(к 85-летию со дня рождения Виктории Токаревой)
«Она писатель не для глянца,
а для умных и насмешливых.
Это на редкость счастливая
литературная судьба,
и глядя на нее,
можно только радоваться»
Д. Быков
Виктория Токарева ‒ едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за ее пределами. Талант, оптимизм, юмор и доброта ‒ основные составляющие творчества русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, и понятны читателям самых разных стран. Известный итальянский кинорежиссер Федерико Феллини, например, прочитав в свое время одну из книг Виктории Самойловны, переведенных на итальянский язык, заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи ее произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. В ее рассказах нет назидательности, в то же время они поучительны. Она не требует от своих героев невозможного, но хочет, чтобы каждый человек жил в полную меру своих сил.
Первый рассказ Виктории Токаревой ‒ «День без вранья» был опубликован в 1964 году, герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде, иначе превратишься в неудачника. Финал этого рассказа допускал различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов вообще характерна для прозы Токаревой.
Затем последовали другие рассказы, вызывавшие интерес читателей.
В 1969 вышла её первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, ‒ писал Юрий Нагибин после выхода в свет этого сборника. ‒ У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
В дальнейшем каждые пять лет писательница публиковала очередной сборник повестей и рассказов: «Ничего особенного», «Летающие качели», «Сказать ‒ не сказать», «Римские каникулы», «Хэппи энд», «Этот лучший из миров» и другие.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов.
Этот «бум» можно наблюдать и сегодня: «Птица счастья», «Террор любовью», «Так плохо, как сегодня», «Немножко иностранка», «Кругом один обман» и другие.
Книга «Ни с тобой, ни без тебя» включает в себя семь историй, в которых главными героинями стали наши современницы. Здесь не только новые, но и уже знакомые читателю произведения. Однако они так умело переплетены в единое целое, что и представить себе невозможно, что еще недавно эти рассказы жили самостоятельно.
«Сильная женщина тоже хочет любить и быть любимой». «Успешная женщина тоже мечтает о семейном счастье ‒ простом и приятном, как тихая музыка за стеной». Эти неоспоримые истины повести Виктории Токаревой «Тихая музыка за стеной», ставшей заглавной для сборника, задают эмоциональный тон всей книге. Но что это, в сущности, такое ‒ любить? И всегда ли можно осознать за круговертью будней, счастлив ты или нет? Ответы на эти вопросы героини Токаревой пытаются отыскать, отправляясь на поиски любви и счастья.
Главная тема произведений, вошедших в сборник «Короткие гудки» – также любовь. И Токарева пишет о ней так, что веришь и сочувствуешь героям, в их ошибках, радостях и печалях узнаешь себя. И грустно улыбаешься: ведь не секрет, что большинство рассказов у автора не заканчиваются голливудским хэппи-эндом.
Многим героиням Виктории Токаревой часто приходится делать выбор между творчеством и деловой карьерой, может быть, потому что такая же проблема волновала и саму писательницу. Она считает, что много потеряла оттого, что прожила жизнь деловой женщины. И тем не менее ее западный издатель сказал однажды: «Жорж Санд слишком много отвлекалась на любовь и поэтому не смогла себя выразить в творчестве. Феномен Виктории Токаревой состоит в том, что она выразила себя как писатель, не растеряв ни грамма своей женственности».
Сборник «Мои мужчины» ‒ это книга скорее не о мужчинах, как о спутниках жизни, а о тех прекрасных людях, которые помогли Виктории Токаревой стать той, кем она и является по сей день. Сергей Михалков, Владимир Войнович, Григорий Данелия, Константин Симонов, Михаил Горбачев, у каждого из них своя судьба, свой характер и свои тайны, достоинства и недостатки, но все они оставили в жизни писательницы свой след, положительный и яркий. В каждом из них она смогла найти что-то прекрасное и уникальное.
В сборник «Дом за поселком» вошли рассказы, описывающие жизнь дачного поселка, в котором живут известные режиссеры, писатели, актеры и другие деятели искусства. Их считают небожителями, но на самом деле они обычные люди со своими слабостями и недостатками…
Как и в других своих сборниках, в этой книге Токарева размышляет на вечные темы ‒ верности, любви, умении прощать.
Кроме рассказов, Виктория Токарева пишет также романы и киносценарии.
В кино она впервые была приглашена в 1964 году для написания сценария по своему первому произведению «День без вранья». Режиссёр «Мосфильма» Алексей Коренев снял по нему комедию «Урок литературы», которая была положена на полку в раздел «вражеская пропаганда» из-за «несоветского поведения» главного героя и показана только в 1968 году.
Последующие два десятилетия Токарева очень плотно сотрудничала с кино. Формат был разный: фильм-спектакль, короткометражка, киноальманах, анимация, полнометражный фильм. В дуэте с режиссёром Георгием Данелия были созданы знаменитые комедии, вошедшие в золотой фонд кино: «Джентльмены удачи» (1971 г.), фразы из текста которой перешли в фольклор, и «Мимино» (1977 г.). Даже сегодня, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
В настоящее время на счету Виктории Токаревой-сценариста 30 киноработ. Картины были созданы в разное время: советское, перестроечное, новейшее. Они отмечены незаурядным талантом, любовью к людям, к жизни, тонким юмором. В них отсутствует ханжеское отношение к морали, стремление поучать. Эти киноленты всегда оставляют впечатление встречи с подлинным искусством.
Следует отметить, что сценарии Виктория Токарева пишет не только к полнометражным кинолентам, но также и к сериалам: «Важнее, чем любовь», «Первая попытка» и «Террор любовью». Последний снят по одноименной повести писательницы, прототипом главной героини которой послужила мать Виктории Самойловны.
Многие считают, что произведения Токаревой – это сугубо женская проза, но вот уже много лет пьесы, рассказы и романы этого автора читают как мужчины, так и женщины, причем различного возраста.
Сегодня Виктория Токарева чаще всего пребывает на подмосковной даче в кругу своей большой семьи. Здесь она по-прежнему много пишет. Без этого занятия она не представляет жизни и надеется, что творческого запала хватит надолго.
В беседах с журналистами писательница неоднократно признавалась, что считает себя счастливой женщиной, ведь у нее есть не только любимое дело, но и близкие, родные люди, много друзей. Ее произведения признаны во многих странах. В фильме-интервью «Она написала себе роль», снятого режиссером Анатолием Малкиным к 75-летию писательницы, Виктория Токарева призналась: «Мне очень нравится жить, и я живу с удовольствием».
Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.
Использованные источники:
https://24smi.org/celebrity/3670-viktoriia-tokareva.html
https://kratkoebio.ru/viktoriya-tokareva-biografiya-i-lichnaya-zhizn/
https://www.livelib.ru/author/1156-viktoriya-tokareva
https://biographe.ru/znamenitosti/viktoriya-tokareva
https://litfest.ru/biografii/tokareva.html
https://litfest.ru/biografii/tokareva.html
https://v-mire-knig.ru/knigi-viktorii-tokarevoj