Мари́на Раско́ва - советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.

Марина Раскова с детства серьёзно занималась музыкой и у неё были все шансы стать пианисткой или певицей. Ее путь в лётчицы начался со скромной работы чертёжницей в Военно-воздушной академии. Экзамен на звание штурмана Раскова сдала экстерном, а позднее стала преподавать штурманское дело в академии.

За хорошую работу Расковой была предоставлена возможность научиться летать. В эти годы Марине Расковой довелось принимать участие в первомайских воздушных парадах над Красной площадью. Она занималась расчётами построения колонны самолётов во время парада.

 

Свой первый рекордный полёт с Валентиной Гризодубовой Марина Раскова совершила осенью 1937 года из Москвы в Актюбинск. Девушки пролетели 1444 км, побив установленный американками женский рекорд полёта по прямой (800 км). В июле 1938 года вместе с Полиной Осипенко и Верой Ломако Раскова участвует в полёте по маршруту Севастополь—Архангельск. Это был необычный рекорд: гидросамолёт пролетел из Чёрного моря в Белое, преодолев расстояние больше чем в 2400 км. За этот полёт лётчицы были награждены орденами Ленина.

 

Следующей победой советских лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой стало установление нового международного женского рекорда дальности. Полёт на Дальний Восток был осуществлён на самолёте АНТ-37 бис «Родина». Во время полета при вынужденной посадке в тайгу Раскова выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. За этот беспосадочный перелёт протяжённостью 5908 км, осуществлённый за 26 часов 29 минут и проявленные при этом мужество и героизм членам экипажа самолёта «Родина» В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

С началом войны Раскова приступила к формированию добровольных женских авиаполков. «Скольким дала она крылья!» — благодарно вспоминали о Расковой девушки из её полков. Всего таких полков было три — истребительный, бомбардировочный и ночной бомбардировочный. Своими внезапными ночными вылетами они наводили ужас на фашистов, и те прозвали их «ночными ведьмами».

Сама Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. Работа по формированию полков, обучению лётчиц потребовала от Марины Расковой неимоверного напряжения всех сил. Приходилось работать в любое время дня и ночи, без выходных и спать не более четырёх часов в сутки.

Сложные погодные условия застали самолёт М. Расковой на пути в Сталинград, куда был переброшен её полк. Она погибла 4 января 1943 года. Ей было всего лишь тридцать.

 

В Советском районе Челябинска есть улица Марины Расковой.

 

О Марине Расковой в ЧОБМ:

  • Героини войны : очерки о женщинах - героях Советского Союза / сост. А. Белановский, П. Перепеченко. - М. : Госполитиздат, 1963. - 719 с. : ил.
  • Женщина-легенда: 110 лет Марине Расковой / В. Шипунов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2022. - № 3. - C. 61-64.
  • Драма "Родины" : (24 сентября 1938 года самолет "Родина", ведомый женским экипажем в составе командира корабля Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой взял курс на Дальний Восток страны: подробности путешествия) / Б. Калашников // Знание - сила. - 2008. - № 10. - C. 92-99.
  • Забытый дебют русских ласточек : (первые русские женщины-летчицы: Марина Раскова, Полина Осипенко и др.) / В. Веденеев // Чудеса и приключения. - 2005. - № 10. - C. 8-10.
  • Маркова, Г. И. Взлет : (о Герое Советского Союза М. М. Расковой) / Г. И. Маркова. - М. : Политиздат, 1986. - 110 с. - (Герои Советской Родины).
  • Ночные ведьмы : (легендарные летчицы женского полка ночных бомбардировщиков времен Великой Отечественной) / Л. Боровикова // Чудеса и приключения. - 2010. - № 3. - C. 22-23.