У каждого из нас в душе есть маленькая полочка, на которой стоят несколько книг, очень дорогих именно для нас. Среди них могут быть и толстые романы, и сборники небольших рассказов, и даже детские сказки или стихи. Это те произведения, которые, прочитав однажды, бережно ставишь на эту полочку и хранишь там, ибо они затронули твою душу. Для многих россиян одной из таких книг стала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».
Но Васильев написал не только «Зори…». Его перу принадлежат такие замечательные повести, как «В списках не значился», «Завтра была война» «Не стреляйте белых лебедей», «Летите мои кони…» и другие.
Интеллигент, потомственный дворянин, советский офицер – Борис Львович Васильев – воплощение целой эпохи. Он представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые, к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес, воспоминаний. А еще его называют классиком советской литературы. Фразы из его произведений цитируют, как афоризмы. Героев Васильева знают все со школьной скамьи.
В своём творчестве писатель неоднократно обращался к Великой Отечественной войне, которая изменила судьбы миллионов людей: кто-то вернулся домой героем, кто-то потерял на этой войне здоровье, родных, друзей, а кто-то и вовсе остался на полях сражений навсегда... В произведениях Бориса Львовича зачастую нет ни строчки о боевых действиях и ожесточённых баталиях – он писал о людях на войне, о людях, прошедших войну и заживших мирной жизнью, но не забывших её ужасов.
«Для меня Борис Васильев, прежде всего, явление нравственное, культурное, явление человеческого духа. Личность высокого мужества и высокого таланта», – так отзывался о писателе известный российский поэт, большой друг семьи Васильевых Андрей Дементьев. А что же мы, читатели, знаем об этом человеке?
Рассказ о жизни и творчестве Бориса Васильева «Моя проза обращена к современникам» предлагает лучше познакомиться с этим замечательным писателем.
«МОЯ ПРОЗА ОБРАЩЕНА К СОВРЕМЕННИКАМ»
Имя Бориса Львовича Васильева – человека нелёгкой судьбы, писателя и гражданина, для многих россиян является символом талантливости и честности, мужества и доброты. Его проза будоражит, встряхивает, переворачивает внутренний мир человека наизнанку. А от литературы именно это и требуется.
Биография Васильева началась в довоенные годы и охватила почти весь советский период в отечественной истории. А что известно нам о жизни и творчестве выдающегося писателя?
Писатель родился в Смоленске 21 мая 1924 года в семье кадрового офицера Русской имперской армии, а впоследствии и Красной армии. Отец чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Это была «больная» для Бориса Васильева тема, что понятно: отношения с отцом у него были особенно близкими. Как рассказывал позднее Борис Львович: «Вся жизнь моего отца – непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла жизни. У него были поражения и потери, он даже, на первый взгляд, казался очень неприветливым, людям было непросто с ним. Но он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности, чему научил и меня».
Мать писателя происходила из старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников. В семье из поколения в поколение пересказывалась история о прадеде Бориса Васильева со стороны матери – Александре Ильиче Алексееве, большом друге Александра Сергеевича Пушкина. Именно ему Пушкин дал на хранение рукопись своего стихотворения «Андрей Шенье». Когда ее нашли, то Александр четыре месяца провёл в одиночной камере Петропавловской крепости. Бенкендорф лично допрашивал его и хотел, чтобы он признался в том, что стихотворение ему дал Пушкин. Но Алексеев не сознавался: «Какой такой Пушкин?.. Не знаю я никакого Пушкина. Этими стихами со мной расплатился какой-то офицер, я их никогда и не читал», - говорил на допросе Александр Ильич. Бенкендорф был вынужден отправить его на офицерский суд чести за хранение запрещённых стихов. Суд разжаловал Александра в солдаты, и отправил на Кавказ. Через год Александр Ильич вернулся в Петербург в звании поручика и с Георгиевским крестом.
Позднее Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия: и по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать.
«Нравственные параметры, в том числе и привычка к труду, закладываются только в семье. Меня воспитала мама по старому дворянскому обычаю - так, как тогда мальчиков готовили к жизни. В первую очередь мальчик должен вырасти мужчиной - нравственным и моральным. Я с детства хорошо усвоил смысл слова «нельзя». В жизни нельзя ругаться, воровать, обижать девочек, не уважать женщин, поднимать руку на слабейшего. Этому мама научила меня еще в том возрасте, когда отец не принимает участия в воспитании. В шесть лет я стал постигать уже другие, отцовские уроки.
Отец воспитывал во мне солдата. Настоящий мужчина не обязательно должен постоянно носить оружие, но в душе он - солдат, защитник».
Семейные предания, свято хранившиеся в семье Васильевых, во многом так же определили мировоззрение будущего писателя.
Появившаяся уже в детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила жизненный путь Васильева. Учась в школе, юный Борис принимал участие в любительских спектаклях. А еще вместе с другом выпускал рукописный журнал.
Беззаботные школьные годы прервала война. Детство закончилось в один миг. Борис Васильев пошел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. Едва ли сын кадрового офицера мог поступить иначе. Ему было на тот момент семнадцать…
За первые годы войны он пережил окружение, выход из него, лагерь для перемещённых лиц, службу в гвардейском воздушно-десантном полку, где попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией оказался в госпитале. Шёл 1943 год.
На этом война для Бориса Васильева закончилась, но лишь формально – фактически она не отпускала его до конца жизни. Снова и снова писатель возвращался в будущем к событиям тех лет на страницах своих романов.
«…ИДУ ЗА ЗОРЕНЬКОЙ СЛЕД В СЛЕД…»
В том же 1943 году во время занятий в Военной академии бронетанковых войск Васильев встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк. Он – молодой сержант с фронта. Она – девочка-отличница, которая надела военную форму, потому что тоже хотела защищать Родину. Позже Васильев напишет в своей автобиографической повести «Летите, мои кони…»: «Я не умер от тифа в 34-м, не в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, однако на теле не оказалось даже царапины. Но, как потом выяснилось, это было всего лишь мальчишеское везенье, а настоящее счастье ожидало меня впереди. Я в это верил и стал счастливым».
Он стал счастливым со своей Зорей, со своей неотделимой половинкой. Вместе пройдя испытания войной, предательством, а затем – признанием, славой – они были единым целым.
Жена Бориса Львовича была интеллигентной, образованной и поэтичной натурой. Впоследствии эта девушка послужила прототипом одной из героинь повести «А зори здесь тихие…» – Сони Гурвич. Искру Полякову из повести «Завтра была война» Васильев также срисовал со своей жены.
Позднее Васильев рассказывал в одном из интервью: «Она всегда прикрывает меня. Я однажды написал, что иду за Зоренькой след в след по минному полю нашей жизни. Этот образ не случаен. Во время учебы в академии нас отправили на производственную практику на Кировский завод. В свободный день мы пошли гулять за город, и попали на красивую поляну. Зоря гораздо ниже меня ростом и чуть приотстала, а я, увидев красивые незабудки, решил собрать для нее букет. Цветы, как оказалось, росли на минном поле. Помню, как медленно выпрямился и вижу: Зоренька стоит передо мной и говорит: «Боря, ты пойдешь за мной строго шаг в шаг, потому что я лучше вижу!». И вывела меня с минного поля…
С той поры я часто попадал на минные поля. В январе 1953-го, когда отказался сделать доклад о заговоре «убийц в белых халатах» и только смерть Сталина спасла меня от лагерей. В 1954-м, когда демобилизовался по собственному желанию, обозначив это желание в рапорте как «желание заняться литературным трудом». В Москве, когда спектакль ЦТСА по моей первой в жизни пьесе «Офицер» был запрещен Политуправлением CA без объяснения причин на второй премьере, и мы десять лет жили на Зорину зарплату в 86 рублей, пока я не написал «А зори здесь тихие…». И еще множество раз.
Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг». Зоря Альбертовна охраняла Васильева всю жизнь, она была его берегиней.
Несмотря на огромную популярность книг Бориса Львовича и фильмов, снятых по его произведениям, они были люди большой скромности. Поэтому мало кто знал о внутренней жизни этой семьи. Со стороны писателя это было предельно рыцарское отношение к жене, нежное и трепетное. Она также старалась делать для него всё, что было возможно.
Зоря Альбертовна была и первым читателем произведений, выходивших из-под пера Бориса Львовича. В одном из интервью корреспонденту «Комсомольской правды» писатель признался: «В первую очередь я делюсь своими замыслами с женой. Если Зоренька прочтет черновики и скажет: «Боря, это не получилось» – я эту вещь выбрасываю. Не переписываю никогда».
О союзе Бориса Львовича с Зорей Альбертовной вспоминали их воспитанница Зоря Ароновна (Зоренька-маленькая, как называл ее Васильев, двоюродная сестра Зори Альбертовны) и ее супруг: «… Борис Львович одарен был безмерно. Но без Зори Альбертовны он бы не состоялся. Это был его ангел. Человек, который не только его поддерживал, создавая все условия для творчества, но и рождал особую среду. Друзья Бори становились друзьями Зори. Она была очень ярким, глубоким, тактичным человеком. Всю свою жизнь отдавала Боре и его друзьям, не обращая на себя внимания».
Когда в январе 2013 года Зори Альбертовны не стало, Борис Львович, всегда умевший взять себя в руки, на этот раз не смог справиться с собой. Он не прожил без нее и двух месяцев…
***
Демобилизовавшись в 1954 году в звании инженер-капитана, Борис Львович решил профессионально заняться литературой. Однако, начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим в том же году из-под пера Васильева, стала пьеса «Танкисты», посвященная непростой в профессиональном и человеческом отношении смене поколений в армии послевоенной страны. Под названием «Офицер» пьеса была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года, незадолго до премьеры, спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии.
Позднее Борис Васильев напишет об этом эпизоде: «А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям... Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента».
Вслед за запретом спектакля был рассыпан по распоряжению «сверху» и набор пьесы в журнале «Театр».
Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросил драматургию и продолжал писать пьесы, но свет рампы увидела лишь одна – «Стучите – и откроется», которая в 1955 году была поставлена театрами Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Одновременно по приглашению Николая Федоровича Погодина он посещал сценарную студию при Главкино, в результате чего по сценариям Васильева были впоследствии поставлены кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и другие.
«Я ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ КИНО…»
Работа над пьесами способствовала интересу Бориса Васильева к кино, кинодраматургии, и заслуги его в отечественном кинематографе не менее значительны, чем в литературе.
Всего по произведениям и сценариям Васильева создано около двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства. В одном из последних интервью на вопрос, как возникло кино в жизни писателя, Васильев ответил: «Меня с детства приучили смотреть на литературу как на что-то высшее. Это основа российской культуры. Поэтому поначалу я очень боялся писать книги. Первое время делать сценарии мне казалось проще. Я очень любил кино, смотрел и сейчас могу смотреть фильмы по несколько раз, сначала узнаю сюжет, потом любуюсь режиссерской работой, потом игрой актеров… Так что начал я со сценариев, и написал довольно много – самостоятельных фильмов у меня штук семь или восемь, а дальше пошли экранизации».
В кино Борис Васильев дебютировал в 1958 году, написав сценарий к фильму «Очередной рейс». Затем на экраны вышли фильмы «Длинный день» о строительстве ГЭС, «Королевская регата» о подготовке спортсменов к парусной регате и другие.
Вначале 70-х Борису Васильеву предложили принять участие в написании сценария для фильма «Офицеры» вместе с Кириллом Рапопортом и режиссером Владимиром Роговым. Изначально лента задумывалась и заказывалась как фильм о нелёгкой жизни офицерских жён. Но то, что получилось в итоге, оказалось максимально далеко от типичной «заказухи». И вот уже почти полвека «Офицеры» заставляют зрителей напряжённо следить за жизнями двух друзей, которые почти не видели мирного времени, но сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества.
Васильев так объяснил свое обращение к этой теме: «Сам я из потомственной офицерской семьи, мои предки всегда воевали. Один из моих прапрадедов – герой войны 1812 года, генерал-лейтенант Алексеев. Он есть в энциклопедии, его портрет работы Доу висит в Эрмитаже – в зале 1812 года. Табличка с его именем есть в Георгиевском зале Кремля. И потом все были офицерами. Я написал сценарий об офицерах, потому что очень хорошо знал этот быт. Я жил в военном городке, отца часто переводили с места на место, мы мотались по всей стране. Так что я знаю эту жизнь не понаслышке».
Приступая к написанию сценария, Васильев даже не предполагал, что картина станет, говоря современным языком, культовой. Тем не менее, первоначально судьба фильма складывалась не очень успешно. Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры – на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным, узнав в Любе Трофимовой себя. Супруга Гречко немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели Генерального секретаря КПСС и его окружение в восторг. И в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при полном аншлаге, главные актеры стали кумирами миллионов, а песню из фильма включили в свой репертуар все военные оркестры страны.
Творческая группа сумела найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушными несколько поколений зрителей. И сегодня в ней каждый находит что-то для себя лично и юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Фильм «Офицеры» был признан одним из лучших кинопроизведений на военно-патриотическую тему.
После шумного успеха картины – через год, на экраны вышел фильм «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева. Экранизация повести имела оглушительный успех, став впоследствии классикой советского кинематографа. Однако сам писатель считал более удачной театральную постановку Юрия Любимова в театре на Таганке. Несмотря на почти дословное переложение авторского текста, в фильме, который снял бывший фронтовик Станислав Ростоцкий, жестокость, обреченность войны была несколько сглажена, чего нельзя было сказать о постановке Любимова, которую писатель называл «поистине страшной» (подробнее об экранизации повести «А зори здесь тихие…» см. в разделе «Мне захотелось написать о «своей» войне…»).
В 1976 году вышел фильм «Аты-баты, шли солдаты…». Эта картина стала последней для актёра и режиссёра Леонида Быкова. Действие её одновременно разворачивалось в двух временных пластах: в 1970-е годы, когда дети собираются на месте последнего боя своих отцов, и в 1940-е – дни накануне того сражения. Непосредственно военные сцены по-быковски были легки и точны. В них боль и горе соседствовали с мягким лирическим юмором, а смерти всегда сопутствовала жизнь. Сцены из 1970-х годов менее совершенны и более сентиментальны, но сентиментальность эта не сусальная – искренняя.
Впоследствии в качестве сценариста Васильев работал с Родионом Нахапетовым, Йосифом Хейфицем, Юрием Карой и другими режиссерами. Последняя экранизации книги Бориса Васильева вышла в 1995 году – это художественный фильм Андрея Малюкова «Я – русский солдат».
Произведения Васильева о войне – чуть ли не самые пронзительные в нашей литературе. Они выдержали испытание и временем, и сменой политических режимов. Стоит взять в руки любую его книгу, как происходит погружение в этот страшный, но героический мир самых простых людей. Возможно, именно это и притягивало (и продолжает притягивать) к прозе Васильева кинематографистов, желающих снимать не пафосное, а искреннее кино о войне.
«МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ НАПИСАТЬ О «СВОЕЙ» ВОЙНЕ…»
В какой-то момент Борис Васильев начинает понимать, что его истинное призвание – проза. Однако, судьба первого его прозаического произведения «Иванов катер» складывалась непросто. Повесть была написана в 1967 году, и главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский принял ее для публикации. Вскоре Твардовский ушел из жизни, после чего произведение пролежало в редакционном портфеле более трех лет, и увидело свет лишь в 1970-м.
Всесоюзную известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» повести «А зори здесь тихие…», которая является одним из самых ярких произведений Бориса Васильева.
Идея замысла произведения возникла у Васильева в силу несогласия с тем, как освещались военные события в те годы. Он был одним из первых советских авторов, который изобразил войну не как абстрактный подвиг, а как пример отдельной судьбы. «Мне захотелось написать о «своей» войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о «тихих» подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг», – говорил Борис Львович.
«У войны не женское лицо», – эти слова, точно передающие безжалостную, противоестественную суть любой войны, давно стали крылатыми. Вообще, война – явление не только не женское, но и не человеческое. Однако особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства. Именно об этом повесть «А зори здесь тихие». Васильев один из немногих, кто затронул тему женской судьбы на войне. Особенно важно то, что его героини находились не в тылу, а воевали на фронте, наряду с мужчинами, защищая Родину от фашистов.
По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, служивших на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги».
«И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось – пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё – повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» (Б. Васильев).
По сюжету пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде в карельской глуши противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Пять девушек, девочек. Тех, чьи жизни были еще впереди. Были – и не случились.
У каждой из них своя судьба. Замужество и материнство смогла испытать только одна из них – Рита Осянина. Остальные семейного счастья так и не узнают. Ни красавица Женька Комелькова, которую «жалко в солдатскую форму упаковывать», – так хороша. Ни основательная и надежная Лизавета Бричкина. Ни бестолковая и беспомощная Галя Четвертак. Ни Соня Гурвич, интеллигентная девушка из еврейской семьи, читающая вслух Блока… При этом, погибшие пять девушек – это не только несостоявшиеся судьбы, но, прежде всего, прерванные линии жизни, нерожденные дети. Пять погибших Вселенных.
«Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б. Васильев).
После публикации повести Борис Васильев не просто проснулся знаменитым – он стал одним из самых любимых писателей своего поколения.
«Зори...» многократно переиздавались, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации. В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена Юрием Любимовым на сцену Московского театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов.
Впоследствии многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. Повесть была переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.
В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик – фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла ему жизнь.
Для подчеркивания темы трагедии Великой Отечественной войны в фильме было использовано оригинальное художественное решение: военное время было запечатлено в особенно реалистичном ключе и черно-белом цвете, в то время как современность и мысли девушек сняты в цвете. При этом черно-белая пленка не использовалась – весь фильм был отпечатан на цветной.
Картина была отмечена рядом наград. Среди них – памятный приз на Международном кинофестивале в Венеции (1972), номинация на премию «Оскар» (1973) в категории «Лучший фильм на иностранном языке», Государственная премия СССР (1975) и т. д. Кроме того, она стала классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых Великой Отечественной войне.
«…Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам…», – вспоминал позже Станислав Ростоцкий.
Фильм Ростоцкого пользовался огромной популярностью в Китае – это одна из самых известных советских картин в Поднебесной. В ознаменование 60-летия Победы в 2005 году по повести Бориса Васильева Центральным телевидением Китая (CCTV) совместно с российскими кинематографистами был снят телевизионный сериал «А зори здесь тихие» (19 серий). Об экранизации произведения в Китае рассказывал сам Борис Васильев в одном из своих последних интервью: «Я об экранизации узнал, и авторские мне заплатили уже после того, как фильм был закончен. Я его посмотрел. Героинь и старшину Федота Евграфовича Васкова сыграли русские актеры. Ну, что сказать? Китайский режиссер изменил финал, а заодно и смысл. В повести было точное объяснение, для чего старшина и взвод девушек отправились за диверсантами. Их надо было поймать и довести до штаба, чтобы допросить о цели десанта. И старшина, уже раненный, из последних сил, но выполняет приказ: приводит пленных к своим. Девушки погибли не зря. А в китайской версии Васков всех диверсантов перестрелял! Получилась такая мини-война в лесу. И все. Но я не мог вмешаться – кино уже было снято. С другой стороны, мне приятно, что именно «Зори...» постоянно переиздаются в Китае, что повесть изучают в школе, что она воспитала не одно поколение большой страны».
В 2015 году в России вышла новая версия фильма «А зори здесь тихие» режиссера Рената Давлетьярова. Несмотря на то, что картина не позиционировала себя как ремейк, сходств между обоими фильмами, тем не менее, больше, чем между книгой и каждым из них по отдельности.
В дальнейшем Борис Васильев много писал о войне, о судьбах поколения, для которого война стала главным событием в жизни: «В списках не значился», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина», «Завтра была война» и других. Один из лучших прозаиков, рассказавших о Великой Отечественной войне, Борис Львович скупыми и лаконичными средствами добивался потрясающего художественного эффекта. Избегая монументальных сцен и панорамных обобщений, он сумел показать будничную, «не парадную» сторону войны – такую, какую, собственно, и видели фронтовики.
Сейчас трудно представить, что за правду о героях обороны Брестской крепости приходилось сражаться уже в мирное время. Что нужен был нравственный и человеческий подвиг писателя Сергея Смирнова, чтобы вернуть память о павших среди крепостных руин на страницы газет, книг, учебников.
Памяти защитников Брестской крепости посвящен и роман Бориса Васильева «В списках не значился», опубликованный в 1974 году. Книга вошла в Золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Роман условно относится к жанру романтической притчи. Тем не менее, он основан на реальных фактах, подтвержденных воспоминаниями различных свидетелей и очевидцев, которые собрал Сергей Смирнов в своей книге «Брестская крепость».
О чем этот роман? О начале войны, о героической и трагической обороне Брестской крепости, которая, даже умирая, не сдалась врагу, – она просто «истекла кровью», по словам одного из героев романа.
А еще эта книга – о свободе и долге, о любви и ненависти, о преданности и предательстве, словом, о том, из чего состоит наша обычная жизнь. Только на войне все эти понятия становятся больше и объемнее, и человека, всю его душу видно, как через увеличительное стекло…
Основой сюжета романа «В списках не значился» стала услышанная писателем история о бойце, который до последнего защищал крепость, но все, что о нем известно, это его имя – Николай, поскольку в списках он не значился. Согласно историческим данным, благодаря этому защитнику немцам действительно удалось взять ее только в апреле 1942-го года.
«В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек обладает высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку» (Б. Васильев).
Герой книги «В списках не значился» лейтенант Николай Плужников приезжает в Брест в последний день перед началом войны. Молодой, красивый, в блестящих хромовых сапогах, с новенькой кожаной командирской сумкой, Плужников не знает, что ждет его завтра. И даже не успевает, приехав, встать на учет, потому что приезжает в Брест в субботу. Нужно дождаться понедельника.
Но, понедельника не будет. Мирного понедельника. Границей между субботой и воскресеньем пройдет мелодия вальса с незамысловатыми словами, которые вскоре зазвучат из каждого двора: «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…».
Приехав в Брест, Коля Плужников, вероятно, не собирался совершать подвигов, но именно он вначале с другими бойцами, а затем в одиночку, будет защищать крепость, выполняя свой солдатский долг.
Каково это – оказаться одному в окружении врагов? Когда знаешь, что жизнь твоя рано или поздно закончится здесь, в руинах павшей крепости. Но Плужников думал иначе: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля». Эта истинная доблесть даже у врага вызывала невольное уважение. В финале романа пораженные его героизмом немецкие солдаты и офицеры отдали поседевшему и ослепшему двадцатилетнему Коле Плужникову высшие воинские почести.
В 1975 году Марк Захаров в театре им. Ленинского комсомола поставил одноименный спектакль, который пользовался огромным успехом. А вот кинофильм «Я – русский солдат», вышедший в 1995 году, несмотря на то, что получил несколько премий, самим Борисом Васильевым так и не был принят – писатель считал, что в односерийном фильме невозможно показать процесс становления человека (от почти мальчика до мужественного героя).
Никому не ведомо, что ждет нас завтра. Насколько быстро может пройти детство, а с ним и юность.
Одним из лучших произведений эпохи «перестройки» стала опубликованная в 1984 году повесть Бориса Васильева «Завтра была война», действие которой происходит накануне Великой Отечественной войны. Это произведение, в котором автор передал атмосферу предвоенного времени, можно отнести к самым жестким сочинениям писателя.
Как и другие произведения военной тематики писателя, эта повесть имеет ярко выраженный личный характер – Васильев знакомит читателя со своими одноклассниками и учителями, друзьями и сверстниками. «От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время», – писал Борис Васильев.
По сюжету книги война будет завтра. А сегодня советский народ строит счастливое будущее. Сегодня они – мальчишки и девчонки из 9 Б класса. Сегодня они взрослеют, учатся, дружат, влюбляются, переживают о физических изменениях в своём теле и читают запрещенного Есенина.
У девятиклассников много вопросов, но они верят, что найдут на каждый из них правильный ответ, смогут стать достойными и приносить пользу обществу. Главное – быть честным. Но оказывается, что не так это просто. У одной из учениц арестовали отца – виноват ли он? Может ли случиться ошибка? Кому верить? И думают девятиклассники, что столкнулись с самой большой бедой, сваливают неудачи на високосный год, не зная, что это первая проверка на прочность. И главное испытание ожидает их еще впереди…
«Следующим был тысяча девятьсот сорок первый», – словно обрубает надежду автор.
В своих воспоминаниях Борис Васильев так объяснил причину написания этой книги: «Я написал три работы о войне: а) война бесчеловечна и безмерно жестока... («А зори здесь тихие...»); б) война способна из юноши сделать профессионального воина... («В списках не значился»); в) война часто приводит к потерям бессмысленным, которые отравляют радость победы... («Встречный бой»).
В этих трех произведениях для меня оказалась исчерпанной вся война, и я уже не чувствовал потребности к ней возвращаться. Но с некоторых пор меня начало беспокоить, что в этом моем трактате о войне нет предисловия. Кто же были те очень молодые люди, которые гибли, побеждая? Что сформировало их характер? Почему они оказались столь едины в своем порыве защищать Родину? Вот об этом я и написал в романе «Завтра была война». И ни о чем ином…».
«Я стремлюсь снова и снова воззвать к людской совести, заставить читателя хоть на мгновение увидеть мир глазами моих героев. Им, рождённым моим воображением, моим сердцем и опытом жизни, досталась нелёгкая судьба, но все они честно прошли свой путь» (Б. Васильев).
Повесть, написанная в 1972 году, пролежала в столе писателя более 10 лет, прежде чем ее согласились опубликовать без купюр и переделок.
Один из читателей после публикации романа в письме на имя Бориса Васильева признался: «Я учился в 10-м, когда Вы были в 9-м классе, поэтому без слез не мог читать роман. Пошел в школу. В течение часа ходил по школе с номером журнала «Юность». Спасибо Вам, дорогой мой сверстник! Спасибо за то, что дали возможность снова вернуться в те далекие годы, снова пережить их».
По повести «Завтра была война» в 1987 году вышел одноименный фильм, который был удостоен Золотой медали им. А. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». Кроме того, он получил главные призы на международных кинофестивалях в Испании, Франции, Германии, Польше. Между тем лента снималась с мизерным бюджетом в 50 тысяч рублей. Актёры играли бесплатно. И это была... дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары.
Следует отметить, что в фильме акцент был сделан на репрессии, на «разоблачение» режима, тогда как в книге для автора куда важнее было само это поколение, разбитое войной.
«КОГДА Я ВХОЖУ В ЛЕС, Я СЛЫШУ ЕГОРОВУ ЖИЗНЬ…»
Послевоенная действительность давала также поводы для размышлений, и роман Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» тому подтверждение. Книга посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.
Это – первое крупное произведение автора, посвященное мирной, казалось бы, жизни. Почему «казалось бы»? Потому что герою романа, несмотря на мирное время, приходится воевать – за жизнь прирученных лебедей, за себя и свое место в обществе.
Главного героя повести Егора Полушкина односельчане зовут не иначе, как Егор Бедоносец. Это прозвище к нему применяет даже законная супруга. Егор не может приспособиться ни к одной работе – все, за что он ни берется, заканчивается или неприятностями, или недоразумением. После долгих поисков Полушкин, наконец, находит своё призвание – он устраивается работать егерем. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье заканчивается: в лес приходят браконьеры, и рядовой лесник вступает в неравную схватку с ними за вверенную ему территорию леса.
Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями Егора Полушкина в скульптуру, – всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.
Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, – вот важнейшие проблемы, поставленные автором.
Для Егора Полушкина природа – источник красоты, и его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой.
«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь, – писал Васильев, – в хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди – серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным – разным для людей и разным для себя… Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным – ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».
В то же время Васильев не зря главному герою дает имя Егор, он сравнивает его с Георгием Победоносцем, олицетворяющим борьбу добра со злом. Однако в конце романа Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.
Образ белых лебедей не случайно возникает в произведении. Белые лебеди – это символ мира, добра и красоты. В призыве автора не стрелять их, скрыт символический смысл – не уничтожать прекрасное. Но, увы. С момента написания романа прошло более сорока лет. А мир все тот же…
Произведение появилось в печати в 1973 году. Вокруг романа развернулась бурная полемика, ряд критиков упрекал писателя в излишнем сентиментализме и, отчасти, в самоповторении. Тем ни менее, книга Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место среди книг автора. В 1980 году режиссером Родионом Нахапетовым на киностудии «Мосфильм» был создан одноименный фильм.
«Я ВСЮ ЖИЗНЬ МЕЧТАЛ СТАТЬ ИСТОРИКОМ…»
Большинству россиян Борис Васильев известен как автор великолепной военной прозы. Но мало кто знаком с его историческими произведениями.
Тем ни менее, часто в интервью Борис Васильев говорил, что в юности мечтал быть историком, а книги хотел писать только в качестве хобби. Но из-за войны получилось все наоборот…
К отечественной истории Борис Васильев обратился еще в конце 70-х годов ХХ века. Тогда, к столетней годовщине русско-турецкой войны 1877-1878 годов, им был создан большой роман «Были и небыли», который был посвящен освобождению Россией Болгарии из-под османского ига. Это была борьба против всех видов тирании, чем и объяснялся массовый героизм русских и болгарских солдат и офицеров. Общая борьба за справедливое дело оказала огромное влияние на духовное становление русской интеллигенции. Эту основную мысль романа воплощают его главные герои – члены большой семьи Олексиных, непосредственные участники изображаемых событий. В исканиях молодых Олексиных отразились трудные поиски правды и справедливости, столь характерные для передовой молодежи того времени.
Этой книгой Борис Васильев открыл обширную сагу о нескольких поколениях дворянской семьи Олексиных. Прототипом этой семьи послужил род Алексеевых, к которому принадлежал по материнской линии сам автор. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживал на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытался определить ее сущность.
«В семидесятые годы начали вымирать последние представители старой русской интеллигенции, чудом выжившие в многочисленных лагерях или чудом в них не угодившие…, и я понял, что обязан написать роман о тех, кто востребован был когда-то в ряды этого уникального, чисто русского явления… В то время еще жива была моя матушка и ее сестра тетя Таня. Я подолгу расспрашивал их о дедах и прадедах, о их детстве и юности, что в конечном итоге и послужило основой для работы над романом «Были и небыли» (Б. Васильев).
Название в то же время предупреждало, что автор, основываясь на фактическом материале («Были»), допускал и художественный вымысел, поскольку писал не историческую монографию, а исторический роман.
Впоследствии Васильевым был написан цикл романов о семье Олексиных, действие в которых происходило, начиная с пушкинских времен до середины ХХ века: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда», «Были и небыли», «Утоли моя печали», «И был вечер, и было утро», «Дом, который построил Дед» и «Вам привет от бабы Леры». Все романы основаны на подлинных документах из семейного архива. В них Васильев представил читателям героическую, возвышенную и трагическую судьбу интеллигенции, ее деяния и заблуждения, пытаясь, с одной стороны, определить ту глубинную духовно-нравственную константу, что давала ей силы и способность в любых ситуациях оставаться самой собой, с другой – осознать меру ее исторической и моральной ответственности. Она встала на сторону насилия, разрушила многовековую монархию, привела к власти левоэкстремистские силы и сама подверглась жесточайшим репрессиям, но благодаря тому, что ее традиции не были полностью уничтожены, сумела неформально возглавить народ во время Великой Отечественной войны, что и привело к победе.
По завершении своей саги Васильев отмечал: «Я доволен своей работой – столетней историей моего рода. Не потому, что «моего», а потому, что, как мне кажется, это – самый значительный труд всей моей тридцатилетней писательской деятельности. Я отдавал должное не предкам своим, а лучшим представителям великой русской интеллигенции, которые и определили место России в истории мировой культуры. Новое время поет новые песни, но и из старых песен слова не выбросишь. Четыре романа «Столетней истории русского дворянского рода Олексиных» в пяти томах, по сути, превратились в историю отваги, чести и достоинства верных сынов и дочерей навеки канувшей в Лету России. Ее более нет, и она никогда не возродится, но у потомков должен быть пример для подражания предкам своим».
Борис Васильев воскрешая прошлое в своем цикле о семье Олексиных, пытается найти ответы на вопросы: «Откуда мы?», «Кто мы?», «Почему мы такие?», «Где и когда мы допустили ошибку, ставшую для нас роковой?», «Почему не хотим учиться на собственных ошибках, а учимся только на победах?». Писатель обозначает проблему исторической памяти, показывает причины распада времени: «Было» и «Есть».
На страницах своих произведений он выступает не только как личный биограф семейной фамилии. Ему удалось собрать два генеалогических древа судеб России двух веков и тем самым внести вклад в историческое изучение «быта и нравов России», веками мечтавшей о Справедливости и искавшей её, о Добре, о Чести, о Благородстве. Васильев обращает внимание на то, что у каждого человека есть свой генетический код памяти. И если у памяти истекает срок давности, то прошлое требует воскрешения.
Понятия «порядочность» и «память» писатель ставит на одну ступеньку. Первое для него – норма жизни, закон общения с людьми, усвоенный от отца, который «жил с ощущением, что кругом живут только очень хорошие люди...». Борис Васильев также видит в земляках только хорошее. Это объясняется его безмерной любовью ко всей России, которая была ему дорога в «любую непогоду».
Что остаётся после человека на Земле? Что осталось после рода Олексиных? Память? А если память, то тогда кто о них будет помнить? Сага Бориса Васильева, отвечая на эти вопросы, оголяет кровоточащие раны всей нашей истории. «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, неотвратимо, потому что меняет личность человека», – говорит одна из героинь Васильева.
Память даст возможность человеку оценить прошлое, поразмышлять над настоящим, заглянуть в будущее, увидеть в истории взаимосвязь событий и фактов.
***
В последние годы интерес Бориса Васильева сместился в еще более отдаленные эпохи, во времена, о которых известно чрезвычайно мало, – к началу русской государственности.
«Я понял, что не в состоянии понять молодежь. Я – прадед моих нынешних читателей. Большинство моих сверстников этот мир уже покинули. И писать для них и о них бессмысленно. А об истории можно. Это интересно. Но я отыскиваю там не сюжет, сюжет я сочиняю сам. Я отыскиваю возможность рассказать о подвигах героев. В нашей истории есть герои, там есть любовь. А уж, какие там характеры… Молодые начинают читать. И приобщаются к истории», – так говорил в одном из своих последних интервью Борис Васильев.
Летописные и иные свидетельства об этой эпохе оставляют множество белых пятен и при этом сообщают сюжеты, поразительные по своему драматизму и увлекательности, – два обстоятельства, идеальных для художника.
Русская историческая романистика к этим временам почти не обращалась, и Васильеву приходилось часто идти буквально по целине, очень многое домысливая и творя собственную художественную реальность. Если в эпопее об Олексиных главное для автора – это нравственные проблемы частного человека, попавшего в жернова истории, высвечивающие в личности весь ее потенциал, ее бездны и вершины, то в древнерусской эпопее наиболее важны нравственные проблемы власти, ее пределов и смысла. Без этого невозможно понять, в каком времени мы живем, и почему оно оказалось таким, каким оказалось.
Надо сказать, историческая проза Бориса Васильева не обычна. Писатель нисколько не был увлечен живописной стороной сказочной старины. В его романах нет никаких этнографических описаний и музейных перечней, коими так часто украшают свои книги его собратья по жанру. Никаких гридниц, теремов, ендов, парчовых кафтанов, жертвоприношений перед статуей Перуна, деревянных крепостей и прочего. Не стремился он и к языковой стилизации, которая в иных романах столь часто выводила читателя из себя.
И вот в этом лаконичном повествовании разворачивается история целой вереницы русских правителей: жестокий, безнравственный и честолюбивый Рюрик, мудрый и расчетливый Олег, несгибаемая и властная Ольга, неумный и слабодушный Игорь, отважный Святослав с его мечтой об идеальном княжестве.
Открывает масштабный цикл Бориса Васильева о князьях Древней Руси роман «Вещий Олег».
Олег, князь Киевский и Новгородский, жил более тысячи лет тому назад. Неудивительно, что сейчас мы помним о нем лишь по пушкинским строкам: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам…». Да, князю пришлось воевать и с хазарами, и с другими племенами, стремившимися завоевать Русь.
Но, в книге Васильева пока что Олег «сбирается» на Киев. А для этого ему нужна поддержка всех – и окрестных славян, и Великого Новгорода, и рюриковых варягов. Не все они согласны делиться силой и терпеть на своих землях чужие войска, у каждого есть свои интересы, каждый стремится к своей цели…
История вроде бы известна еще из «Повести временных лет». Но летопись – есть летопись, в ней излагаются события и лишь изредка промелькнет истинная их подоплека. Мы не знаем, кем были Синеус и Трувор (и были ли вообще), состояли ли в родстве Олег и Ольга, а уж Вадим Храбрый – это и вовсе скорее персонаж из легенд, чем реальное историческое лицо. Что ими двигало? Неизвестно. Но можно предположить. Вот Борис Васильев и предположил (правда, опирался он на более поздние источники). И получился отличный, захватывающий роман о далеком IX веке, о князе маленькой земли, которого история будет знать как Вещего.
«Ольга, королева руссов» – продолжение романа Бориса Васильева «Вещий Олег».
Судьба Ольги, дочери Олега, женщины мудрой и прозорливой, намного опередившей свое время, была нелегка, а порой и трагична. Она всю жизнь стремилась обрести любовь, но вступила в брак с Киевским князем Игорем лишь по политическим соображениям. Всегда хотела мира между славянами, но была вынуждена жестоко подавить восстание племени древлян. Сделала все, чтобы увидеть сына Святослава на княжеском престоле, но в ответ получила лишь сыновнюю ненависть – молодой князь не простил матери, что она приняла и активно распространяла христианство на Руси…
В XIII веке бесконечные междоусобные войны сотрясали Русь. Их волна вынесла на вершину славы и власти князя Ярослава Всеволодовича, храброго воина и изворотливого политика, которому удалось поочередно занимать три княжеских престола – Владимирский, Новгородский и Киевский. Добившись могущества, он пытался прекратить смуту, мешавшую Руси сплотиться перед лицом внешнего врага, но потерпел неудачу. Не удалось ему договориться и с татарами – во время своей второй поездки в Золотую Орду он был отравлен.
Дело отца продолжили его сыновья. История российская и память народная особо отметили одного из них – князя Александра по прозванию Невский. Он разбил войско шведов, победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище и сумел установить мир с Золотой Ордой. Русь стала собираться с силами для новых подвигов... Об этом повествует следующая книга цикла «Ярослав и его сыновья».
Мужественный военачальник и тонкий дипломат, Святослав, предстает в романе Васильева «Князь Святослав» героем поистине шекспировского масштаба. Нелюбовь матери, измена соратников, коварство приближенных – все эти испытания лишь закалили характер Святослава – воина и патриота.
Книга «Владимир Красное Солнышко» Бориса Васильева раскрывает образ одного из величайших князей Русской Земли – Владимира, который превратил свою страну в одну из сильнейших держав Европы.
Князь Владимир – одна из самых неординарных и одновременно спорных личностей в истории Руси. Потомок варягов и конунгов, отметившийся в летописях буйным нравом, многоженством и крайней любовью к буйным застольям. Кем он был на самом деле? Что в дошедших до нас летописях и устных сказаниях истинно, а что лишь плод творческой фантазии многочисленных историков? Книга Бориса Васильева – одна из многих попыток сформировать целостное представление об этом человеке и историческом отрезке в целом.
Последняя книга этого цикла – «Владимир Мономах» – вышла в 2010 году.
Книга повествует о драматичных моментах в жизни великого князя Киевского Владимира Мономаха, не только великого полководца, не проигравшего ни одной битвы, но и великого дипломата. В решающий момент Владимир Мономах сумел объединить русские удельные княжества для отпора внешнему грозному врагу – половцам, а затем так выстроить отношения с ними, что обратил их из злейших врагов в верных союзников. За эти воинские и мирные дела половецкие ханы преподнесли ему знаменитую шапку Мономаха, которой, уже после смерти князя Владимира, короновали на Великое княжение всех русских владык.
***
Васильев был непросто народным писателем, он был голосом совести своего времени! К его речам, статьям, выступлениям особенно прислушивались россияне в годы перестройки, когда многое оставалось непонятным и сложным. Он так же, как и его герои, самоотверженно жертвовал собой, отдавал всего себя без остатка, оставался верен своим принципам и идеалам до последнего.
При всей внимательности к историческому прошлому Борис Васильев всегда оставался писателем выраженного публистического темперамента. Так, например, повесть «Не стреляйте белых лебедей» по своей внутренней сути глубоко публицистична: она направлена не только против браконьерства, но и против вандализма и бесчеловечности по отношению к природе. Внутренний публицистический смысл заложен и в повести «В списках не значился» – в ней проведена мысль о необходимости ценить каждую отдельную жизнь и помнить о ней.
Борису Васильеву также принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны жизни: цикл статей «Люби Россию в непогоду», «И все же я уверен, что Россия привержена Добру», «Обретение смысла». В них обеспокоенность утратой обществом исторической памяти и размыванием нравственно культурного пласта, накопленного Россией за многовековой период ее существования, и как следствие – исчезновением мыслящего слоя общества и менталитета народа.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придавал его произведениям широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости.
«Что было характерно для Бориса Львовича – не показушная любовь к России и беспокойство за ее будущее. Его замечательная публицистическая книга «Любить Россию в непогоду» была написана с большой болью и с надеждой», – так отозвалась о публицистике Васильева поэт Татьяна Кузовлева.
Читая произведения Бориса Васильева, веришь в торжество нравственности и порядочности, стыда и совести, долга и чести. Именно этими качествами обладал писатель, веривший, что величие России будет опираться «не на атомные бомбы, а на могучий талант народа, подкреплённый столь же могучей нравственностью».
***
Творчество Бориса Львовича Васильева многогранно. Его романы, повести, публицистика, сочетавшие в себе гражданскую позицию и честное отношение к эпохе, заставляют читателей задуматься о чести и достоинстве, о прошлом и настоящем, о порядочности и романтизме, всегда живущем в человеческих душах. И слова известного американского философа и психолога Уильяма Джеймса очень точно характеризуют писательскую судьбу Бориса Васильева: «Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, потратить жизнь на дело, которое переживает нас».
Рассказ об этом удивительном человеке хочется закончить его же словами, произнесенными в одном из интервью: «Проблемы, которые я пытаюсь разрешить в своих книгах – это вечные проблемы и, на мой взгляд, всегда новые. Поэтому моя проза обращена к современникам. Каждым своим персонажем, каждой своей мыслью я хочу напомнить о том, каким должен быть человек, напомнить о его достоинстве, о его праве на счастье, напомнить о тех нравственных принципах, без которых жизнь становится пустой…».
ИСТОЧНИКИ:
- Борис Васильев [Электронный ресурс] // ЛЮДИ.PEOPLES.RU. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/. – 02.04.2019.
- Борис Васильев и его Зоря [Электронный ресурс] // Bookmix. Клуб любителей книг. – Режим доступа: https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=13718. – 02.04.2019.
- Васильев Борис Львович [21.5.1924, Смоленск] – прозаик, публицист, киносценарист, драматург // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : биобиблиографический словарь. Том 1. – Москва, 2005. – С. 341-344.
- Листая страницы любимых книг... Б. Васильев [Электронный ресурс] // Сообщество «Мир книги». – Режим доступа: http://www.playcast.ru/communities/bookland/?act=news&id=190028. – 02.04.2019.
- Нодель, Ф. А. Мальчики и девочки, застигнутые войной / Ф. А. Нодель // Литература. – 2014. – июль-авг. – C. 31-34.
- Рожкова, И. Ю. Каждый видел войну из своего окопа… : 90 лет со дня рождения Б. Васильева [Электронный ресурс] // Сайт МКУК Озерского городского округа «ЦБС». – Режим доступа: http://www.libozersk.ru/pages/index/1504?cont=1. – 02.04.2019.
- Филатов, Б. Я прожил достаточно длинную жизнь [Электронный ресурс] // Рос. газета. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/03/11/biografiya-site.html. – 02.04.2019.
- Халина, Т. Чтобы помнили. Васильев Борис Львович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post383236757. – 02.04.2019.
Редактор, составитель, компьютерный набор: Л.В. Запащикова