сюжетные линии.
Что на самом деле происходит в древних цитаделях? Предлагаем познакомиться с произведениями, основные события в которых совершаются в старинном замке с его пугающей атмосферой и тайными «скелетами в шкафах».
Айрис Мердок ‒ известная английская писательница. Ей принадлежит около трех десятков книг, снискавших почитателей не в одном поколении и выдвинувших ее в число ведущих мастеров современной прозы.
«Единорог» ‒ одно из самых значительных произведений писательницы. Весь этот роман больше всего напоминает средневековый гобелен. Каждый герой представляет собой традиционного фольклорного персонажа: чародей и дева, дракон и сатир, колдунья и мудрец, феи и пленительный недосягаемый единорог, как главный герой и центр композиции.
Начинается роман весьма обычно. Молодая красивая леди по имени Мэриан Тейлор, откликнувшись на объявление по найму преподавательницы для детей, отправляется в уединенный таинственный замок на северном побережье Англии среди болот и вересковых пустошей. Только добравшись до пункта назначения, Мэриан обнаруживает, что никаких детей нет и в помине, а ей предстоит стать «компаньонкой» странной дамы ‒ Ханны Крин-Смит. Но постепенно героиня начинает понимать, что её спутница в действительности ‒ узница. И не только собственных фантазий, но и уехавшего семь лет назад мужа. Так кто же она на самом деле? Невинная жертва? Сумасшедшая? А может быть, ведьма? И что собой представляет, в таком случае, замок? Замок-тюрьма? Замок-обитель? Замок-пристанище? Возможно ли, оставаться в пределах одного места на протяжении долгих семи лет? Мэриан понимает, что миссис Крин-Смит нуждается в помощи и решает разобраться в этом запутанном деле…
И все же леди Айрис не была бы леди Айрис, если бы не намешала сюда изрядной доли глубоких слоев, символов и философских смыслов. И вот, поди, теперь разберись во всем этом. А потому что нечего за книжкой отдыхать и расслабляться, придется попотеть…
Большинству российских читателей английская писательница Доди Смит известна в основном как автор детской книги «Сто один далматинец», по сюжету которой было снято несколько мультфильмов и полнометражный художественный фильм. Между тем, мало кто знает, что ее первый роман «Я захватываю замок», вышедший из-под пера автора в 1948 году, также сразу стал бестселлером.
«Я захватываю замок» - очень уютная, очень английская и очень смешная книга с многочисленными отсылками к романам Джейн Остин и Шарлотты Бронте, в своем роде изящная на них пародия. Однако события, описываемые в ней, происходят в двадцатом веке, а не в восемнадцатом.
Главная героиня – семнадцатилетняя Кассандра Мортмейн, решив оттачивать литературное мастерство, начинает вести дневник. Она пишет о своей семье: красавице-сестре Роуз, мечтающей вырваться из нищеты, во что бы то ни стало, рассудительном младшем брате Томасе, экстравагантной мачехе и отце, знаменитом писателе, авторе лишь одного романа. Все они живут в старинном полуразрушенном замке недалеко от Лондона, взятом в аренду, и с трудом сводят концы с концами. Единственное, что еще не продано и не заложено ‒ это сам замок, с его фигурными окнами и деревянными подоконниками, широким рвом и просторным садом. Казалось, ничто не может разрушить привычный уклад жизни героев. Но, приезд двух молодых американцев ‒ непохожих друг на друга братьев Саймона и Нила Коттон, наследников соседнего имения, переворачивает жизнь семьи Мортмейнов с ног на голову…
Обаяние этого трогательного и ироничного романа о первой любви обеспечило ему огромные тиражи и многочисленные переиздания, которые продолжаются до сих пор. Что делать, если ты влюблена в молодого человека, с которым помолвлена твоя сестра? Можем ли мы вообще выбирать предмет своей любви? Эти вопросы не могли не отозваться в сердцах миллионов.
Роман был экранизирован и даже вошел в список культовых книг всех времен и народов. Он считается классикой, наравне с такими произведениями этого жанра, как «Гордость и предубеждение» Джейн Остин или «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
Еще одним важным плюсом книги стало отсутствие явного морализаторства, присущего многим романам взросления. «Я захватываю замок» не пытается научить своего читателя уму-разуму, а рассказывает интересную историю, в которой есть место и грусти, и смеху, и переживаниям.
Австралийская писательница Кейт Мортон уже много лет живет в Великобритании. Возможно поэтому события, которые она описывает в своих книгах, происходят в стране Туманного Альбиона. Не стал исключением и готический роман Мортон «Далекие часы», рассказывающий о трех сестрах, живущих на протяжении почти всего двадцатого века в старинном замке Майлдерхерст.
Главная героиня романа ‒ Эдит Берчилл всегда считала свою мать Мередит скупой на чувства. Но, когда той пришло письмо, которое по стечению обстоятельств не могло найти адресата 51 год, девушка в первый раз увидела слезы в её глазах. Письмо было из замка Майлдерхерст от младшей из трех сестер – Юнипер Блайт.
Что связывало Мередит с хозяйками замка? Дело в том, что в годы войны детей из Лондона отправляли в провинции, дабы защитить их от бомбежек и газовых атак со стороны нацистов. Так мать Эдит попала в замок Майлдерхерст и нашла там семью, о которой всегда мечтала. Однако её счастье длилось недолго, по истечению полутора лет ей пришлось вернуться домой. После этого она не преступала порог замка, и больше полувека не знала ничего о судьбе сестер. Слушая рассказ матери, Эдит понимала, что он неполон и здесь есть какая-то тайна, которую Мередит не хочет открывать. Это насторожило девушку, и она принимается за расследование, дороги которого приведут её в замок Майлдерхерст…
В романе есть все: интрига, не раскрываемая автором до самого конца повествования, детективная линия, которая берет свое начало еще со времен Первой мировой войны и тянется до наших дней. Ну и, конечно же, есть любовная история, каковой, увы, так и не суждено закончится хеппи-эндом.
Большое место в романе отводится описанию самого старинного замка, стены которого хранят множество секретов. В реальности такого замка не существует, но у него есть реальный прообраз ‒ Sissinghurst Castle в Кенте. Для героев же книги он становится больше, чем просто здание: это и убежище от всего мира, и хранилище мрачных семейных тайн.
Роман «Далекие часы» понравится всем любителям неторопливого, вдумчивого чтения классических викторианских произведений с множеством подробностей, деталей и нюансов.
Если вы желаете познакомиться с классическим викторианским готическим романом, предлагаем обратить внимание на произведение «Тайна замка Роксфорд-Холл» еще одного австралийского автора ‒ Джона Харвуда. Мистические загадки, страшные семейные тайны, романтическая линия (и даже не одна) ‒ все это присутствует на страницах данной книги.
В самом сердце густого Монашьего леса, расположенного в графстве Саффолк на востоке Англии, возвышается мрачная громада замка Роксфорд-Холл, построенного еще во времена Генриха VIII, но с тех пор пришедшего в совершенное запустение. Замок окружают зловещие легенды, а жители окрестных деревень рассказывают о призраке монаха, который бродит вокруг замка, предвещая скорую гибель тем, кто его увидит.
Основное действие романа происходит в конце 19 века. Молодая девушка Констанс Лэнгтон неожиданно получает замок в наследство от дальней родственницы. Стряпчий, передавая ей завещание, советует сжечь замок и вспахать ту землю, засеяв её солью, но позже все-таки решается раскрыть девушке то, что он сам знает о мрачных тайнах этого места: двадцать пять лет назад в этом особняке при загадочных обстоятельствах исчезла целая семья.
Приехав в замок, Констанс находит дневник, в котором, возможно, скрывается разгадка этой тайны. По мере чтения она обнаруживает неожиданную связь между пропавшими без вести людьми и собственной судьбой. Узнав о своей семье удивительные факты, девушка решает разобраться во всем до конца, несмотря на грозящую ей смертельную опасность...
Как в любом классическом викторианском романе, здесь присутствуют и любовь, описанная, безусловно, по канон той эпохи, и благородные кавалеры, и жестокие злодеи, и томные барышни, и, конечно же, тайна, разгадка которой наступает лишь в самом конце.
Книга интересна еще и тем, что имеет несколько сюжетных линий, которые ведутся от имени разных героев и переплетаются самым неожиданным образом.
Необычная история «Тайна замка Роксфорд-Холл» представляет собой изысканный остросюжетный исторический детектив с привкусом неоготики и обязательно понравится всем любителям этого жанра. Кроме того, если вам нравятся книги Кейт Мортон, то возможно и этот роман придется по вкусу, так как Харвурд использует тот же приём в сюжете, что и его соотечественница, но добавляет в него немного готики.
Любите ли вы семейные саги? Если да, то увесистый роман «Наследство Пенмаров» англичанки Сьюзен Ховач явно придется вам по вкусу.
Действие романа разворачивается с 1890 по 1945 годы в Корнуолле, в самом западном графстве Британии, в краю вечно бушующего моря и сильных ветров.
Величественный готический замок Пенмаррик долгие годы стоит на корнуэлльских землях, среди ферм и оловодобывающих шахт. Чем только не был он за это время: и ненужным бременем, и страстной мечтой, и разменной монетой. Три поколения семьи Пенмаров выросли в его стенах, и каждое приносило с собой свое мнение. Но наследники приходили и уходили, унося свои желания в могилу, а замок оставался стоять, наблюдая, как меняется жизнь вокруг него. Девятнадцатый век плавно переходил в двадцатый, одна эпоха трансформировалась в другую, и лишь свидетель из камня и песка невозмутимо взирал на перемены, ничуть не волнуясь о своем будущем.
Роман «Наследство Пенмаров» ‒ такое же монументальное произведение, как и замок, о котором говорится на его страницах. В книге есть все, что присуще семейным сагам. Тут любовь соседствует с ненавистью, зависть с непониманием, раскаяние с предательством. Тут жизнь, во всех её проявлениях. Но все события романа вращаются вокруг замка, вокруг права обладания им. Кому же в итоге достанется Пенмаррик? Кто победит в войне за наследство предков?
История семьи Пенмаров-Касталлаков рассказана с позиции разных ее представителей: отца, матери и сыновей. При этом у каждого своя точка зрения, свое мнение, амбиции и взгляды на жизнь, но и они не постоянны. На протяжении всей книги можно наблюдать, как меняются со временем люди и их отношение к окружающим, близким. То, что в юности казалось важным, в более зрелом возрасте становится никчемным и пустым, а те вещи, которые, казалось бы, нельзя простить - прощены и забыты. У каждого своя правда, свои понятия о чести и достоинстве, добре и зле, о справедливости и несправедливости. В романе красной нитью проходит мысль о том, что нет вообще четкой границы между черным и белым, существует еще множество тонов и полутонов, жизнь удивительно многообразна и порой трудно понять, что хорошо, а что нет.
Если вы любите классическую художественную литературу, прекрасный язык повествования, изысканные диалоги, мрачно-величественные пейзажи, сюжет, полный страданий, и есть желание испытать бурю эмоций, то «Наследство Пенмаров» станет приятным и интересным путешествием, в очередной раз, показав, что великосветская Англия не такая уж и чопорная!
Роман современного норвежского писателя и философа Юстейна Гордера «Замок в Пиренеях» с предыдущими книгами роднит только ключевое слово – замок. Название книги как-то само собой предполагает, что её главные герои набрели на таинственный замок в Пиренеях, и это само по себе уже вызывает интерес. Однако на деле все обстоит иначе. И книга повествует ни о замке, ни о Пиренеях, а название является сугубо образным. Ставший в 2008 году настоящей литературной сенсацией, этот роман представляет собой современный вариант эпистолярного жанра.
Итак, главных героев двое. Он – ученый-скептик, человек трезвого ума и ясного рассудка. Сторонник научной картины мира. Стоит на своем до конца, но в то же время склонен к мечтательности и открытому выражению чувств. Она – не менее образована, но более эмоциональна. Случай – и все её мировоззрение меняется с неимоверной быстротой. Она уважает науку, и все же придерживается своей веры. Они замечательно дополняют друг друга, и нет на свете людей счастливее их. Счастливее, чем Стейн и Сольрун. Но идиллия длится недолго…
Расставшись при загадочных обстоятельствах, они встречаются через 30 лет на том же месте – в старинном деревянном отеле на берегу фьорда. Удивление, радость, совместная прогулка, воспоминания… Случайная (?) встреча дает начало переписке по электронной почте. Теперь их общая задача – вспомнить прошлое и то загадочное происшествие, из-за которого им пришлось расстаться.
Вы спросите, причем здесь «Замок в Пиренеях»? Дело в том, что репродукция картины с таким названием кисти бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта висела в старой квартире Стейна и Сольрун. Почему название картины перенеслось на обложку книги? Чем связана парящая скала с замком на вершине и переписка героев? Ответы – за вами.
Роман многогранен. Гордер-философ затрагивает темы мироздания и религии, места человека в мире и бессмертия души. И хоть автор поднимает, в общем-то, старые темы, в книге можно найти и нечто новое, некие интересные мысли, которые, возможно, прежде не приходили вам в голову.
Ближе к завершению романа в свои права вступает и детективно-мистическая часть сюжета. Реальность или вымысел? Понять трудно. Такое не может не держать в напряжении, а концовка просто оглушает…
Произведений, в которых события происходят в старинном фамильном замке множество. Поражает и их жанровое разнообразие: исторические и мистические романы, семейные саги, интеллектуальные детективы в средневековом антураже. Выбирайте любую книгу по душе и наслаждайтесь! Надеемся, что романы, представленные в обзоре, вам также будут интересны.
Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.
на основе открытых источников