19 апреля – 130 лет со дня рождения В. А. Каверина (19.04.1902-02.05.1989)

kaverin1«Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду,
и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах»
В. А. Каверин

Вениамин Александрович Каверин, известный советский писатель, драматург и сценарист, прошел долгий и плодотворный творческий путь. Он был свидетелем самых трагических и переломных моментов своей Родины.

Имя писателя неразрывно связано с темой науки и с темой появления на арене нового типа советского человека – талантливого, увлеченного, решительного и упорного молодого гражданина. Не случайно девизом героев его известного романа «Два капитана» стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Вениамину Каверину удалось своеобразно объединить в одно целое два жанра – социально-психологический и приключенческий. Язык произведений В. А. Каверина не отличается особой красочностью, напротив, он представляется немного сухим и скуповатым, но это не мешает ему производить впечатление художественной легкости и изящества.

Каверин часто использует интонации обычной речи, наполняя ее выразительными паузами, которые также несут эмоциональную окраску. Значение придается ритму и интонационному строю каждого диалога и каждой фразы. Из-за умения изображать пером тончайшие человеческие эмоции автора называли не только хорошим писателем, но и отличным психологом.

Родился Вениамин Зильбер – это настоящая фамилия писателя, в Пскове, 19 апреля 1902 года.

«Кажется, я был способный мальчик», – вспоминал В. А. Каверин в автобиографической трилогии о детстве и юности «Освещенные окна». Способностями или, вернее сказать, талантами отмечено было все многочисленное семейство его отца – полкового музыканта Александра Зильбера, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. Отец играл на многих музыкальных инструментах и дослужился, хоть и не без труда, до звания капельмейстера музыкантской команды лейб-гвардии Преображенского полка. Он настаивал, чтобы всех детей в семье обучали музыке, и немалая заслуга в этом деле принадлежала матери – известной пианистке, выпускнице Московской консерватории, женщине широкообразованной, много читавшей. Ее усилия оказались не напрасными: брат будущего писателя Александр, повзрослев, стал композитором, а сестра Елена – музыковедом.

У Вени же обилие музыки, постоянно звучавшей в доме, надолго отбило к ней всякий интерес – несмотря на все свои способности, занимался он неохотно. Так же неохотно, как учился читать, – долго не мог понять, зачем нужны эти скучные предметы, именуемые книгами, в которых «живые, звучащие слова распадаются на беззвучные знаки».

Впрочем, освоив науку чтения, он стал жадным книгоглотателем: сказки Перро и Андерсена, рассказы о Шерлоке Холмсе, историйки о разбойнике Лейхтвейсе, «Княжна Джаваха» «несравненной» Л. Чарской, «Серебряные коньки» Мэри Додж, произведения русских классиков, романы Г. Эмара и Ф. Купера, В. Гюго и Ч. Диккенса. Особенно любим был Роберт Льюис Стивенсон с его бессмертным «Островом сокровищ». «Именно он, и никто другой, приоткрыл передо мной таинственную силу сцепления слов, рождающую чудо искусства», – писал Каверин.

kaverin2В 1912 году Вениамин стал учеником гимназии. Поступал он тяжело – гуманитарный склад ума никак не мог преодолеть экзамен по арифметике, в результате дважды проваленный. Поступить удалось только с третьего раза. Но шесть лет, проведенных в гимназии, оказались очень насыщенными и яркими. Вениамин был активным участником всех событий гимназической жизни, а в 1917 году стал членом демократического общества.

Зимой 1918 года в город вошли немцы. Каверин в своих воспоминаниях писал: «Немцы как бы захлопнули дверь за моим детством». От суровой действительности спасало чтение.

Молодые люди – студенты, семинаристы, реалисты – вступали в жаркие споры о творчестве А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева. Авторитетом для Вениамина был будущий знаменитый прозаик, муж его родной сестры Елены, Юрий Тынянов, раскритиковавший его первые стихи. Несмотря на это, именно от Тынянова Вениамин услышал совет заняться литературным творчеством.

kaverin3По окончании Псковской гимназии и средней школы в Москве, Каверин, по совету Тынянова, переехал в Петроград, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Петроградского университета и одновременно поступил в Институт живых восточных языков на арабское отделение.

Будучи студентом, он безумно увлекался немецкими романтиками, пробовал писать стихи, заводил знакомства с молодыми поэтами, но после иронических и безжалостных отзывов Ю. Тынянова, О. Мандельштама и В. Шкловского счел за лучшее перейти на прозу.

Профессиональный интерес к литературе пушкинской поры, дружба с Юрием Тыняновым, но главное – азарт остроумного спорщика и полемиста, всегда готового скрестить копья со своими литературными противниками, несомненно, повлияли на выбор начинающим писателем псевдонима. Фамилию Каверин он взял в честь Петра Павловича Каверина – гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, хотя и человека образованного, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

В 1920 году Вениамин представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Максима Горького, который похвалил начинающего автора, а потом еще долго следил за его творчеством. Примерно в то же время будущий писатель и литературовед Виктор Шкловский привел Каверина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья», представив его не по имени, а названием того самого рассказа – «Одиннадцатая аксиома», о котором «Серапионы», вероятно, были наслышаны.

kaverin4«Под именем «Серапионовых братьев», – писал Евгений Шварц, частенько бывавший на их заседаниях, хотя и не входивший в «братство», – объединились писатели и люди мало друг на друга похожие. Но общее ощущение талантливости и новизны объясняло их, оправдывало их объединение». Достаточно будет сказать, что в число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин, поэт Николай Тихонов.

Динамичный сюжет, занимательность в сочетании с мастерством формы и отточенностью стиля ставили они во главу угла. «Я всегда был и остался писателем сюжетным», – признавался Каверин. За пристрастие к сюжету, к занимательности критики постоянно преследовали его. А в бурные, кипящие 1920-е годы сам Каверин с юношеским пылом сбрасывал с корабля современности признанные авторитеты («Тургенева я считал своим главным литературным врагом») и не без сарказма заявлял: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона».

У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Вениамина Каверина - «брат Алхимик». Потому, наверное, что пытался он литературу проверить наукой. «Искусство должно строиться на формулах точных наук», - начертано было на конверте, в котором он послал на конкурс свой первый рассказ. А еще потому, что хотел он слить воедино реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом еще синтезе.

В. Каверин верил в свой писательский талант и в то, что судьба вручила ему «билет дальнего следования», как пророчески сказал о нем Евгений Замятин, и потому решил для себя только одно: писать и писать – ежедневно! Над этим посмеивались даже его друзья. Но важен был не процесс, а результат. «Каждое утро, – рассказывал Евгений Шварц, – на даче ли, в городе ли, садился Каверин за стол и работал положенное время. И так всю жизнь. И вот постепенно «литература» стала подчиняться ему, стала пластичной. Прошло несколько лет, и мы увидели ясно, что лучшее в каверинском существе: добродушие, уважение к человеческой работе, наивность мальчишеская с мальчишеской любовью к приключениям и подвигам – начинает проникать на страницы его книг».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы. В начале 30-х годов некоторые даже имели успех – их ставили первоклассные режиссеры. Сам Всеволод Мейерхольд предлагал сотрудничество. Но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. Он понимал, что ему необходимо всецело сосредоточиться на прозе, и печатал свои новые произведения одно за другим: романы и повести «Конец хазы», «Девять десятых судьбы», «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», «Черновик человека», «Художник неизвестен», сборники рассказов. В 1930 году у 28-летнего автора вышло трехтомное собрание сочинений. Но чиновники от литературы объявили Каверина писателем-«попутчиком» и злобно громили его книги, обвиняя автора в формализме и жажде буржуазной реставрации.

kaverin5Неизвестно, как сложилась бы судьба В. А. Каверина, не напиши он роман «Два капитана». Произведение было задумано еще в 1937 году. Так как началась война, писатель не мог сосредоточенно работать над произведением, но все же продолжал это делать. На целых 4 года растянулась работа над романом. Первый том романа был опубликован в 1941 году. Второй том вышел в 1944 году.

«Два капитана», несомненно, самая известная книга Каверина. В свое время она была так популярна, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов. Настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева.

Пожалуй, «Два капитана» – не просто роман русского советского классика Вениамина Каверина, это уже для нескольких поколений нашей страны – символ отваги, чести, верности, рыцарского самопожертвования во имя заветной цели, во имя дружбы и любви.

Несмотря на то, что роман можно отнести к жанру приключенческого романа, «Два капитана» имеет множество реалистических признаков, что позволяет причислить произведение и к жанру исторического романа.

У центрального персонажа Сани Григорьева несколько прототипов. Отдыхая в санатории в 1936 году, В. А. Каверин познакомился с Михаилом Лобашевым, история жизни которого легла в основу романа. В истории жизни Сани Григорьева отобразились многие факты жизни нового знакомого: его немота и избавление от нее, отцовский арест, смерть матери, сиротство, побег из дома, беспризорничество, школа-коммуна. Однако Михаил Лобашев не был полярным летчиком, как Саня Григорьев. Поэтому вторым прототипом стал Самуил Клебанов – полярный летчик.

Два прототипа имеет и капитан Татаринов: Г. Я. Седов и Г. Л. Брусилов – исследователи Севера, ушедшие в экспедицию в 1912 году. О том, что эти исследователи Севера стали прототипами капитана Татаринова, говорил сам В. А. Каверин. Также писатель говорил о том, что курс «Святой Марии», о которой идет речь в романе, с точностью повторяет курс «Святой Анны», где капитаном был Г. Л. Брусилов. Утверждал Каверин и то, что дневник штурмана Климова, члена экспедиции «Св. Марии», который упоминается в романе, основывается на дневнике В. И. Альбанова, который был штурманом «Святой Анны».

Многие исследователи отмечают, что несуществующий город Энск, о котором в романе идет речь, имеет многие признаки реально существующего города Пскова.

Роман В. А. Каверина вызвал множество положительных откликов у современников писателя. И даже был удостоен звания лауреата Госпремии СССР. Он очень нравился И. В. Сталину. Самое удивительное было в том, что в романе автор нигде и ни разу не упомянул ни партию, ни комсомол, ни самого вождя.

kaverin6В годы Великой Отечественной войны писатель работал на Ленинградском, а затем на Северном флоте в качестве военного корреспондента ТАСС и «Известий». Он посещал основные соединения флота, наблюдал и изучал боевую работу личного состава, беседовал с матросами и офицерами о советской литературе, оказывал помощь сотрудникам военных газет. Результатом стало опубликование ряда статей и очерков в местных и центральных газетах, а также собранный материал для второго тома «Двух капитанов».

Когда началась Великая Отечественная война, многие советские люди уже знали о существовании такого литературного персонажа, как Саня Григорьев. То, что В. А. Каверин работал над романом во время войны, связано с желанием писателя продемонстрировать огромную силу советского народа. Автор хотел поддержать соотечественников, столкнувшихся с военными трудностями и проблемами. Роман «Два капитана» мотивировал советских людей на борьбу за Родину до последнего.

Известно, что во время блокады Ленинграда писателя попросили выступить с обращением от лица Сани Григорьева. Настолько сильно советский народ любил данного персонажа, отличающегося силой воли и твердым характером. В. А. Каверин действительно выступил с обращением к комсомольцам Ленинграда и Балтики, на что советские люди отреагировали письмами, в которых обещали бороться до самого конца.

kaverin7После войны, в 1947 году Каверин переехал в Москву. Он поселился в Переделкино и начал работу над романом «Открытая книга». В 1948 году книга была издана и очень хорошо принята читателями, в отличие от коллег и критиков, которые назвали это произведение враждебным социалистическому строю. Но, время не стояло на месте, в стране произошли перемены, и в 1956 году вышел второй том «Открытой книги», не вызвав никакой враждебной реакции.

Годы «оттепели» принесли для Каверина множество новых дел: он участвовал в альманахе «Литературная Москва», хлопотал об издании научных трудов Ю. Тынянова, произведений Л. Лунца и М. Булгакова. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» В. А. Каверин прочел еще в рукописи и «совершенно им заболел».

О собственном творчестве он также не забывал: много сил отнимали публицистика, воспоминания и мемуары. В прозе же Каверин отчасти вернулся к себе прежнему, опубликовав цикл странных романтических сказок, составивших сборник «Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году». Спустя несколько лет появилась сказочно-философская повесть «Верлиока».

Временами, впрочем, писателя одолевало чувство досады. Второго дыхания он в себе не ощущал и иронически жаловался в письме поэтессе Е. А.Благининой, незадолго до того прочитавшей одну давнюю его повесть и с большим одобрением о ней отозвавшейся: «Вы знаете, когда Свифт умирал, он попросил, чтобы ему прочитали не Гулливера, а «Сказку о бочке», и скончался со словами: «Как я писал! Боже мой, как я писал!» Вот так, должно быть, сделаю и я».

kaverin8Вениамин Александрович ошибался. В возрасте семидесяти лет, что редко бывает, он написал книгу: «Перед зеркалом» – глубокий и тонкий роман о любви, который ценители творчества В. А. Каверина, называют его лучшей книгой.

Еще реже бывает, чтобы маститый литератор прилежно и с удовольствием читал: от любимой классики до рукописей молодых авторов, которые те присылали Вениамину Александровичу, зная, что могут рассчитывать, по меньшей мере, на заинтересованное внимание и дружеский совет.

Каверин – из тех людей, кого литература сделала счастливым: он всегда увлеченно писал, всегда с удовольствием читал других. Может быть, именно эта сосредоточенная погруженность в книги, архивы, рукописи позволила ему в самые жестокие годы оградить свое сердце от зла и остаться верным друзьям и себе самому. И потому в собственных его сочинениях, в которых добро всегда – четко и ясно – отделено от зла, мы обнаруживаем «мир несколько книжный, но чистый и благородный» – как сказал Е. Шварц.

Размышляя о своих удачах и промахах, Вениамин Александрович писал: «Мое единственное утешение, что у меня все-таки оказался свой путь...». О том же говорил Павел Антокольский: «Каждый художник тем и силен, что не похож на других. У Каверина есть гордость «лица необщим выражением».

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ писателя стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. И. Новиковым.

Произведения Вениамина Александровича Каверина продолжают читать до сих пор. Они интересны еще и тем, что нередко за основу повествования автор брал какое-либо историческое событие или факт. Так, через призму истории, он передавал свои чувства и мысли читателям, и почти всегда эти мысли оказывались очень важными.

К сожалению, Каверина можно назвать не до конца оцененным писателем. Многие его произведения, особенно написанные в зрелом творческом возрасте, так и остались в тени знаменитых «Двух капитанов».

kaverin9В центре города Пскова, в сквере рядом с детской библиотекой имени В. А. Каверина в 1995 году был установлен памятник героям книги «Два Капитана». Благодаря петербургским скульпторам М. Белову и А. Ананьеву легендарные герои романа В. А. Каверина были воплощены в бронзе. Достоверно известно, что автор книги лично следил за всеми стадиями реализации этого проекта, но не дожил до дня установки памятника. Бронзовые фигуры двух капитанов установлены на небольшом постаменте, они изображены так, что, кажется, будто фигуры вот-вот оживут и сдвинутся с места.

kaverin10По знаменитым «Двум капитанам» было снято два фильма. Первая экранизация романа состоялась в 1955 году на киностудии «Ленфильм». Премьера прошла 28 марта 1956 года. Только за первый год фильм посмотрело 32 миллиона зрителей, а на детском кинофестивале в Белграде фильм получил почетный приз. На тысячи мальчишек этот фильм произвел неизгладимое впечатление.

kaverin11Премьера второго фильма, имевшего также большой успех, состоялась 26 февраля 1977 года. Благодаря значительному хронометражу фильм достаточно полно воспроизводит сюжет книги. Талантливым кинорежиссером Евгением Кареловым был создан целый многогранный мир, населенный очень разными героями. Съемки фильма продолжались два года. В нем были использованы материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР.

19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам романа «Два капитана». Мюзикл создан Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Оригинальный сюжет романа идеально отвечает требованиям жанра; в нем есть любовь и ненависть, героизм и предательство, нежность и энергия, романтика и вера в справедливость. «Норд-Ост» – это возвышенная и драматическая история любви Кати Татариновой и Сани Григорьева, в которой, как в капле воды, преломляется история великой страны и великих открытий.

К сожалению, в 2002 году «Норд-Ост» стал именем страшного теракта, потрясшего весь мир. Был штурм, ликвидация преступников и гибель людей. После теракта, состоявшегося во время показа мюзикла, проект был закрыт. Каждый год в октябре у Театрального центра на Дубровке собираются актёры и поклонники мюзикла «Норд-Ост», чтобы отметить день рождения спектакля и помянуть погибших. А ещё помечтать о том, что мюзикл обязательно возродится!

11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

kaverin12

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых источников