Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 432

«Всегда ваш – Андрей Миронов»

«В жизни всё переплетается – трагическое и комическое,
величественное и ничтожное, фальшивое и искреннее,
доброе и злое».

А. А. Миронов 

mironov1Андрей Александрович Миронов – легенда отечественного кино. Он по сей день обожаем миллионами поклонников нашей страны.

Андрей Миронов не любил таких высоких эпитетов, как «популярный» или «звезда», о чем не раз говорил в интервью: «Популярность … Слово-то какое-то сомнительное. Мы же не скажем «популярный пианист Святослав Рихтер» … Такие слова, как «известный», «признанный», приятнее, не так ли? К слову «звезда» тоже отношусь иронически. В чем проявляется эта «звездность»? В том, что меня узнают на улице, в автобусе и на вокзале не только в Москве, но и в Норильске? Эта популярность еще не определяет истинную значимость того, что я делаю и что сам считаю особенно важным. Популярность, как правильно заметил один умный человек, лишь поначалу кажется судьбой, потом нередко превращается в иронию судьбы, которую до поры до времени поддерживают печать, радио, телевидение и горячность особенно преданных почитателей. Я такой же, как все. И работаю, как все».

Андрей Миронов родился в 1941 году в Москве. Его родители, Александр Менакер и Мария Миронова, служили в Московском театре эстрады и миниатюр. Они выступали дуэтом «Миронова и Менакер» с юмористическими и музыкальными номерами. Будущий актер родился 7 марта, однако его родители уговорили паспортистку изменить дату в документах на 8 марта. Они хотели отмечать его день рождения в Международный женский день. Мама, Мария Владимировна, говорила, что этот мальчик будет праздничным подарком для женщин. Ее слова оказались пророческими – у ее сына была огромная армия поклонниц. Андрюше было три месяца, когда началась Великая Отечественная война. Театр, где работали его родители, эвакуировали в Ташкент. В этом теплом восточном городе прошло раннее детство будущего актера.

С детства Андрей часто бывал в театре. Родители брали его на свои выступления и оставляли за кулисами. В 1946 году будущий артист впервые вышел на сцену. Мария Миронова вспоминала: «В середине номера раздается дружный смех, которого мы в тот момент совершенно не ждали. Поворачиваю голову и вижу стоящего посередине сцены Андрюшу с открытым ртом. Он так увлекся творчеством родителей, что захотел разглядеть их поближе и вышел на сцену».

В гости к Менакеру и Мироновой часто приходили актеры и режиссеры. Андрей пародировал их. Актер Зиновий Гердт вспоминал: «Мальчик Андрюша, совершенно не стесняясь… изобразил всех гостей. Всех и меня самого. Было страшно похоже. И я понял – это будет актер».

mironov2По воспоминаниям матери, в детстве Андрей особенно ничем не увлекался, одно время собирал марки, потом решил бросить это дело. Почти каждое лето отдыхал с родителями в Доме отдыха Художественного театра в Пестове, посёлке в городском округе Мытищи Московской области. Он поддерживал тёплые отношения со сводным братом Кириллом Ласкари. Их любимым развлечением было изображать джаз-бэнд: Кирилл играл на рояле, а Андрей – на кухонных принадлежностях.

Одноклассники, в отличие от Марии Мироновой, утверждали, что, напротив, у Андрея всегда было много увлечений: любил играть в футбол и теннис, увлекался джазовой музыкой и даже организовал в своём классе джаз-оркестр, в котором «с упоением и неистовством» исполнял роль профессионального ударника. В старших классах уже свободно говорил по-английски, позже, в Щукинском училище, выучил французский язык. Ещё в школе стало очевидным его увлечение театром, когда Андрей в домашней обстановке давал свои «представления» перед школьными друзьями. «В начале это были не совсем уверенные копирования известных актёров, певцов, мимов, знакомых нам по кинофильмам и пластинкам, – вспоминали его одноклассники. – Он пел, танцевал, пародировал, дирижировал, декламировал – чего только он не делал!». При этом Андрей участвовал во всех трудовых делах класса, «будь то сбор металлолома, работа на Центральном телеграфе, практика в типографии «Московский рабочий».

С седьмого класса Андрей Миронов участвовал в школьных постановках. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. Миронов вспоминал: «Я… таил от родителей свою пагубную страсть к театру: боялся их приговора, произнесенного с недосягаемой для меня профессиональной высоты. Мне надо было доказать им, себе, всему свету, что я что-то могу. Но сколько себя помню, мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им».

mironov3После окончания школы Андрей подает документы в Щукинское училище. Никакой протекции знаменитых актеров не было. Родители не знали о его решении и его успехе, в это время они были на гастролях. Члены приемной комиссии даже не догадывались, чей сын пришел на экзамены, ведь он носил достаточно распространенную фамилию.

В июне 1962 года Андрей Миронов окончил Щукинское училище с красным дипломом и был принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал четверть века.

Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, высоко оценил талант молодого актера. Андрей Миронов сразу стал его любимцем, и это было совсем неудивительно. Яркий, искрометный талант, невероятный темперамент молодого актера мгновенно покорял всех, кто был рядом с Андреем. Даже опытные театралы были поражены высоким профессионализмом новичка. Первые постановки с участием Миронова «Клоп», «Доходное место», «Над пропастью во ржи» ясно показали это.

В те годы достать билет на спектакль в Театр сатиры было очень непросто. Завзятые театралы считали большой удачей попасть на спектакль с участием А. Миронова, антрепризы в других театрах тоже пользовались огромной популярностью. Актер обладал каким-то удивительным магнетизмом, за его игрой наблюдали, затаив дыхание. Он умел держать зрителя, вести его за собой от начала до конца представления.

mironov4В 1963 году на всю страну его прославила работа в комедии «Три плюс два», которая не потеряла своей актуальности и поныне. Этот фильм – невероятно оптимистичная, солнечная картина. Миронову досталась роль одного из «дикарей», он играет ветеринара Романа Любешкина. Добрый, интеллигентный Роман стесняется своей профессии, из-за которой он уже пережил расставание с любимой девушкой, а зрители горячо ему сочувствуют.

mironov5В фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» Андрей Миронов сыграл Диму Семицветова, продавца комиссионки, частенько торгующего дефицитом из-под полы. Его близким партнером по фильму был Анатолий Папанов, выступающий в роли тестя Димы. И хотя роль Миронова была второстепенной, кинокритики оценили игру актера чрезвычайно высоко.

Участие в фильмах Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» стало для актера знаковым. После их выхода Андрею Миронову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. Эльдар Рязанов высоко ценил комедийный талант артиста, он мечтал увидеть Миронова в роли Ипполита в фильме «Ирония судьбы или С легким паром», однако Андрею хотелось сыграть Лукашина. Но здесь было такое расхождение с действительностью, которым невозможно было пренебречь. В фильме доктор Лукашин сетует, что никогда не пользовался успехом у женщин, чему ни за что не поверил бы советский зритель, будь в этой роли Андрей Миронов.

С тех пор за Мироновым прочно укоренилось амплуа комедийного актера. Его отмечали, как настоящего гения этого жанра. На протяжении всей карьеры Миронов не снижал оборотов, исполнив легендарные роли в комедиях «Бриллиантовая рука» (1968), «12 стульев» (1976), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987).

По большому счету, актер не возражал против такой творческой судьбы. Он всю жизнь играл в труппе Московского театра сатиры и визитной карточкой артиста была роль Фигаро в постановке классической комедии «Безумный день или женитьба Фигаро».

mironov6Комедийный талант Андрея Миронова нашел яркое выражение в фильме «Бриллиантовая рука». В комедии был занят знаменитый комик Юрий Никулин, любимец зрителей Анатолий Папанов, и каждый сыграл свою роль с блеском. Для Миронова этот фильм стал настоящим трамплином к успеху – ведь здесь он демонстрирует еще и свой незаурядный певческий талант. Его песня «Остров невезения» мгновенно разлетелась по стране, став настоящим хитом. С тех пор актер очень часто исполнял песни в фильмах, где он снимался.

28 апреля 1969 года состоялась премьера кинокомедии «Бриллиантовая рука», привлёкшей рекордное число зрителей – 76 миллионов 700 тысяч человек. В фильме Андрей Миронов сыграл контрабандиста Гешу Козодоева. Актёра на эту роль искали долго, но после того как попробовали Миронова, Леонид Гайдай понял, что актёр найден. По заверению режиссёра, комедия, да к тому же эксцентрическая, требует от исполнителя роли не только актёрского мастерства, но и спортивной подготовки. Андрей Миронов смог соответствовать всем этим требованиям. В процессе съёмок он проявил необыкновенную фантазию, придумав в фильме немало трюков, смешных деталей, реплик и даже сочинил маленькую сценку. Сам поставил полный динамики и иронии танец, исполняемый им на палубе парохода. «Очень многие вещи в фильме придуманы, найдены им, и я считаю его одним из «соавторов» фильма», – подтвердил актёр Анатолий Папанов.

mironov7В 1974 году на широкий экран вышла кинокомедия «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова. В фильме Миронов исполнил роль капитана милиции Васильева, которому поручено не допустить вывоз ценностей из страны. Перед предприимчивыми итальянцами он предстаёт общительным и предупредительным гидом «Интуриста».

По мнению критики, актёр полно и чётко воссоздал образ современника, обобщённый и в то же время конкретный. Основную черту Васильева – бесстрашие – актёр раскрыл ненавязчиво, но тем не менее убедительно. На протяжении всего фильма персонаж Миронова остаётся весёлым и компанейским, хотя его характер сам по себе не является эксцентричным, а комический эффект возникает из ситуаций, в которые попадают герои.

Часть трюков, которыми наполнена эта эксцентрическая кинолента, Миронов выполнил самолично. Он сам спускался на ковровой дорожке с шестого этажа гостиницы «Астория» в Ленинграде, висел над Невой, уцепившись за край разведённого моста на высоте примерно двадцати этажей, прополз по выдвинутой вперёд на одиннадцать метров лестнице пожарной машины до крыши «Жигулей» и влез в его салон, в то время как оба автомобиля мчались на приличной скорости, один на один беседовал со львом. «Андрей поразил меня своей храбростью и отчаянностью», – признавался впоследствии режиссёр фильма Э. Рязанов.

mironov81977 год начался с показа четырёхсерийного телефильма «12 стульев», снятого Марком Захаровым по одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова, с Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера. Критик В. С. Кичин полагает, что Бендер – роль, которую Миронов не мог не сыграть. С его точки зрения, здесь совпало всё: и яркий талант, и природная элегантность, и эстрадный лоск, и даже очевидный авантюризм артиста.

На взгляд критиков, успех телефильма был предопределён блистательной игрой актёров, запоминающейся музыкой Г. И. Гладкова и ироническими стихами Ю. Ч. Кима, которые содержали очевидные аллюзии на поэзию М. Ю. Лермонтова («Белеет мой парус такой одинокий», «Я б хотел забыться и заснуть»). Критики оценили и мироновскую трактовку Бендера, в которой объединились романтичность и ирония. В фильме он был неотразим и беспрерывно танцевал. Когда, увлекаясь, «великий комбинатор» сам начинал верить в то, что говорил, его лицо принимало отрешённо-романтическое выражение. Манерами и ритмом своего существования на экране герой Миронова напоминал томного, но всегда готового к прыжку кота. Остап Бендер в телефильме предстал поэтом «красивой жизни», певцом эффектных авантюр, для которого жизнь – игра, представление, спектакль, а сам он в ней премьер и виртуоз. Но мироновский Остап – фигура двойственная. Зритель с помощью Андрея Миронова в полной мере смог оценить красоту игры, но также сполна ощутить и трагедию героя. «Получился же в фильме – и это бесспорно – Бендер. Миронов играет здесь – при всём наборе лёгких и комедийных красок – драму очень талантливого человека». (из рецензии театрального критика В. С. Кичина).

mironov923 июня 1987 года в московском кинотеатре «Мир» состоялся премьерный показ кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов». Жанр картины режиссёр А. И. Сурикова и сценарист Э. Т. Акопов определили как «ироническая фантазия в стиле вестерна». Позже Алла Сурикова признавалась, что фильм начался для неё не со сценария, а с того момента, как она поняла, что мистера Фёста, решившего изменить мир при помощи кино, должен играть Андрей Миронов, и он согласился на эту роль. Режиссёр в мемуарах вспоминала, что актёр включился в работу над картиной значительно раньше, чем это обычно делает исполнитель, ещё на стадии первых прикидок режиссёрского сценария. Он много фантазировал, размышляя не только об образе главного героя, но и над биографиями и поступками остальных персонажей, спорил с режиссёром.

Персонаж, созданный Мироновым, получился удивительно светлым и обаятельным. Его тихий голос воздействует на окружающих сильнее грохота драки и выстрелов. Он самым непостижимым образом заставляет каждого на миг остановиться и задуматься о себе самом.

По результатам опроса журнала «Советский экран» за роль мистера Фёста Андрей Миронов был признан лучшим актёром 1987 года. В декабре 2000 года на церемонии в Центре Ханжонкова фильм А. И. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» официально назван «Лучшей картиной о кино уходящего века» .

mironov10Игра А. Миронова в отечественных мюзиклах была поистине непревзойденной. «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка» с начала своего появления на экране вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Отлично сыграл актер и в «Обыкновенном чуде», осчастливив зрителей очаровательной песенкой о бабочке и воробушке.

Дальше было участие в картинах «Будьте моим мужем», «Мой друг Иван Лапшин». И со всеми этими работами Андрей Александрович справляется блестяще. Критики особенно высоко отмечают его игру в фильме «Мой друг Иван Лапшин». По фрагментам этой картины студентов до сих пор обучают актерскому мастерству.

mironov11Миронов снимался и на телевидении. Он участвовал в программах «Голубой огонек», «Кинопанорама», «Вокруг смеха». Эльдар Рязанов писал о нем: «Если откинуть его театральные и кинематографические роли, а взять только телевизионные выступления, где он представал без грима, то зритель мог составить об Андрее как человеке превратное суждение. На телевизионном экране элегантно двигался… актер, сознающий свою неотразимость. А в жизни Андрей был… застенчив, неуверен в себе, недоволен собой, невероятно деликатен, раним и очень добр».

Летом 1987 года Андрей Миронов вместе с труппой Театра сатиры отправился на гастроли в Ригу. 14 августа, прямо во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», актер потерял сознание. Через два дня, 16 августа 1987 года, Андрея Александровича Миронова не стало. Жизнь этого удивительного, гениального актера была очень короткой.

Артист прожил всего 46 лет. Но за это время он пережил множество жизней, перевоплощаясь в своих героев, каждого из которых создавал из самой глубины себя. «Каждая моя роль – это в чём-то я сам. Не потому, что я играю про себя, – играю через себя. Именно я – материал, из которого лепятся все мои сценические герои». Может быть, в этом и заключается его главный секрет? Он просто везде тот, кто он есть на самом деле.

«Жизнь – великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости – они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеётся, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше», – сказал однажды Андрей Миронов.

mironov12

 

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников