«Такие люди и писатели – духовное сокровище»
Халлдор Лакснесс, исландский писатель,
лауреат Нобелевской премии
«САМА ЕГО ЖИЗНЬ – ЭТО КНИГА…»
В истории русской культуры немало великих имен, известных всему миру. Одно из них - имя писателя, драматурга, публициста и общественного деятеля Максима Горького, который был и остается центральной, стержневой фигурой российского литературного процесса конца ХIХ - первой трети ХХ века.
Горький оставил нам огромное литературное наследство: 25 томов романов, повестей, пьес и рассказов, почти столько же писем, публицистику. Не всё в этом наследии равноценно. Наряду с яркими, оригинальными книгами, талантливыми произведениями были и слабые, менее удачные.
Следует также заметить, что Максим Горький - писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции - человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориентированного на пролетариат взгляда в определенный отрезок времени было распространено на все его творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма.
Между тем уже в 20-е годы ХХ века Алексей Максимович в своей художественной практике далеко ушел от этого метода. Как чуткий художник, Горький не мог остаться равнодушным к творческим открытиям своей эпохи, в частности к достижениям модернистов. Влияние символизма и импрессионизма особенно усилилось в его послереволюционном творчестве. Недаром в начале 1920-х годов критики самых разных направлений заговорили о «новом Горьком». А его последний роман «Жизнь Клима Самгина» представляет собой сложноорганизованное, философско-художественное повествование, вобравшее в себя не только лучшие достижения Горького-писателя, но и опыт лучших образцов мировой литературы начала ХХ века.
Поистине громом среди ясного неба стало издание – уже в годы перестройки – книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917-1918 гг.». Эта книга заставила по-новому взглянуть на Горького-публициста.
Не только творчество, но и личность Максима Горького по праву считается одной из самых загадочных и противоречивых в русской литературе. «О Горьком, как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет точного представления», – писал Иван Бунин в далеком 1927 году.
Как это ни удивительно, та же ситуация сохраняется и поныне. Для большинства современных читателей Максим Горький – знаковая фигура советского времени, когда его именем называли города и улицы, теплоходы и заводы, университеты и библиотеки, его книги выпускались миллионными тиражами, о его творчестве были написаны тысячи исследований.
С концом советской эпохи авторитет «великого пролетарского писателя» заметно пошатнулся: начались открытия «тайного» и «темного», разоблачения, предпринимались попытки «сбросить Горького с корабля современности», но сделать это оказалось все же невозможно, – тем более, что, параллельно заметному падению интереса к этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало.
В чем же феномен писателя?
Горький был необычайно масштабной и одновременно чрезвычайно сложной натурой, полной внутренних сомнений и противоречий. Всей своей жизнью и творчеством он был неразрывно связан с Россией, и в его судьбе, как в капле воды, отразилась и историческая драма родного народа, и трагедия перерождения русской революции.
Созданная писателем широкая панорама жизни русского общества конца ХIХ – начала ХХ века, галерея разнообразных русских характеров и типов, его могучее влияние на сердца и умы читателей всего мира – всё это свидетельствует об общенародном, общечеловеческом значении его творчества. Это уже хорошо понимали многие наиболее чуткие современники Горького, даже весьма далекие ему по своим творческим установкам. Марина Цветаева, например, сумела буквально в трех словах определить его уникальное место и роль в жизни и искусстве: «Горький – это эпоха…».
«ОН, КАК ДРАМАТУРГ, ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕМУ…»
Максим Горький и театр – отдельная страница в истории русской культуры.
Расцвет русской драмы XIX века связан с именем Александра Николаевича Островского, и когда его не стало, критика заговорила об упадке драматургии.
Но в конце 90-х годов XIX века драматическое искусство и его сценическое истолкование получают новый общепризнанный взлет. Знаменем нового театра становится драматургия Антона Павловича Чехова, творчески прочтенная режиссерами-новаторами, основателями Московского художественного театра - Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Новизна режиссерской трактовки пьес и необычайная для старой сцены игра актеров принесла Художественному театру огромный успех и привлекла к нему внимание молодых литераторов. Среди них был и Максим Горький, который высоко оценил этот только что родившийся, но уже прославившийся театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление».
Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов XIX века. Писать же пьесы для театра он начал по совету Чехова и настоятельной просьбе Станиславского и Немировича-Данченко.
Обращение Горького к драматургии объясняется не только этим, как бы внешним, хотя и с глубоким внутренним смыслом толчком, но и характером собственного творчества, отличающегося драматизмом и динамизмом. В его пьесах звучат обвинение, вызов, протест. В отличие от Чехова, тяготевшего к раскрытию жизненных конфликтов при помощи полутонов и подтекста, он прибегал обычно к обнаженной заостренности, к подчеркнутому противопоставлению мировоззрений и общественных позиций героев. Его пьесы - пьесы-диспуты, пьесы идейного противоборства.
Если Чехов создал лирико-психологическую драму, то Горький вступил в русскую драматургию как создатель нового типа социальной драмы. Позднее Станиславский скажет: «Главным зачинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был М. Горький».
Начиная с 1901 года до конца своей жизни Горький не оставлял трудного искусства драматурга. За тридцать с лишним лет он написал около двадцати пьес, среди которых – «Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие», «Варвары», «Зыковы», «Враги» и многие другие. При этом каждая из них по-своему составила целую эпоху не только в творчестве писателя, но и в истории русского театра.
«Я считаю Горького одним из величайших драматургов нашего нового времени… Он, как драматург, принадлежит будущему», - так охарактеризовал драматическое творчество писателя величайший советский, русский артист, режиссер театра и кино Борис Андреевич Бабочкин.
Сегодня интерес к творчеству Горького-драматурга стабильно растет, и ведущие театральные режиссеры мира неоднократно обращаются к постановкам его пьес.
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ М. ГОРЬКОГО
Талант М. Горького был настолько ярким, что многие фразы из его произведений стали афоризмами, обогатившими нашу разговорную речь десятками цитат: «Человек – это звучит гордо», «Пусть сильнее грянет буря», «Красота и мудрость - в простоте» и т. д.
Предлагаем вашему вниманию наиболее известные и актуальные цитаты из произведений классика отечественной литературы.
«На дне»
«... В карете прошлого - никуда не уедешь...»
«Человек - все может... Лишь бы захотел...»
«Фома Гордеев»
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый - возвышается до творчества»
«Мало ли кто чей сын... Не по отцу почет, а по уму...
«Ум имей хоть маленький, да свой»
«Жизнь Клима Самгина»
«Разрушать имеет право только тот, кто знает, как надобно строить, и умеет построить»
«Мать»
«Обиды мешают дело делать, останавливаться около них - даром время терять»
«Учитесь у всех - не подражайте никому»
«Сила познания – в сомнении»
«Мещане»
«Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно – он только жалуется. А ты сделай усилие – перевернись»
«Жизнь идет: кто не поспевает за ней, тот остается одиноким»
«Старуха Изергиль»
«Не своротить камня с пути думою»
«М. ГОРЬКИЙ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА»
КНИГИ И СТАТЬИ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ О ПИСАТЕЛЕ
Чем отличаются книги и публикации XXI века о жизни и творчестве Максима Горького от источников советского периода? В-первую очередь - это большая информативность, освобождение от идеологии, доступность многих архивных фондов, возможность обсуждать закрытые ранее темы. Понадобились годы и многочисленные публикации ранее запрещённых материалов, чтобы мы смогли узнать настоящего Максима Горького.
В рубрике представлены издания и статьи, посвященные жизни и творчеству писателя, опубликованные в последние два десятилетия.
Басинский, П. В. Горький / П. В. Басинский. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 451 с. – (Жизнь замечательных людей).
Жизнь Максима Горького и сегодня полна тайн. Какие идеи питали Алексея Пешкова на пути к Максиму Горькому? В чем разгадка его стремительной и шумной славы, какой не знали при жизни ни Федор Достоевский, ни Лев Толстой? Почему «буревестник революции» уехал из страны победившей революции? Зачем медлил с возвращением? Какова роль «железной женщины» Марии Будберг в его судьбе?..
На основании ранее неизвестных материалов и документов известный критик Павел Басинский написал правдивую и по человечески добрую книгу «про своего Горького», такого, каким он его увидел.
Содержание книги дополнено никогда прежде не публиковавшимися фотоматериалами.
Басинский, П. В. Страсти по Максиму. Горький: 9 дней после смерти / П. В. Басинский. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 414 с.
В конце ХХ века вновь разгорелись споры о последних днях жизни Горького. Литературоведы, историки, писатели, юристы включились в процесс доказательства или опровержения версии о насильственной смерти писателя. В результате поисков было выявлено множество новых фактов, документов, вскрылись неизвестные страницы биографии.
В книге «Страсти по Максиму» Басинский в очередной раз на основании документального материала, в т. ч. и архивного, предлагает читателям свою версию сложной и запутанной биографии главного советского писателя, «буревестника революции» - Максима Горького.
Книга содержит большой иллюстративный материал.
Быков, Д. Л. Был ли Горький? : [биогр. очерк] / Д. Л. Быков.– М. : АСТ : Астрель, 2008. – 351 с. : ил.
Сегодня книги М. Горького самостоятельно, без внешней мотивации, читают уже немногие. А многие и вообще не знают, кто такой Горький, кем он был для русской литературы, был ли вообще…
Тем не менее, Горький не только был, но и есть одна из знаковых фигур нашей культуры, истории. Горький-человек, Горький-общественный деятель, Горький-писатель заслуживает того, чтобы его вспомнили, перечитали, заново оценили и поняли. Первым шагом на пути к такому переосмыслению нашего культурного прошлого может стать данная книга.
Известный прозаик, поэт, яркий публицист Дмитрий Быков в своей книге «Был ли Горький?» рисует фигуру писателя-классика свободной от литературного глянца и последующей мифологии, но при этом он уверен, что «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».
Ваксберг, А. И. Гибель Буревестника. М. Горький: последние двадцать лет / А. И. Ваксберг. – М. : Терра-Спорт, 1999. – 396 с.
Основа этого исследования – многоликость Горького, на что обращали внимание многие авторы, писавшие о нем, и прежде всего те, кто лично с ним встречался. Все они отмечали невозможность показать горьковский образ с каким-то определенным знаком – положительным или отрицательным. Знак ускользал, вступал в непримиримый конфликт с реалиями. Вот почему в данной книге автор широко использовал свое право – изложить свою собственную точку зрения, не отнимая у читателя его права – принять ее или отвергать.
Примочкина, Н. Н. Горький и писатели русского зарубежья / Н. Н. Примочкина ; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2003. - 361 с.
В книге доктора филологических наук Н. Н. Примочкиной на основе новых архивных документов исследуется особое место и уникальная роль М. Горького в литературной жизни русского зарубежья 20-30-х годов ХХ века, рассматриваются его усилия по наведению культурных «мостов» между советской Россией и эмиграцией. В новом литературном контексте автор изучает послереволюционный период жизни и творчества М. Горького.
Спиридонова, Л. А. М. Горький: новый взгляд / РАН ; ИМЛИ им. А. М. Горького. – М. : ИМЛИ РАН, 2004. – 264 с.
Монография является итогом многолетнего изучения творчества Горького, которое рассматривается и в историческом, и социокультурном, контексте – от ранних романтических произведений до эпопеи «Жизнь Клима Самгина».
Новое прочтение горьковских текстов, совмещенное с тонким анализом, позволили автору показать сложную и противоречивую фигуру писателя, не приукрашивая и не очерняя его.
Труайя, А. Максим Горький / А. Труайя ; пер. с франц. О. Озеровой. – М. : Эксмо, 2004. - 315 с. : ил. - (Русские биографии «Эксмо»).
Анри Труайя (настоящее имя Лев Асланович Тарасов) - известный французский писатель и биограф, один из крупнейших европейских исследователей исторического наследия России. Созданный им цикл «Русские биографии» неоднократно переводился на десятки языков народов мира.
Книга Анри Труайя «Максим Горький» - это своеобразная загадка, поставленная читателю, которую обычной логикой не разгадать, не дочитав до самой последней страницы. В то же время, книга относится к разряду тех, которые важно прочитать, так как проблемы, в ней затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве.
***
Кузмичёв, И. К. Последние дни М. Горького : главы из документальной повести / И. К. Кузмичёв // Наш современник. - 2013. - № 9. - С. 156-190.
Каждый автор, исследователь и литературовед, пишущий о Горьком, открывает читателю новые грани образа великого писателя.
Документальная повесть известного литературоведа Ивана Кирилловича Кузмечёва «Последние дни М. Горького» рисует нам писателя совсем просто, по-домашнему, – уставшим от жизни человеком, трудно пережившим безвременную смерть сына, но не сдающимся, упорно продолжающим главное дело своей жизни.
Трудно сказать, сколько в этой повести документальности и художественного творчества, но, читая ее, веришь автору.
Особое внимание в повести уделяется написанию романа «Жизнь Клима Самгина», по мнению Горького, главной книге его жизни, которую он так и не успел закончить.
Мальгин, А. С. М. Горький - некоторые грани личности писателя-гуманиста / А. С. Мальгин // Мир библиографии. - 2007. - № 6. - С. 53-58.
Страстный любитель книг, Горький несколько раз приступал к созданию личной библиотеки и постоянно помогал публичным библиотекам, передавая им часть своих коллекций. Увлеченный и взыскательный библиофил, писатель собирал редчайшие издания, которыми, однако, могли пользоваться все, кому они были нужны для работы. Обо всем этом рассказывает в своей статье доктор военных наук Александр Семенович Мальгин.
Примочкина, Н. Н. Горький сегодня / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2008. – N 7. – С. 2–6.
Если в советской литературе Горький буквально царил над всеми другими писателями, создавался его культ, то в перестроечное время на волне отрицания некоторые литературоведы попытались затенить его фигуру, отодвинуть ее на второй план.
В настоящее время, прилагая усилия по возвращению Горького в историю русской литературы на его законное место, ученые справедливо пытаются включить писателя, на равных правах с другими, в круг высокой культуры Серебряного века.
В статье доктора филологических наук Натальи Николаевны Примочкиной «Горький сегодня» дан современный взгляд на биографию и литературное творчество Алексея Максимовича без хрестоматийного глянца или огульной критики.
Спиридонова, Л. Горький - мастер литературного портрета / Л. Спиридонова // Литература в школе. - 2008. - № 10. - C. 19-23.
Испытав в жизни много жестокости и лишений, Горький всегда мечтал о героях, которые могут сделать жизнь людей более разумной и справедливой. Не случайно именно ему принадлежит идея создания серии книг «Жизнь замечательных людей», в которой он хотел показать, что «в каждой стране, у каждого народа были и есть великие люди, благородные сердца».
Да и в обширном творческом наследии самого Алексея Максимовича особое место занимают литературные портреты писателей, политических, общественных и культурных деятелей, ученых и других современников писателя, которые оставили неизгладимый след в его жизни.
В центре внимания статьи известного горьковеда Лидии Алексеевны Спиридоновой - Горький как основатель серии книг «Жизнь замечательных людей» и автор многочисленных литературных очерков. Здесь же рассматриваются основные особенности изображения человека в литературных очерках писателя, посвященных Антону Павловичу Чехову, Льву Толстому и Леониду Андрееву.
Ярдаева, М. Горький против Пешкова / М. Ярдаева // Биография. - 2016. - май. - C. 56-68.
Пожалуй, нет в русской литературе художника со столь насыщенной, подробной и столь же противоречивой биографией, как у Максима Горького. Сопоставляя эпизоды из жизни «великого пролетарского», кажется, что имеешь дело с разными людьми. И эти люди как будто находились друг с другом в весьма непростых отношениях. Каков же итог борьбы между Алексеем Пешковым и Максимом Горьким? Ответить на этот вопрос попыталась журналист Марина Ярдаева в статье «Горький против Пешкова».
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО САЙТАМ
(сайты, посвященные жизни и творчеству М. Горького)
Горький Максим [Электронный ресурс] // Горький Максим. – Режим доступа: http://gorkiy.lit-info.ru/.
На сайте представлены материалы о жизни и творчестве писателя: биография, электронные варианты произведений автора, критические статьи, письма и воспоминания современников, а также в каких городах находятся музеи, посвященные М. Горькому.
Максим Горький: произведения, анализ, характеристика героев [Электронный ресурс] // LITERATURUS: Мир русской литературы. - Режим доступа: http://www.literaturus.ru/p/maksim-gorkij.html.
В этой рубрике сайта представлен материал для анализа произведений М. Горького «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», цитаты из произведений, критика о творчестве Горького, отзывы современников, иллюстрации к произведениям Алексея Максимовича (картинки, рисунки, портреты героев), выполненные известными художниками-иллюстраторами, тесты на знание произведений, а также кадры из фильмов и спектаклей к ним.
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://author-gorkiy.ru/index.php?wh=b00000.
Отличием этого сайта является то, что здесь, кроме полных текстов произведений писателя, представлены рефераты и сочинения по различным темам, связанным с жизнью и творчеством М. Горького: «Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко?», «Критика российской действительности в пьесе «На дне», «Горький и Чехов», «Человек и окружающий мир в произведениях Горького», «Несвоевременные мысли» М. Горького - живой документ русской революции» и т. д.
Народная Библиотека Максима Горького [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maximgorkiy.narod.ru/.
«Народная Библиотека Максима Горького» была открыта 16 марта 2001 года. В ее состав входят около 347 произведений писателя, множество старых фотографий, стихов, а также некоторые тексты из писем и дневников Горького.
Это единственная библиотека, в которой вы можете найти практически все о жизни и творчестве писателя. Кроме того, авторы сайта приглашают всех желающих к сотрудничеству по наполняемости и улучшению качества сайта.
А. М. Горький в проекте «Урок в формате А4» [Электронный ресурс] // Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). - Режим доступа: http://a4format.ru/author.index.php?lt=195&author=27.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Принцип подбора материалов - широта охвата и объективность. Так, в биографическом разделе собраны тексты о писателе, написанные в разное время и с разных точек зрения, иногда даже противоречащие друг другу. Здесь же можно найти портреты, картины, рисунки и другие фотоматериалы, посвященные М. Горькому.
«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» [Электронный ресурс] // сайт МКУК Озерского городского округа «ЦБС». - Режим доступа: http://www.libozersk.ru/pages/index/1278.
Страничка сайта центральной городской библиотеки г. Озерска Челябинской области посвящена жизни и творчеству М. Горького и приурочена к 145-летию со дня рождения писателя.
В поисках человека [Электронный ресурс] // сайт МКУК Озерского городского округа «ЦБС». - Режим доступа: http://www.libozersk.ru/pages/index/1273
В рубрике сайта представлен список методических материалов разных изданий в помощь изучению жизни и творчества М. Горького
М. Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный... [Электронный ресурс] // сайт «ЦБС» Ростова-на-Дону. - Режим доступа: http://donlib.ru/professionalnye-smi/2014/4/4/m-gorkij-pisatel-velikij-chudovishhnyj-trogatelnyj-strannyj-i-sovershenno-neobxodimyj-segodnya.html
Данная страничка – электронный вариант мероприятия «Горький – это эпоха», разработанного библиотечными специалистами г. Ростов-на-Дону. Здесь же вы найдете темы и формы библиотечных мероприятий, посвященных жизни и творчеству писателя.
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ
С вершины ХХI века, как с высоты птичьего полета, персона «буревестника революции» перестаёт казаться навязчиво политизированной, напротив, она выглядит притягательно ностальгической в своём трогательном устремлении воспеть красоту человеческого достоинства и внутренней свободы.
Библиотекари и педагоги-словесники также вносят весомую лепту в непростой процесс возвращения Максима Горького к современному читателю.
Барчева, Т. Ф. Трудная школа жизни : викторина по повести Максима Горького «Детство» / Т. Ф. Барчева // Читаем, учимся, играем. - 2017. - № 3. – С. 26-30.
Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии Горького, в которой зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. Он был уверен, что детство – очень важная пора в жизни каждого человека. Ведь именно в это время формируются личность, характер, мировоззрение.
Автор викторины «Трудная школа жизни» по повести Максима Горького «Детство» предлагает вопросы, которые помогут узнать, насколько хорошо участники мероприятия знакомы с персонажами книги и их поступками.
Кравченко, М. В. Имя Горького звучит в Ростове часто. Опыт работы библиотеки по популяризации личности и творчества писателя / М. В. Кравченко // Библиотечное дело. – 2015. - № 14. – С. 38-44.
Имени культового пролетарского писателя центральная городская библиотека г. Ростова-на-Дону была удостоена в далеком тысяча девятьсот двадцатом - в год своего основания.
С тех пор библиотекой накоплен большой опыт по популяризации личности и творчества писателя. В статье представлена информация об одном из мероприятий последних лет – конференции «М. Горький – писатель совершенно необходимый сегодня» и библиотечных проектах, связанных с именем великого классика.
Кравченко, М. В. Горький – это эпоха : час литературного портрета, посвященный многогранности таланта А. М. Горького / М. В. Кравченко // Читаем, учимся, играем. – 2013. - № 2. – С. 9-13.
Час литературного портрета «Горький – это эпоха» посвящен парадоксам горьковского творчества, его незаурядной личности.
В своей книге «Был ли Горький?» популярный писатель-публицист Дмитрий Быков утверждает: «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня».
Автор сценария предлагает поразмыслить над этими эпитетами по отдельности и попытаться ответить на вопрос «в чем заключаются актуальность и современность творчества великого писателя».
Иващенко, О. С. Певец человеческой красоты : лит.-муз. композиция, посвященная музыке в творчестве М. Горького / О. С. Иващенко // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 4. – С. 28-33.
Любовь к музыке Максим Горький испытывал всю жизнь. Еще в ранней юности будущий писатель верил, что музыка способна преобразить человека, пробудить в самых грубых, порой даже безжалостных друг к другу людях, добрые чувства. «Я очень люблю музыку» - это признание, сделанное Горьким в одном из писем к французскому писателю и общественному деятелю Ромену Роллану, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью Алексея Максимовича.
«Где лежат корни любви М. Горького к музыке?», «Как называется рассказ, в котором подтверждается мысль о том, что хорошая музыка способна заставить забыть обо всем на свете?», «Какую роль играет музыка в драматургии некоторых произведений писателя?». Ответы на эти и другие вопросы можно найти в материале О. С. Иващенко «Певец человеческой красоты».
Макарова, Б. А. «Человек - это звучит гордо» : сценарий, посвященный жизни и творчеству писателя М. Горького / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 1. - С. 15-21.
Жизнь Максима Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался современниками как крупнейший деятель русской культуры, достойный преемник традиций великой русской литературы.
Педагог из Москвы Белла Александровна Макарова приглашает на литературный вечер «Человек – это звучит гордо…», на котором его участники, используя элементы театрализации, расскажут о жизни и творчестве величайшего художника слова ХХ века.
Тихомирова, К. Что говорить школьникам о биографии Максима Горького? / К. Тихомирова // Литература. – 2012. - № 2. - С. 16-22.
Рассказывать о биографии Горького сегодня – задача непростая. Слишком уж противоречива фигура, слишком много вокруг неё сложилось мифов и легенд, слишком мало достоверных сведений есть в распоряжении педагога. Не претендуя на полноту и академическую точность, учитель литературы из Москвы Ксения Тихомирова предлагает один из возможных вариантов разговора о жизни Максима Горького на вводном уроке по его творчеству.
Харитонова, О. Н. Золотая рота : интеллектуальная игра по пьесе М. Горького «На дне» / О. Н. Харитонова // Интеллектуальные литературные игры для учащихся. - Ростов-на-Дону : «Феликс», 2005. – С. 131-141.
Даже если бы Горький написал только пьесу «На дне», он и тогда бы вошел в историю и русской, и мировой литературы.
В этом втором своем драматургическом опыте автор поразительно мощно прорвался к сокровеннейшим вопросам человеческого бытия и поставил их в неожиданной, острой и художественно яркой форме, что случается редко и удается немногим.
В рамках интеллектуальной игры «Золотая рота» ее участники должны будут по подсказкам узнать персонажа пьесы, выбрать «лишнее» звено среди фраз, принадлежащих одному и тому же герою, пройти тестирование на знание текста, вспомнить количественные показатели в цитатах произведения и др.
Редактор, составитель, компьютерный набор: Л. В. Запащикова