(к 85-летию со дня рождения Виктории Токаревой)

tok1«Она писатель не для глянца,
а для умных и насмешливых.
Это на редкость счастливая
литературная судьба,
и глядя на нее,
можно только радоваться»

Д. Быков

Виктория Токарева ‒ едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами. Талант, оптимизм, юмор и доброта ‒ основные составляющие творчества русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, и понятны читателям самых разных стран. Известный итальянский кинорежиссер Федерико Феллини, например, прочитав в свое время одну из книг Виктории Самойловны, переведенных на итальянский язык, заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».

Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. В ее рассказах нет назидательности, в то же время они поучительны. Она не требует от своих героев невозможного, но хочет, чтобы каждый человек жил в полную меру своих сил.

Первый рассказ Виктории Токаревой ‒ «День без вранья» был опубликован в 1964 году, герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускал различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов вообще характерна для прозы Токаревой.

Затем последовали другие рассказы, вызывавшие интерес читателей.

tok2В 1969 вышла её первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, ‒ писал Юрий Нагибин после выхода в свет этого сборника. ‒ У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».

В дальнейшем каждые пять лет писательница публиковала очередной сборник повестей и рассказов: «Ничего особенного», «Летающие качели», «Сказать ‒ не сказать», «Римские каникулы», «Хэппи энд», «Этот лучший из миров» и другие.

Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов.

Этот «бум» можно наблюдать и сегодня: «Птица счастья», «Террор любовью», «Так плохо, как сегодня», «Немножко иностранка», «Кругом один обман» и другие.

Книга «Ни с тобой, ни без тебя» включает в себя семь историй, в которых главными героинями стали наши современницы. Здесь не только новые, но и уже знакомые читателю произведения. Однако они так умело переплетены в единое целое, что и представить себе невозможно, что еще недавно эти рассказы жили самостоятельно.

tok3«Сильная женщина тоже хочет любить и быть любимой». «Успешная женщина тоже мечтает о семейном счастье ‒ простом и приятном, как тихая музыка за стеной». Эти неоспоримые истины повести Виктории Токаревой «Тихая музыка за стеной», ставшей заглавной для сборника, задают эмоциональный тон всей книге. Но что это, в сущности, такое ‒ любить? И всегда ли можно осознать за круговертью будней, счастлив ты или нет? Ответы на эти вопросы героини Токаревой пытаются отыскать, отправляясь на поиски любви и счастья.

Главная тема произведений, вошедших в сборник «Короткие гудки» – также любовь. И Токарева пишет о ней так, что веришь и сочувствуешь героям, в их ошибках, радостях и печалях узнаешь себя. И грустно улыбаешься: ведь не секрет, что большинство рассказов у автора не заканчиваются голливудским хэппи-эндом.

Многим героиням Виктории Токаревой часто приходится делать выбор между творчеством и деловой карьерой, может быть, потому что такая же проблема волновала и саму писательницу. Она считает, что много потеряла оттого, что прожила жизнь деловой женщины. И тем не менее ее западный издатель сказал однажды: «Жорж Санд слишком много отвлекалась на любовь и поэтому не смогла себя выразить в творчестве. Феномен Виктории Токаревой состоит в том, что она выразила себя как писатель, не растеряв ни грамма своей женственности».

Сборник «Мои мужчины» ‒ это книга скорее не о мужчинах, как о спутниках жизни, а о тех прекрасных людях, которые помогли Виктории Токаревой стать той, кем она и является по сей день. Сергей Михалков, Владимир Войнович, Григорий Данелия, Константин Симонов, Михаил Горбачев, у каждого из них своя судьба, свой характер и свои тайны, достоинства и недостатки, но все они оставили в жизни писательницы свой след, положительный и яркий. В каждом из них она смогла найти что-то прекрасное и уникальное.

tok4В сборник «Дом за поселком» вошли рассказы, описывающие жизнь дачного поселка, в котором живут известные режиссеры, писатели, актеры и другие деятели искусства. Их считают небожителями, но на самом деле они обычные люди со своими слабостями и недостатками…

Как и в других своих сборниках, в этой книге Токарева размышляет на вечные темы ‒ верности, любви, умении прощать.

Кроме рассказов, Виктория Токарева пишет также романы и киносценарии.

В кино она впервые была приглашена в 1964 году для написания сценария по своему первому произведению «День без вранья». Режиссёр «Мосфильма» Алексей Коренев снял по нему комедию «Урок литературы», которая была положена на полку в раздел «вражеская пропаганда» из-за «несоветского поведения» главного героя и показана только в 1968 году.

tok5Последующие два десятилетия Токарева очень плотно сотрудничала с кино. Формат был разный: фильм-спектакль, короткометражка, киноальманах, анимация, полнометражный фильм. В дуэте с режиссёром Георгием Данелия были созданы знаменитые комедии, вошедшие в золотой фонд кино: «Джентльмены удачи» (1971 г.), фразы из текста которой перешли в фольклор, и «Мимино» (1977 г.). Даже сегодня, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.

В настоящее время на счету Виктории Токаревой-сценариста 30 киноработ. Картины были созданы в разное время: советское, перестроечное, новейшее. Они отмечены незаурядным талантом, любовью к людям, к жизни, тонким юмором. В них отсутствует ханжеское отношение к морали, стремление поучать. Эти киноленты всегда оставляют впечатление встречи с подлинным искусством.

Следует отметить, что сценарии Виктория Токарева пишет не только к полнометражным кинолентам, но также и к сериалам: «Важнее, чем любовь», «Первая попытка» и «Террор любовью». Последний снят по одноименной повести писательницы, прототипом главной героини которой послужила мать Виктории Самойловны.

Многие считают, что произведения Токаревой – это сугубо женская проза, но вот уже много лет пьесы, рассказы и романы этого автора читают как мужчины, так и женщины, причем различного возраста.

tok6Сегодня Виктория Токарева чаще всего пребывает на подмосковной даче в кругу своей большой семьи. Здесь она по-прежнему много пишет. Без этого занятия она не представляет жизни и надеется, что творческого запала хватит надолго.

В беседах с журналистами писательница неоднократно признавалась, что считает себя счастливой женщиной, ведь у нее есть не только любимое дело, но и близкие, родные люди, много друзей. Ее произведения признаны во многих странах. В фильме-интервью «Она написала себе роль», снятого режиссером Анатолием Малкиным к 75-летию писательницы, Виктория Токарева призналась: «Мне очень нравится жить, и я живу с удовольствием».

Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.

Использованные источники:

https://24smi.org/celebrity/3670-viktoriia-tokareva.html

https://kratkoebio.ru/viktoriya-tokareva-biografiya-i-lichnaya-zhizn/

https://www.livelib.ru/author/1156-viktoriya-tokareva

https://biographe.ru/znamenitosti/viktoriya-tokareva

https://litfest.ru/biografii/tokareva.html

https://litfest.ru/biografii/tokareva.html

https://v-mire-knig.ru/knigi-viktorii-tokarevoj