Ведущий 1: Французский писатель Оноре де Бальзак в свое время заметил: «Запомните, художник только тогда может быть художником, когда он человек мужественный». Эти слова являются наиболее точным эпиграфом к жизни и творчеству поэта, прозаика, драматурга, журналиста, редактора и общественного деятеля Константина Михайловича Симонова, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

Ведущий 2: Среди советских писателей трудно найти другого такого человека, на судьбе которого время отразилось со всеми своими противоречиями.

С одной стороны, Симонов всегда оставался «сановным писателем»: он был депутатом Верховного Совета СССР и кандидатом в члены ЦК КПСС, что означало высшее доверие к нему советского правительства. С другой – на нем всегда лежала «каинова печать», поскольку его близкие и родные пострадали от сталинских репрессий и считались «врагами народа». Однако Симонов не отрекся от них, как это часто случалось в других семьях.

Ведущий 1: В жизни Симонова было немало ошибок и разочарований. Писателю приходилось в чем-то идти на уступки, делать добрые дела и в тоже время подчиняться установленным жестким нормам.

Находясь на посту главного редактора «Нового мира» в 1954-1958 годах, он сделал все, чтобы в журнале не появился роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Вместе с тем именно Симонов добился того, чтобы был опубликован роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», в котором советская действительность представлялась просто трагической.

Существует мнение, что он участвовал в кампании против «безродных космополитов», в написании письма против Солженицына в 1973 году.

Однако именно он возьмется за, казалось бы, безнадежное дело, когда решит вернуть читателям произведения Михаила Булгакова. Константин Михайлович не только добьется издания романа «Мастер и Маргарита», он станет руководителем комиссии по литературному наследию Булгакова и впервые соберет многие произведения писателя.

Ведущий 2: А еще вернет читателю книги Ильфа и Петрова и роман Эрнста Хемингуэя «По ком звонит колокол», защитит Лилю Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решат вычеркнуть из биографии Маяковского. Вот далеко неполный перечень значимых дел Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Владимира Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Владимира Маяковского, участие в кинематографической судьбе режиссера Алексея Германа и десятка других художников и литераторов.

Как бы там не было, Симонов сумел сохранить мнение о себе как о порядочном человеке. Именно таким он и остался в истории российской культуры.

Биограф: Поздней осенью 1915 года в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской родился сын Кирилл, известный впоследствии как поэт Константин Симонов. Дворянское происхождение в дальнейшем сыграет немалую роль в формировании его характера, в его судьбе.

Отца Симонов не помнил, так как тот пропал без вести в годы Первой мировой войны. Однако существует неподтвержденная документально версия, что в начале 20-х годов он был жив и находился в Польше.

В 1919 году Александра Леонидовна с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военного специалиста, преподавателя военного дела Александра Григорьевича Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим был для него, «добрым гением» и оказал сильное и благотворное влияние на жизненные принципы и житейские привычки пасынка. О тех годах Симонов вспоминал: «...вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Все полагалось делать по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая, ложь презиралась».

Много лет спустя, став уже известным писателем, Симонов напишет поэму «Отец» и посвятит ее Александру Григорьевичу, обратившись к нему со словами сердечной признательности.

 

Чтец: …Я раньше слишком зелен был,

Себе недотолковывал,

Как смолоду бы жизнь прожил,

Не будь тебя, такого вот –

Такого вот, сурового,

С «ноль-ноль», с солдатской выправкой,

Всегда идти готового

По жизни с полной выкладкой…

…Не знаю, может, золотом

То детство не окрасят,

Но лично я доволен им –

В нем все было на месте…

…Знал смолоду: есть слово – долг,

Знал с детства: есть лишения,

Знал, где не струсишь – будет толк,

Где струсишь – нет прощения!..

«Отец»

 

Ведущий 1: Александру Григорьевичу Иванишеву Симонов обязан своей любовью на всю жизнь к армии.

Интерес же к литературе пробудила у будущего поэта и писателя его мать Александра Леонидовна, которая много читала, увлекалась творчеством Пушкина, Лермонтова, Тютчева и даже сама пробовала сочинять стихи.

После переезда с родителями в Москву осенью 1931-го, молодой Симонов тоже пробует писать стихи, а в 1934 году поступает в Литературный институт им. Горького учиться «на поэта», который через несколько лет успешно заканчивает. В это же время появляются и первые его творческие публикации.

Ведущий 2: Симонов, как и другие молодые поэты предвоенной поры, опирался, прежде всего, на опыт романтической поэзии о гражданской войне. Именно в этот период формируется основная тема Симонова - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи. Например, посвященная Николаю Островскому поэмы «Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939). Уже в них проявились сильные стороны симоновского дарования - историзм, близкая к разговорной естественность интонаций, романтический пафос долга, мужской дружбы, солдатского братства, непоказной патриотизм.

Библиограф: Однако первым стихотворением, принесшим ему известность, было стихотворение «Генерал», посвященное памяти Матэ Залка.

В 1937 году, когда Симонов, как и многие его сверстники, рвался в Испанию, в газетах часто упоминалось имя генерала Лукача, командира одной из интернациональных бригад. Потом пришло горестное сообщение, что Лукач погиб под Уэской (город в Испании). Через пару дней от Николая Тихонова Симонов узнал, что это был венгерский писатель и военный деятель Матэ Залка, до отъезда в Испанию живший в Москве. Ошеломившая молодого поэта расшифровка псевдонима послужила толчком к созданию стихотворения.

 

Чтец:  В горах этой ночью прохладно.

В разведке намаявшись днем,

Он греет холодные руки

Над желтым походным огнем.

В кофейнике кофе клокочет,

Солдаты усталые спят.

Над ним арагонские лавры

Тяжелой листвой шелестят.

И кажется вдруг генералу,

Что это зеленой листвой

Родные венгерские липы

Шумят над его головой…

… Недавно в Москве говорили,

Я слышал от многих, что он

Осколком немецкой гранаты

В бою под Уэской сражен.

Но я никому не поверю:

Он должен еще воевать,

Он должен в своем Будапеште

До смерти еще побывать.

Пока еще в небе испанском

Германские птицы видны,

Не верьте: ни письма, ни слухи

О смерти его неверны.

Он жив. Он сейчас под Уэской.

Солдаты усталые спят.

Над ним арагонские лавры

Тяжелой листвой шелестят…

«Генерал»

 

Ведущий 1: Увлечение темой героизма и мужества, воспевание традиций русского оружия не помешало Симонову в этот период обратиться к лирике простых человеческих чувств. Это могло показаться неожиданным, на самом деле такое сочетание тем и мотивов станет для него органичным.

Ведущий 2: Рядом со стихами о мужестве антифашистов, поэм «Ледовым побоищем» и «Суворовым» из-под его пера выходят поэмы «Возвращение», «Первая любовь».

Заметным явлением в цикле лирических поэм Симонова стали «Пять страниц». Очевидно, их продолжающаяся по сей день популярность связана с подлинно поэтическим воплощением личного эмоционального опыта, с открытостью чувств, с искренним выражением страдания, вызванного разрывом с любимой.

Биограф: Поэму «Пять страниц» Симонов посвятил своей первой жене Наталье Викторовне Соколовой (Гинзбург), с которой вместе учился в Литературном институте. Однако их отношения длились не долго.

 

Чтец: Через час с небольшим

уезжаю с полярным экспрессом.

Так мы прочно расстались,

что даже не страшно писать.

Буду я отправлять,

будешь ты получать с интересом,

И знакомым читать,

и в корзинку спокойно бросать.

Что ж такое случилось,

что больше не можем мы вместе?

Где не так мы сказали,

ступили не так и пошли,

И в котором часу,

на каком трижды проклятом месте

Мы ошиблись с тобой

и поправить уже не смогли?

Если б знать это место,

так можно б вернуться, пожалуй,

Но его не найдешь.

Да и не было вовсе его!

В нашей жалобной книге

не будет записано жалоб:

Как ее ни листай,

все равно не прочтешь ничего…

отрывок из поэмы «Пять страниц»

 

Ведущий 1: Молодого поэта отличало точное ощущение современности. Он жил предчувствием грядущих боев за Родину, от которых не мыслил остаться в стороне.

В 1939 году он едет в район боевых действий против японских агрессоров на Халхин-Голе, где пройдет его первая «обкатка» войной. Войной малой, но оттого не менее жестокой.

Ведущий 2: Незадолго до отъезда на Халхин-Гол Симонов окончательно сменит имя и вместо изначального - Кирилл, которое было дано ему при рождении, молодой автор возьмет псевдоним Константин Симонов.

Биограф: Как пишет в своих воспоминаниях его сын Алексей, «причина тому была самая заурядная: не выговаривая «р» и твердого «л», произнести собственное имя затруднительно. В семейных анналах сохранилась телеграмма его матери:

Константина не желала

Константина не рожала

Константина не люблю

И в семье не потерплю.

Но псевдоним становится литературным фактом, и вскоре имя Константин Симонов приобретает популярность».

Ведущий 1: Еще одной вехой в это время в творческой биографии Константина Симонова стало его приобщение к журналистике: ведь там, на Востоке, он был не «командированным» наблюдателем из столицы, а сотрудником «Героической красноармейской» газеты, в которую его послали, как «многообещающего автора военной тематики».

Именно здесь сложится фундамент военного писателя и журналиста, каким Симонов останется на всю жизнь: преклонение перед военным профессионализмом, уважение к храбрости врага, милосердие к поверженному, верность фронтовым друзьям, воинскому долгу, брезгливость к слабакам и нытикам, подчеркнутое гусарство по отношению к женщинам.

Ведущий 2: На Халхин-Голе Симонов много писал: газета требовала оперативности стихотворных агиток, боевых зарисовок, создания портретов героев очередного боя, которые призывали бы к подвигу и учили ему. Вот что напишет о нем редактор этой газеты Давид Ортенберг: «Я знаю, на Халхин-Голе Симонов еще не предполагал, что к нему, молодому поэту, придет вторая профессия – журналистика и что он, впоследствии выдающийся и любимый народом писатель, на всю жизнь останется и одним из талантливейших советских журналистов. Но газетная хватка, привычка быть в самом кипении событий пришла к нему впервые именно здесь, на Халхин-Голе».

Биограф: Возвращаясь с театра военных действий, помимо очерков и репортажей Симонов привезет домой поэму «Далеко на Востоке» и цикл стихов «Монгольская тетрадь», который вскоре получит всесоюзную известность. Самое же пронзительное стихотворение цикла - «Кукла» по своему настроению и тематике уже в это время невольно будет перекликаться с последующей военной лирикой молодого поэта.

 

Чтец:  Мы сняли куклу со штабной машины.

Спасая жизнь, ссылаясь на войну,

Три офицера - храбрые мужчины -

Ее в машине бросили одну.

 

Привязанная ниточкой за шею,

Она, бежать отчаявшись давно,

Смотрела на разбитые траншеи,

Дрожа в своем холодном кимоно.

 

Земли и бревен взорванные глыбы;

Кто не был мертв, тот был у нас в плену.

В тот день они и женщину могли бы,

Как эту куклу, бросить здесь одну...

 

 

Когда я вспоминаю пораженье,

Всю горечь их отчаянья и страх,

Я вижу не воронки в три сажени,

Не трупы на дымящихся кострах,-

 

Я вижу глаз ее косые щелки,

Пучок волос, затянутый узлом,

Я вижу куклу, на крученом шелке

Висящую за выбитым стеклом.

«Кукла»

 

Ведущий 1: С первых дней и до конца Великой Отечественной войны Константин Михайлович Симонов находился, в буквальном смысле этих слов, на переднем крае. Став корреспондентом газеты «Красная звезда», он исколесил фронтовые дороги «от Черного до Баренцева моря». Те суровые годы стали для него и временем нового творческого подъема.

Ведущий 2: В своих очерках Константин Симонов, как правило, отражал то, что видел своими глазами, или судьбу конкретного человека, с которым свела автора война. В его очерках всегда присутствовал повествовательный сюжет, а когда очерки строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который иногда прерывается авторским повествованием.

Биограф: Нашла свое отражение в очерках Симонова и нелёгкая, подчас героическая работа фронтовых корреспондентов, которые не просто собирали материал для статей, но и принимали участие в боях, спасали других и погибали сами.

Ему же принадлежит авторство всенародно любимой «Песни военных корреспондентов», которая на долгие годы стала гимном журналистов, работающих в «горячих точках» планеты.

 

Чтец: От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

 

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнем!

 

Есть, чтоб выпить, повод -

За военный провод,

За У-2, за эмку, за успех.

Как пешком шагали,

Как плечом толкали,

Как мы поспевали раньше всех…

 

…Так выпьем за победу,

За нашу газету.

А не доживем, мой дорогой,

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет нас с тобой!..

«Песня военных корреспондентов»

 

Ведущий 1: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов и никогда к ним так чутко не прислушивались читатели. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Действительно, то, что произошло со стихами Симонова в годы Великой Отечественной войны,- редкий случай в мировой поэзии. Их знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, читали по радио и с эстрады, посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете» и других замечательных стихотворений Константина Симонова военной поры.

Ведущий 2: Знали и любили поэзию Симонова не только в Советском Союзе. Ирина Одоевцева, эмигрантка с 1922 года, вспоминала, как летом 1946 года пошла в Париже на встречу эмигрантских поэтов с Ильей Эренбургом и Константином Симоновым: «Симонова мне непременно хотелось повидать из-за его строчки «Жди меня. Только очень жди» и – главное – из-за его стихотворения, покорившего все русские сердца, и мое в том числе, - «Ты помнишь, Алеша…».

Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»

Как же зарождалось это стихотворение?

Биограф: В начале июля 1941 года Симонов со своим верным спутником, военным корреспондентом газеты «Известия» - Алексеем Сурков находились в поездке под Борисовым. Отступая вместе с советскими войсками, они считали, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.

 

Чтец: «Заехали в какую-то деревеньку возле дороги, - пишет Симонов, - и заглянули в избу… В правом углу была божница, а на широкой лавке сидел старик, одетый во все белое… Бабка, маленькая старушка с быстрыми движениями, усадила нас рядом со стариком на лавку и стала поить молоком… Зашла соседка. Бабка спросила: «А Дунька все голосит?» - «Голосит», - сказала соседка. «У ней парня убили», - объяснила старуха. Потом вдруг открылась дверь в сени, и мы услышали, как близко, должно быть в соседнем дворе, пронзительно кричит женщина. Бабка, сев рядом с нами на лавку, спокойно следила, как мы жадно пьем молоко. «Все у нас на войне, - сказала она. – Все сыны на войне. А сюда скоро немец придет, а?» - «не знаем», - сказали мы, хотя чувствовали, что скоро… Я потом написал об этом стихотворение и посвятил его Алеше Суркову».

 

Ведущий 1: Пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. Однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. И лишь мудрые русские женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяли в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.

Биограф: Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором автор словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем, выйдет в начале 1942-го в газете «Красная звезда» и станет одним из самых известных во всей отечественной военной поэзии.

 

Чтец:  Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси…

…Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса…

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

 

Ведущий 1: Рожденные войной, несущие ее конкретные приметы, стихи Симонова были обращены к общечеловеческим ценностям и проблемам. Война и мечта о победе, ненависть к врагу и боевое братство, смерть и бессмертие – вот основные мотивы военной поэзии Симонова.

Однако значительное место в военной поэзии Константина Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были советским воинам.

Ведущий 2: «Жди меня» стало самым известным стихотворением Константина Симонова, которое было написано им в июле 1941 года под Москвой в перерыве между командировками на фронт и посвящалось актрисе Валентине Серовой, в которую был влюблен молодой поэт.

Серова стала известной в 1939 году, когда на экраны вышел фильм «Девушка с характером». В Театре имени Ленинского комсомола Валентина играла только главные роли. В 1940 году на каждом спектакле в первом ряду сидел молодой человек с букетом цветов, он не пропускал ни одного ее спектакля. Это был Симонов.

Биограф: Как замечал сам Константин Михайлович, это стихотворение было написано не для печати. Поздней осенью 1941-го он впервые прочитал его защитникам Заполярья. Поэт вспоминал: «Самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписывали стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Этот факт, что люди переписывали стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставил меня через полгода напечатать его в газете...».

После того как стихотворение было опубликовано в «Правде», Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. А некоторые из историков Великой Отечественной войны считают, что для победы стихотворение «Жди меня» сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.

 

Чтец:  Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

«Жди меня…»

 

Ведущий 1: Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями.

Но «Жди меня…» не единственное стихотворение, посвященное Валентине Серовой. В апреле 1942 года Симонов сдал в издательство «Молодая гвардия» рукопись лирического сборника «С тобой и без тебя». «Ты говорила мне: «Люблю», но это по ночам…», «Не сердитесь, к лучшему…», «Над черным носом нашей субмарины взошла Венера – странная звезда…» - эти и другие стихи, вошедшие в сборник, были обращением к любимой женщине. Это были особые строки. Это была его, Симонова, судьба.

Ведущий 2: Книга «С тобой и без тебя» - это история любви в стихах, любви большой, трогательной и трудной. Письма не сохранились, а в дневниках о своем личном Симонов не писал. «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. – Это было моей внутренней потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».

Поразительно, но именно отчаянно откровенная лирика Симонова оказывается необходимой, как хлеб, миллионам людей во время войны. Стихами Константина Симонова, посвященными Валентине Серовой, и ставшими на войне мерилом человеческих отношений, солдаты объяснялись в любви женам и невестам.

Биограф: Как и многие жизненные истории, любовь Симонова и Серовой не имела счастливого конца. Сплетен и слухов о жизни актрисы и поэта до сих пор ходит немало, они даже становятся основой книг и фильмов - так делают имена на судьбах и слабостях знаменитостей. Не нам судить об отношениях этих талантливых, неординарных людей. Это их жизнь. Нам остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.

 

Чтец:  Если бог нас своим могуществом

После смерти отправит в рай,

Что мне делать с земным имуществом,

Если скажет он: выбирай?

Мне не надо в раю тоскующей,

Чтоб покорно за мною шла,

Я бы взял с собой в рай такую же,

Что на грешной земле жила,-

Злую, ветреную, колючую,

Хоть ненадолго, да мою!

Ту, что нас на земле помучила

И не даст нам скучать в раю.

В рай, наверно, таких отчаянных

Мало кто приведёт с собой,

Будут праведники нечаянно

Там подглядывать за тобой.

Взял бы в рай с собой расстояния,

Чтобы мучиться от разлук,

Чтобы помнить при расставании

Боль сведённых на шее рук.

Взял бы в рай с собой всё опасности,

Чтоб вернее меня ждала,

Чтобы глаз своих синей ясности

Дома трусу не отдала.

Взял бы в рай с собой друга верного,

Чтобы было с кем пировать,

И врага, чтоб в минуту скверную

По-земному с ним враждовать.

Ни любви, ни тоски, ни жалости,

Даже курского соловья,

Никакой, самой малой малости

На земле бы не бросил я.

Даже смерть, если б было мыслимо,

Я б на землю не отпустил,

Всё, что к нам на земле причислено,

В рай с собою бы захватил.

И за эти земные корысти,

Удивлённо меня кляня,

Я уверен, что бог бы вскорости

Вновь на землю столкнул меня.

«Если бог нас своим имуществом…»

Ведущий 1: Стремление расширить жанры, в которых он работал, найти новые более яркие и доходчивые формы подачи материала очень скоро позволили ему выработать свой индивидуальный почерк.

В дни войны поэт Симонов впервые выступает и как драматург, и как прозаик.

Еще в предвоенные годы Константин Михайлович пробует себя в драматургии. Но если первая пьеса «История одной любви» не принесла ему успеха, то вторая - «Парень из нашего города», законченная буквально накануне Великой Отечественной, на несколько десятилетий вошла в репертуар лучших отечественных театров. А в 1942 году был снят одноименный фильм.

Ведущий 2: Пьеса «Парень из нашего города» стала знаменательной вехой творчества Константина Симонова, так как в образе главного героя Сергея Луконина автор вывел новый, только зарождающийся тип человека: Луконин не только воюет, но и думает о войне: «Победу одни живые не делают. Ее пополам делают живые и мертвые». Этим утверждением Константин Михайлович Симонов противостоит «ложной романтике» предвоенной литературы, в которой он сам видел «непонимание того, какое трудное дело – война».

Биограф: В 1942 году Симонов напишет пьесу «Русские люди», где расскажет о рядовых бойцах, о тех людях, которые, по существу, одержали победу над врагом.

Трезвое отношение к реальным силам врага типично и для других произведений Симонова о войне. Пьеса «Так и будет» (1944) рассказывает уже не только о войне, но и близком мире, о любви, о том, как оживают чувства, скованные войной.

Первое большое прозаическое произведение писателя «Дни и ночи», написанное им в 1943-1944 годах – это суровая повесть о днях обороны Сталинграда. Война в ней показана, как народная трагедия, время огромных, невосполнимых жертв.

Очевидно, уже в этот период у Симонова возникнет замысел большого романа о войне, но осуществит он его значительно позднее.

 

Чтец: «…Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Когда через много лет мы начнем вспоминать, и наши уста произнесут слово «война», то перед глазами встанет Сталинград, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах снова возникнет тяжелый бесконечный грохот бомбежки. Мы почуем удушливый запах гари, услышим сухое громыхание перегоревшего кровельного железа…» (отрывок из повести «Дни и ночи»).

 

Ведущий 1: Как военный корреспондент Константин Симонов во время войны побывал не только на всех фронтах, он прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

После же войны поэзия немного отошла в сторону, и со временем с именем Симонова-поэта по праву начинает соперничать имя Симонова-прозаика.

Ведущий 2: Война потрясла Константина Михайловича и наложила отпечаток на все его последующее творчество.

Первый большой роман Симонова «Товарищи по оружию», посвящённый событиям на Халхин-Голе, увидел свет в 1952 году. По первоначальному замыслу автора, он должен был стать первой частью задуманной им трилогии о войне. Однако получилось иначе. Чтобы полнее раскрыть начальный этап войны, понадобились другие герои, другой масштаб изображаемых событий. И «Товарищам по оружию» суждено было остаться лишь прологом к монументальному произведению о войне.

Биограф: В середине 50-х, находясь ещё в Москве, Константин Симонов приступает к работе над новым романом, но политические интриги после XX съезда Коммунистической партии, а также нападки со стороны нового партийного и литературного руководства помешали писателю полностью отдаться творчеству. Он решает уехать в Ташкент собственным корреспондентом газеты «Правда» по Средней Азии.

Вернувшись через три года обратно в Москву, Симонов привезет уже законченный роман «Живые и мертвые», рассказывающий о трагедии первых месяцев войны.

 

Чтец: «… Ни Синцов, ни Мишка, уже успевший проскочить днепровский мост и в свою очередь думавший сейчас об оставленном им Синцове, оба не представляли себе, что будет с ними через сутки. Мишка, расстроенный мыслью, что он оставил товарища на передовой, а сам возвращается в Москву, не знал, что через сутки Синцов не будет ни убит, ни ранен, ни поцарапан, а живой и здоровый, только смертельно усталый, будет без памяти спать на дне этого самого окопа. А Синцов, завидовавший тому, что Мишка через сутки будет в Москве говорить с Машей, не знал, что через сутки Мишка не будет в Москве и не будет говорить с Машей, потому что его смертельно ранят еще утром, под Чаусами, пулеметной очередью с немецкого мотоцикла. Эта очередь в нескольких местах пробьет его большое, сильное тело, и он, собрав последние силы, заползет в кустарник у дороги и, истекая кровью, будет засвечивать пленку со снимками немецких танков, с усталым Плотниковым, которого он заставил надеть каску и автомат, с браво выпятившимся Хорышевым, с Серпилиным, Синцовым и грустным начальником штаба. А потом, повинуясь последнему безотчетному желанию, он будет ослабевшими толстыми пальцами рвать в клочки письма, которые эти люди посылали с ним своим женам. И клочки этих писем сначала усыплют землю рядом с истекающим кровью, умирающим Мишкиным телом, а потом сорвутся с места и, гонимые ветром, переворачиваясь на лету, понесутся по пыльному шоссе под колеса немецких грузовиков, под гусеницы ползущих к востоку немецких танков…» (отрывок из романа «Живые и мертвые»).

 

Ведущий 1: Пройдет пять лет, и Симонов представит на суд читателей продолжение книги – роман «Солдатами не рождаются», где расскажет о дальнейшей судьбе своих героев. События, описанные в ней, разворачиваются зимой 1943 года - в период подготовки и проведения Сталинградской битвы, которая стала переломным моментом не только Великой Отечественной, но и всей Второй Мировой войны.

В дальнейшем писатель предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие романа-эпопеи завершится в тех местах, где оно и начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето» и в которой проведет своих героев победными дорогами «последнего лета» Великой Отечественной.

Ведущий 2: Все три произведения были объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мёртвые», которая стала первым «панорамным» романом, представляющим широкую картину событий Великой Отечественной войны, романом-событием.

Ведущий 1: В последние годы жизни Константин Михайлович Симонов работал над мемуарами «Глазами человека моего поколения». Долгие годы писатель находился в самой гуще важнейших событий, и его рассказ «о времени и о себе» представляет особенный интерес, имеет большую ценность. Два десятка послевоенных лет он посвятил скрупулезному восстановлению правды о войне, построчно комментируя собственные дневники, уточняя или опровергая приведенные в них сведения, с точностью до дня воспроизводя реальную картину боевых действий, выясняя судьбы несправедливо обвиненных в предательстве генералов или мельком встретившихся ему на фронте рядовых.

Ведущий 2: Ни одного письма Симонов не оставил без ответа. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов ежедневных трудов Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, просьб, рекомендаций и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям.

Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он также пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам и множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.

Ведущий 1: Последнее десятилетие Константин Михайлович активно занимался кинематографом. Следует заметить, что в кино Симонов работал с 1942 года как автор сценариев, прежде всего, собственных произведений: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Живые и мертвые» (1964) и т.д. Его фильмография насчитывает 16 названий, а в знаменитом фильме «Двадцать дней без войны» Алексея Германа можно услышать даже голос автора - Симонов читает текст рассказчика.

Ведущий 2: Симонов писал сценарии не только для художественных фильмов, но и для документальных.

Вначале Константин Михайлович работал в кино в соавторстве с другими сценаристами. Так в 1960 году был снят фильм «Нормандия–Неман», рассказывающий о знаменитой одноименной авиационной эскадрилье, созданной из советских и французских летчиков. Эта эскадрилья принимала участие в Курской битве, Белорусской операции, а, за операцию по форсированию реки Неман, соединение получило одноименную личную приставку.

Одним из соавторов Симонова в работе над кинолентой была писательница, талантливая переводчица и светская львица Эльза Триоле. Другим – известный французский сценарист Шарль Спаак, работающий со многими французскими режиссерами.

Фильм был отмечен на Брюссельском кинофестивале наградой «За фильм, способствующий делу мира».

Биограф: В 1967 году Симонов совместно с Романом Карменом создал документальную кинопоэму о войне в Испании в 1936-39 годах «Гренада, Гренада, Гренада моя», получившую приз на Международном кинофестивале неигрового и анимационного кино в Лейпциге.

Тогда же в 67-м году Симонов вместе с Евгением Воробьевым принимает участие в создании документального фильма Василия Ордынского «Если дорог тебе твой дом», рассказывающей о боевых действиях Советской Армии в начале Великой Отечественной войны и героической обороне Москвы. Воспоминаниями об этих событиях в фильме делятся прославленные военачальники Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Иван Конев. Однако фильм вышел только после значительного монтажа, многие кадры были убраны по настоянию цензуры (тема поражений 1941-1942 годов никогда не приветствовалась в советское время).

Ведущий 1: Позже Симонов начинает работать самостоятельно в качестве автора фильма о вьетнамской войне «Чужого горя не бывает», телефильмов о Булгакове и Твардовском.

В 1975 году к 30-летию Победы над фашисткой Германией вышел документальный сериал режиссера Марины Бабак «Шел солдат…», состоящий из шести частей, не связанных между собой. Автором и ведущим фильма был Константин Михайлович Симонов.

Фильм произвел «взрыв» в обществе. Его обсуждали, много спорили, некоторые были не согласны с формой подачи материала. Но фильм стал событием в стране и памятником простому солдату…

Ведущий 2: Константин Михайлович Симонов завещал после смерти развеять его прах на Буйническом поле под Могилевом, где в 1941 году ему удалось вместе с другими выйти из окружения. Именно об этом уголке Белоруссии писал он незадолго до смерти: «… и у меня есть кусок земли, который мне не забыть…».

Теперь на краю Буйнического поля стоит каменная плита, воспроизводящая его факсимиле. Напоминает она и о подвиге всей жизни писателя, и о его героях, и об их прототипах, о генерале Ф. Ф. Серпилине и полковнике С. Ф. Кутепове.

Об этом необычном памятнике сложили стихи Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов.

Как эпитафия звучит гамзатовская строфа:

«И навсегда повенчанный с войною,

Победоносный в прозе и стихах,

Живой и мертвый Симонов со мною,

Чей с полем боя породнился прах».

Ведущий 1: В 1942 году поэт Николай Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения». Это было сказано вполне справедливо. И, если во время Великой Отечественной войны Константин Михайлович был трибуном и агитатором, выражал и вдохновлял свое поколение, то после войны писатель стал его летописцем. Он осмыслил его судьбы, воздвиг ему волнующий художественный памятник, и это напоминание о прошлом многозначно обращено в будущее.

Ведущий 2: Уже не одно десятилетие мы живем без Симонова, но не расстаемся с ним. Выходят все новые и новые книги о войне, но стихи, проза и пьесы Константина Михайловича Симонова продолжают восприниматься как наиболее глубокое отражение того великого и трагического времени.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Богданова, М. Е. «Как я выжил, будем знать только мы с тобой...» : сценарий лит. вечера о жизни и творчестве К. Симонова / М. Е. Богданова // Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 10. – С. 66-73.
  • Евдокимов, А. Один за всех : (К. М. Симонов) // Литературная матрица: Советская Атлантида. – СПб., 2014. – С. 329-349.
  • Зархи, С. Б. «Жди меня, и я вернусь...» / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 8. – С. 26-39.
  • Каргалов, А. Константин Симонов – вблизи и на расстоянии : очерк. – М. : Советский писатель, 1987. – 288 с.
  • Левченко, Т. «Если дорог тебе твой дом…»: О творчестве К. М. Симонова (1915-1979) / Т. Левченко // Мир библиографии. – 2005. - № 5. – С. 66-68.
  • Финк, Л. Константин Симонов. Творческий путь / Л. Финк. – М. : Советский писатель, 1983. – 400 с.
  • Симонов, А. Биография отца, написанная сыном / А. Симонов // Литература в школе. – 2006. – № 9. – С. 14-17.
  • Симонов, К. Дни и ночи : повесть / К. Симонов. – М. : Худож. лит., 1978. – 254 с.
  • Симонов, К. Живые и мертвые : роман / К. Симонов. – М. : ООО Изд-во АСТ; ООО Транзиткнига, 2004. – 508 с. – (Мировая классика).
  • Симонов, К. Стихи о войне / К. Симонов; сост. предисл. А. Симонов. – М. : Эксмо, 2010. – 336 с. – (Стихи о войне).

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

 

Составитель, компьютерный набор: Л. В. Запащикова