Печать
Просмотров: 26

1Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников.

Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны 1853-1856 годы.

В детстве Руаль был высокомерен и вспыльчив, постоянно участвовал в драках. Но от типичного хулигана мальчика отличали занятия лыжами на гимнастических брусьях во дворе.

Учился Амундсен плохо. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.

В 14 лет Руаль прочитал как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через 2Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа, хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня. Пятнадцатилетний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша. Корабль был закован во льдах и дрейфовал 13 месяцев. В таких тяжелых условиях экипаж начал болеть, многие погибли. Однако именно к сложностям готовился Амундсен, когда задумал стать исследователем. Благодаря своим лидерским качествам он быстро стал старшим помощником капитана и сделал многое для доведения экспедиции “Бельжики” до конца с минимальными потерями.

В 1901 году Руаль приобрел шлюп «Йоа», переоборудовал его и готовил к покорению  Северо-Западного прохода.  Экспедиция заняла 3 года.  За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов. После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.

Руаль принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Целью Амундсена стало покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.

“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. В процессе подготовки к экспедиции планы Амундсена поменялись, теперь его целью стал Южный полюс. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.

Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.

После покорения Южного полюса Амундсен занимался привычными делами – публиковал отчеты, разъезжал с выступлениями и обедал с главами государств. О трагедии капитана Скотта стало известно только в феврале 1913 года, и эта новость лишь подстегнула интерес к лекциям норвежца.

3 В 1918 году Амундсен на корабле “Мод” отправился исследовать Северо-Восточный морской путь. Судно построили с учетом опыта предыдущих экспедиций и оснастили гидросамолетом. Местом первой зимовки стал мыс Челюскин (Таймыр), второй – остров Айон (Чукотка), третьей – мыс Сердце-Камень в Чукотском море. На третьем году путешествия у корабля сломался гребной винт, и Амундсен передал командование своему помощнику. Сам он удочерил двух чукотских девочек, которых увез в Норвегию и дал им свою фамилию. “Мод” до 1925 года дрейфовал в Восточно-Сибирском море, собирая полезные для науки данные.

У Амундсена вновь сменилось увлечение – он решил заняться воздушными полярными экспедициями. В 1925 году его миссия пересекла Арктику на гидропланах, а за ней последовал аналогичный полет на дирижабле “Норвегия”.4

Погиб Амундсен в июне 1928 года во время попытки спасения итальянской экспедиции, пытавшейся повторить его трансарктический перелет на дирижабле. Для Норвегии он стал национальным героем с огромным числом достижений. В том числе, Руаль Амундсен оказался первым человеком (вместе с Оскаром Вистингом), покорившим оба географических полюса. Большая часть жизни исследователя прошла в путешествиях и продолжительных турне с лекциями. Жены и собственных детей у него не было. О личной жизни известно очень мало.

Литература о Руале Амундсене в библиотеке для молодежи