«Вот дверь открылась не спеша,
Кормилица пришла! Так поздно?!
И в белом женщина вошла –
Графиня! Боже! – смотрит грозно.
– Пришла, как видишь, должен знать:
Я просьбу выполню твою,
Тебе судьбу свою решать –
Секрет трёх карт передаю!»
Борис Страхов,
поэт
Всё, что связано с мистикой, завораживает, пугает и вызывает огромный интерес у всего человечества на протяжении не одного тысячелетия. Нельзя сказать, с чем это связано, тем не менее людей всегда привлекают события, которые несут в себе что-то необычное и нереальное. То же самое можно сказать про пиковую даму. Легенда о ней, скорее всего, родилась именно из-за карточной колоды Таро. До сих пор непонятно, почему пиковую даму принято называть ведьмой или женщиной, несущей зло. Возможно, из-за того, что на карте она изображена немного загадочной и холодной, а может быть все разговоры вокруг неё начались из-за масти, которая является символом негатива и нечисти. Несмотря на то, что единой точки зрения так и нет, пиковую даму всё равно называют роковой женщиной, приносящей различные неудачи.
Но именно ей ‒ пиковой даме ‒ великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил одноименное произведение. Напомним вкратце его содержание.
В молодости графиня***, по словам ее внука Павла Томского, была знакома с небезызвестным французским алхимиком и оккультистом ‒ графом Сен-Жерменом, и тот якобы «открыл ей тайну», связанную с угадыванием карт. Сама она воспользовалась этим в своей жизни дважды, и в обоих случаях угадывание трех карт подряд влекло за собой выигрыш значительной денежной суммы.
Услышав эту историю, инженер Германн, «в душе игрок», тем не менее никогда прежде за карты не садившийся, преисполнился страстным желанием открыть секрет старой графини. Он проникает в её дом и пытается сначала уговорами, а затем и угрозами назвать ему заветную комбинацию карт. Не выдержав напора, старуха, так и не раскрыв тайны, внезапно умирает.
После этого с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах графини ему чудится усмешка на её лице, а ночью к нему приходит призрак старухи, который говорит, что готов раскрыть секрет. Тремя заветными картами оказываются тройка, семерка и туз. Воображение главного героя полностью поглощает идея воспользоваться открывшейся тайной. Вскоре ему представляется такая возможность. В Петербург приезжает известный опытный игрок, и Германн решает испытать судьбу, не ведая, что за этим последует…
К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» не дошла до потомков, поэтому точной даты написания повести неизвестно, но предполагается, что она была задумана Пушкиным в 1828 году, а закончена в имении Болдино Нижегородской губернии осенью 1833. Следовательно, осенью 2023 года исполняется 190 лет с момента написания этой мистической повести, но обратиться к ней мы решили именно сейчас и вот почему. Дело в том, что 28 января день рождения княгини Натальи Петровны Голицыной (1741-1838), урожденной Чернышевой. Считается, что именно она стала прототипом графини***. Той самой, что раскрыла Германну счастливую комбинацию карт в повести «Пиковая дама».
Александр Пушкин как-то рассказал своему другу Павлу Нащокину, о курьезном случае, который произошел с князем Сергеем Голицыным. Однажды молодой человек сильно проигрался в карты и решил попросить денег у своей бабушки Натальи Петровны. Голицына денег внуку не дала, зато поведала ему магический секрет о сосуществовании трех карт, которые помогут сорвать куш. Якобы эту тайну она узнала от графа Сен-Жермена. Следует заметить, что Голицына действительно какое-то время жила с мужем и детьми в Париже, однако документальных свидетельств ее встречи с графом Сен-Жерменом нет. Что же касается молодого Голицына, то он незамедлительно воспользовался этим знанием и легко отыгрался. Именно эта шутливая история легла в основу сюжета произведения. Дальнейшее же развитие повести вымышлено. Однако в черновиках Пушкина видна огромная и кропотливая работа над повестью. Это доказывает важность и глубокий смысл произведения. Вряд ли бы поэт потратил столько сил на глупый анекдот.
После того как повесть увидела свет, поэт записал в дневнике 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...».
Голицына действительно не обиделась на Пушкина. Кроме того, несмотря на то, что существовала версия, будто Александр Сергеевич в свое время бывал у Голицыной, пытаясь ухаживать за ее внучкой, но ему было отказано от дома, поэтому в отместку он написал это произведение, старая княгиня вместо гнева пришла в восторг, узнав, что в свете ее считают прототипом пушкинской героини и называют Пиковой дамой.
Известно также, что Александр Сергеевич часто проходил мимо петербургского особняка княгини Голицыной, расположенного на Малой Морской, 10, так как одно время сам жил неподалеку. Вот как он описывал этот дом в «Пиковой даме»: «...очутился он (Германн) в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, карета одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивалась то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.
‒ Чей это дом? ‒ спросил он у углового будочника.
‒ Графини ***, ‒ отвечал будочник».
После выхода повести особняк стали называть «домом Пиковой дамы». Так его величают до сих пор, а среди петербуржцев и сегодня ходят городские страшилки о старой графине. Говорят, если перед рассветом смотреть в окна дома Пиковой дамы, можно увидеть фигуру мрачной старухи, которая погрозит любопытному костлявым пальцем. Существует также байка, что призрак Дамы и в настоящее время любит пешие прогулки по району в предрассветное время суток. Будто один вежливый человек ранним утром, когда питерские сумерки еще не рассеялись, перевел старушку через переход, но когда остановился на другой стороне дороги, заметил, что старушка исчезла...
Однако было бы неверно думать, что именно повесть прославила княгиню Голицыну. Все с точностью до наоборот. На страницы пушкинской прозы Наталья Петровна попала в силу своей феноменальной известности. Она была легендой высшего общества. При русском дворе княгиня пользовалась огромным уважением. Пережив четырех русских монархов: Петра III, Екатерину II, Павла I, Александра I, она и в царствование Николая I оставалась желанной гостьей в лучших домах Петербурга. Влияние Голицыной было настолько велико, что ей даже удалось смягчить приговор некоторым декабристом. В тоже время достаточно было только одного слова этой дамы, чтобы испортить человеку репутацию и заставить его с позором покинуть столицу.
По воспоминаниям прозаика Владимира Соллогуба: «Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. В городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».
В молодости Наталья слыла красавицей, но с возрастом у нее на лице стали появляться усы и борода, за что её за глаза стали называть «Княгиня Усатая». Возможно поэтому образ старухи с отталкивающей внешностью, но обладающей острым умом и царственной надменностью, и был соотнесён читателями «Пиковой дамы» с Голицыной. Однако это не мешало тому, что и в преклонном возрасте Наталья Петровна воплощала собой идеал великосветской дамы.
Красноречивое воспоминания об этом оставил современник княгини композитор Феофил Толстой: «К ней ездил на поклонение в известные дни весь город, а в день её именин её удостаивала посещением вся царская фамилия. Княгиня принимала всех, за исключением государя императора, сидя и не трогаясь с места. Возле её кресла стоял кто-нибудь из близких родственников и называл гостей, так как в последнее время княгиня плохо видела. Смотря по чину и знатности гостя, княгиня или наклоняла только голову, или произносила несколько более или менее приветливых слов. И все посетители оставались, по-видимому, весьма довольны…».
Справедливости ради следует заметить, что некоторые из пушкиноведов считают прообразом старой графини не Голицыну, а графиню Наталью Кирилловну Загряжскую, не менее колоритную фигуру того времени. Дочь богатейшего человека России ‒ генерал-фельдмаршала Разумовского, Наталья Кирилловна с детства находилась при дворе, была фрейлиной императриц Елизаветы и Екатерины II, свидетельницей и знатоком тайн шести царствований. Будучи дальней родственницей Натальи Николаевны Гончаровой, жены поэта, она всегда встречала его любезно. Александр Сергеевич писал в своих письмах: «Тетка заезжала вчера ко мне и беседовала со мной в карете: я ей жаловался на свое житье-бытье, а она меня утешала». Известно и другое. В восьмидесятых годах XVIII века в петербургском свете пользовались довольно громкой, но не особенно лестной репутацией несколько кружков или компаний авантюрье, как их называли, которые сильно «пошаливали», кутили и вели большую, не всегда чистую игру, завлекая в свою компанию неопытных юношей, сынков богатых родителей и наверняка их обыгрывая. Игорные «шалости» этих светских авантюрье бывали настолько скандальны, а их выигрыши настолько крупны и разорительны для жертв, что становились известны императрице и крайне ее возмущали... Тогдашний петербургский главнокомандующий граф Брюс доносил, что «корабельная компания» князя Несвицкого «затащила» молодого Апраксина и обыграла его. В ней принимали деятельное участие, кроме Несвицкого, князь С. Ф. Голицын, Н. К. Загряжская, Н. И. Бутурлин... Почему компания называлась «корабельная», неизвестно.
Видимо, Наталье Кирилловне Загряжской было что рассказать и об этой, не очень известной стороне своей жизни «новоиспеченному» родственнику. Этим и воспользовался великий поэт, создавая таинственный образ старой графини, подмигнувшей Германну с карты дамы пик.
Впрочем, тайна Пиковой дамы остаётся неразгаданной, ведь сам Александр Сергеевич признавался Нащокину, который заметил Пушкину, что графиня*** не похожа на Голицыну, в ней больше сходства с Натальей Кирилловной Загряжской: «Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее…».
Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.
Использованные источники:
https://pushkinskij-dom.livejournal.com/515307.html
https://www.fandom.ru/about_fan/puhov_1.htm
https://aif.ru/society/history/i_umerli_v_odin_god_kakoy_byla_realnaya_pushkinskaya_pikovaya_dama
https://5elementum.ru/human/pikovaja-dama-misticheskaja-povest-a-s-pushkina/
https://needlewoman.ru/skazki/soobschenie-o-rasskaze-pikovaya-dama.html
https://lenarudenko.livejournal.com/71951.html
https://miss-hohotyn007.livejournal.com/1767882.html
https://4stor.ru/uchebnik/3372-istoriya-pikovoj-damy.html
https://www.syl.ru/article/200522/new_pikovaya-dama-legenda-i-strashilki