11 апреля – День березы, или Берещенье

bereza1«Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной».

Всеволод Рождественский

Многие страны мира имеют свои символы, по которым государство легко угадывается представителями других наций. Например, в Греции с древних времен символом является олива, в Ирландии - это клевер, в Канаде – клён, а символом Японии – сакура. У России таким символом является, конечно же, берёза. И это не удивительно!

Не будет преувеличением сказать, что берёза – самое распространённое дерево России. Её разные виды можно встретить за Полярным кругом и в предгорьях Кавказа, на Сахалине и в Калининградской области. Трудно представить себе лес, перелесок или поле, где взгляд не заметил бы эту стройную, белую красавицу.

Русский человек издревле видел берёзу рядом собой. Поэтому нет ничего удивительного, что она плотно вошла в его быт. Её использовали для строительства, в качестве украшения, дровами берёзы отапливали жилище, ветками кормили скотину. А что значил в жизни русского человека традиционный берёзовый веник, с которым ходили в баню! Он был символом чистоты и здоровья. На бересте предки восточных славян начали писать свои первые литературные произведения. Из берёзовой древесины вырезали первую простую посуду, её ветки использовали в качестве оберегов. Возможно, поэтому в стародавние времена люди её нарекли деревом четырех дел: первое дело – мир освещать (самая светлая берёзовая лучина); второе – чистоту соблюдать (берёзовый веник в бане чистоту соблюдал); третье – крик утешать (скрип телеги утешался берёзовым дёгтем); четвёртое – больных исцелять (от всяких хворей лечил настой из берёзовых почек).

bereza2А еще у наших предков с березой было связано множество поверий. Например, они никогда не строили дом на том месте, где росла берёза: это считалось грехом. Но сажать любили берёзу рядом с домом: для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Рядом с деревом вкапывали скамейку, чтобы можно было спокойно посидеть с березой, попросить у нее сил и здоровья. Согласно славянским поверьям, береза оберегает детей и женщин. Поэтому в березовых рощах ставили качели, девушки украшали ветки лентами на Ивана Купала, Ладу и Леля, чтобы удачно выйти замуж.

Конечно же, у столь почитаемого дерева был свой праздник. Его отмечали 11 апреля (или 29 марта по старому стилю) и назывался он Берещенье или День березы.

bereza3В этот день существовал обычай ходить в лес и собирать березовый сок. Его движение пробуждалось после таяния снега и набухания почек. Издревле считалось, что именно в этот день данный сок обладает чудодейственной силой. Выходя 11 апреля в березовую рощу, люди слушали деревья – не началось ли движение сока. Если да – то его можно собирать. И при этом они приговаривали: «Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвертое - дряхлым пеленанье».

Для сбора сока наши предки выбирали взрослое крепкое дерево, делали в нем небольшое отверстие и подставляли тару. При этом они избегали молодых деревьев, чтобы их не загубить. В дереве пробивали небольшое отверстие и подставляли емкость, сок сам лился в нее – или стекал тонкой струйкой, если его было мало. Но, чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течение года это дерево не трогали, так же как с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось, что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни.

Семейные же и влюбленные пары, набирая в емкость березовый сок, затем вдвоем пили из нее и закапывали под этим же деревом как можно глубже, чтобы никто другой не мог выкопать. Считалось, что такой ритуал поможет сохранить любовь на долгие годы.

Весь собранный «урожай» несли домой, где принимались колдовать над ним. Собранный сок применяли в оздоровительных целях: для поднятия иммунитета после зимы, для лечения кожи или болезней внутренних органов. Также считали, что он несет счастье и удачу.

Березовый сок пили как свежим, «сырым», так и запасались им впрок, было принято заготавливать его в каждой семье. Из него варили вкуснейший напиток – сбитень, приправленный медом. Помимо сбитня, делали и целебные настойки с применением почек и листьев березы.

 

Как еще отмечали наши предки этот день?

В этот день к березам приходили не только за соком, но и с разными проблемами, чтобы посоветоваться, найти правильное решение. Ее обнимали и шепотом рассказывали о своих бедах и печалях. Прислушивались. Белоствольная красавица всегда давала верный совет.

bereza4Девушки 11 апреля ходили к березкам за женихами – вешали на ветви дерева ленты с кос и просили у деревца поскорее избавить их от одиночества, найти красивого, работящего и умного парня, чтобы и душой был чист, и сердцем добр. Затем отламывали одну веточку и несли ее домой, ставили в воду. Ждали, когда она зацветет, так как согласно поверью, вскорости и любимый у нее появится.

Кроме того, в это день, если у дома еще не была посажена березка, ее обязательно высаживали, ведь она, по приметам, привлекает семейное благополучие и отпугивает нечистую силу.

Вечером у древних славян в этот день непременно была баня – и обязательно с березовыми вениками. Парились от души, хлестая друг друга что есть силы – так достигалось сразу несколько целей: и кровь разгоняли, делали ее чище, и злых духов выгоняли, и вообще не пускали их на порог бани – потому как они, по древним же поверьям, березы боялись.

В этот день также плели березовые венки, которые потом надевали на головы крупному рогатому скоту – в целях все той же защиты от демонов и нечистых духов.

Если случалось так, что на Берещенье кто-то болел, особенно ребенок, его слегка похлестывали березовым прутом – не больно, а так, чтобы таким образом выгнать всю хворь из тела.

С Берещеньем было связано много примет. Так, например, считалось, что по погоде, которая стоит в этот день, можно определить, каким будет осенний сезон. Говорили даже – каково 11 апреля, таким будет и 11 октября. А еще верили, что если березового сока в этот день много – значит, скоро окончательно придет настоящее летнее тепло. Однако при этом же лето будет ненастное. Если утром 11 апреля раздался гром – можно ждать холодов. А если на горизонте – ни облачка, а с запада оно двигается, еще и перистое – в скором будущем может постичь неудача.

Замечали в этот день и повадки птиц. Если на Берещенье сороки низко вьют гнезда – это к лету с грозами, а если галки летают стаями – нужно ожидать дождь. Встретив в этот день большую лебединую семью, можно было ждать теплой-теплой весны. А если ты родился 11 апреля, ты непременно будешь добр и покладист, ведь в тебе – сила духа березки!

bereza5С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

И в завершении хочется заметить, что без этого дерева немыслимо самосознание русского человека. Берёза, воистину, стала для нашей страны чем-то большим, чем просто самым распространённым деревом! Оно в сердце, в сознание, в повседневном обиходе, в традициях, которые пришли из древности, в самой культуре. Символ молодости, прекрасного, поэтического – милая, простая, вечно юная и всеми любимая русская берёзка.

      Без березы не мыслю России, – bereza6
      Так светла по-славянски она,
      Что, быть может, в столетья иные
      От березы – вся Русь рождена.
      Под березами пели, женили,
      Выбирали коней на торгах;
      Дорогих матерей хоронили
      Так, чтоб были березы в ногах.
      Потому, знать, березы весною
      Человеческой жизнью живут:
      То смеются зеленой листвою,
      То сережками слезы прольют.

                                    Олег Шестинский

Материал подготовлен методистом ведущей категории
Л. В. Запащиковой