Печать
Просмотров: 674

27 апреля - 200 лет со дня рождения великого мыслителя и социолога Герберта Спенсера.

 

 

Spenser

 

 Философы всегда стремятся построить некую картину мира, ищут первоосновы, начала всего. Настраиваясь на эту волну,  мы составили для Вас Азбуку Герберта Спенсера, которая включает понятия из круга его научных интересов и краткую интерпретацию этих понятий. Рассмотрев их более пристально можно, опираясь на источники, получить глубокие знания о личности и учении Герберта Спенсера.

 

А – Англия – родина Г. Спенсера

Б – биология – наука, которая стала «донором» идей для социологии Спенсера. Общественная жизнь получила у него биологическую интерпретацию.

В – всеобщая эволюция. Учение об эволюции он распространял на явления неорганического, органического и социального мира.

Г – государство – результат соперничества и военных конфликтов между обществами.

Д – дифференциация – эволюционный путь перехода от однородного к разнородному (по мере увеличения разнообразия в системе происходит специализация ее элементов), что требует, в свою очередь, большей упорядоченности. Так появляются различные структуры в организмах (в том числе обществе как организме)

Е – естественнонаучные методы. Инженер по роду деятельности и складу ума, Спенсер и к науке об обществе применял их.

Ж – жизнеспособность общества поддерживается целями, которые объединили его членов.

З – знания. Развитие знаний, их расширение способно обеспечить общественный прогресс. Спенсер очень верил в науку.

И – интеграция  эволюционный путь перехода от несвязного к связности. Все элементы общества (или другой системы) взаимодействуют друг с другом: что-то берут, а что-то отдают.

К – капитализм – система общественного устройства, основанная на добровольном (в отличие от рабского) человеческом труде. Также капитализм как саморегулирующаяся система является наиболее приемлемым для общества по сравнению с системами, регулируемыми извне (государственная регуляция, например).

Л – либерализм Спенсера заключался в приверженности режиму парламентской демократии, предполагающему всеобщее избирательное право, соблюдение местной автономии, свободу слова, союзов и вероисповедания, равноправие женщин.

М – «Мартин Иден» роман Д. Лондона, в котором широко цитируются взгляды Г. Спенсера.

Н – Науки. Расширил перечень наук и предложил иной принцип их группировки: абстрактные, абстрактно-конкретные, конкретные.

О – общество. Предложил учение об обществе как едином организме, который подобно живому существу подчиняется тем же законам организации, функционирования и развития.

П – позитивистская социология, позитивизм. Главным методом получения знания и развития науки Спенсер называет эмпирический метод.

Р – релятивизм. Методологический принцип, означающий относительность и условность познания. Герберт Спенсер придерживался этого принципа, считая, что наука своими ответами ставит еще больше вопросов

С – социальный дарвинизм гласит, что выживает наиболее приспособленный. Спенсер также ввел в социологию такие понятия как «социальная система», «социальный институт» и стал использовать термин «социология» для обозначения науки об обществе.

Т – типология обществ. Спенсер выделял военные (принудительное сотрудничество) и промышленные (добровольное сотрудничество)  общества.

У – ум Спенсера технического и фактического склада.

Ф – философия. «Система синтетической философии» один из самых значительных трудов Г. Спенсера.

Ц – цивилизация. В целом человеческая цивилизация развивается по восходящей линии, но отдельные общества могут не развиваться или даже деградировать.

Ч – члены общества – это главное в любом обществе. Целью любого общества должно быть благо его членов.

Ш – шесть типов социальных иститутов выделил Г. Спенсер: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Э – Этика. Г. Спенсер пришел к выводу, что поведение человека эволюционно обусловлено. Общество и его члены лучше принимает благодетельных, добродетельных людей. Поэтому «хорошее поведение» эволюционно выгодно индивиду. Так, по Спенсеру,  появляется этика.

Ю – Юм. Учение Дэвида Юма развивал Спенсер в своей  теории эволюции и эволюционной социологии.

Я – ясность. «Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше их у него, тем сильнее расстраивается его мышление» Г. Спенсер

 

Что почитать