Ведущий 1: Талант не спрашивает прописки, он может родиться в любом уголке России. Наш край богат литературно одаренными людьми. Творчество многих из них известно не только на Южном Урале, но и по всей стране и за ее пределами.

В Челябинской области выросла целая плеяда прозаиков и поэтов. Кто-то здесь родился, иные пережили в регионе важные вехи своего творческого становления, а кто-то из талантливых литераторов вдохновился природой, людьми и атмосферой нашего края для создания своих книг. Но хорошо ли мы знаем наших писателей и поэтов? Предлагаем познакомиться с некоторыми из них поближе.

Ведущий 2: Для развития культуры нашего края много сделала писательница Лидия Николаевна Сейфуллина.  Родившись в казачьей станице Варламово Оренбургской губернии (ныне Чебаркульский район) в семье русской крестьянки и крещеного татарина, она всегда с гордостью говорила: «Я – коренная уралка».

Будущей писательнице пришлось рано начинать самостоятельную трудовую жизнь: работа учительницей в городских и сельских школах, преподавание в воскресной школе для рабочих, сотрудничество в газетах, участие в любительских спектаклях и даже в качестве профессиональной актрисы поездки по России с гастролями. После Октябрьских событий Лидия Сейфуллина много занималась культурно-просветительской деятельностью в советских учреждениях Орска, Оренбурга, Челябинска. Но и журналистику она не бросала.

Ведущий 1: В 1922 году, имея за плечами, богатый и разнообразный жизненный опыт, Лидия Николаевна становится профессиональным литератором. Вслед за первой повестью «Четыре главы», опубликованной в первом номере журнала «Сибирские огни», она в том же году на одном дыхании пишет в очередной номер новую вещь - повесть «Правонарушители», в центре которой беспризорные дети, жертвы гражданской войны.

Для России 1920-х годов беспризорничество было подлинным бедствием. Естественно, что эта тема волновала многих писателей тех лет. Нашла она свое отражение в произведениях Антона Макаренко, Александра Неверова, Леонида Пантелеева и Григория Белых, Вячеслава Шишкова и др. Но одной из первых обратилась к ней именно Лидия Сейфуллина. А поскольку писательница сама в свое время немало работала с беспризорными, то и проблему она знала, что называется, изнутри.

Ведущий 2: «Правонарушители» и последовавшая за ними повесть «Перегной» сделали имя Сейфуллиной в литературном мире известным. «Трудно представить себе сейчас, как она была знаменита! Какие вызывала ожесточенные споры… Но все сходились на одном - талант!» - вспоминал о Лидии Николаевне советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий Ираклий Андроников.

В 1924 году у Лидии Сейфуллиной вышла одна из самых известных повестей, где описана степная южноуральская деревня и драма главной героини – деревенской Кармен, молодой, умной, красивой крестьянской женщины с сильным характером, не склонившей головы перед жизненными невзгодами.

Как ее звали?

- Виолетта

- Виринея[1]

- Вероника.

Биограф: Образ Виринеи стал подлинным художественным открытием Сейфуллиной, что, кстати, отметил в свое время Дмитрий Фурманов в статье «О Виринее», где, по существу, пропел гимн во славу этой женщины-бунтарки. В 1925 году вместе с мужем Валерианом Правдухиным Сейфуллина переделала повесть «Виринея» в пьесу, которая была поставлена на многих театральных подмостках страны. Вскоре волна славы писательницы перехлестнула границы. Вместе с театром им. Вахтангова Лидия Николаевна выезжала за границу: в Варшаву, Берлин, Париж. Позднее по повести «Виринея» ленинградский композитор Сергей Слонимский написал оперу (1967), а режиссер Владимир Фетин на киностудии «Ленфильм» в 1968 году поставил фильм, где роль главной героини сыграла Людмила Чурсина.

Ведущий 1: Лидия Николаевна была первооткрывательницей не только темы, посвященной беспризорникам, но и такого пласта в советской литературе, как подвиги молодежи в Великой Отечественной войне. Ее была написана повесть «На своей земле» – о героине-партизанке Лизе Чайкиной. До этого у нее был очерк «Сережа Воронцов», о мальчишке-партизане. И только после этого вышли повести Валентина Катаева «Сына полка» и Льва Кассиля «Улица младшего сына».

Ведущий 2: С первых дней Великой Отечественной войны Лидия Николаевна Сейфуллина включилась в работу для нужд фронта – много пишет, выступает на радио, в газетах. С 1942 года она выезжает на фронт военным корреспондентом, рассказывая участникам военных действий о подвигах гвардейцев.

Как в связи с этим прозвали Лидию Сейфуллину бойцы и командиры?

- «Гвардии мамаша»

- «Мамаша Кураж»

- «Гвардейский летописец».

Биограф: Солдаты называли ее ласково «Гвардии мамаша». Лидия Николаевна позднее писала: «Для меня это самое дорогое в жизни, самое ласковое имя». За сборник статей о гвардейцах, составленных ею, Сейфуллина была награждена гвардейским значком.

Ведущий 1: Юрий Николаевич Либединский - писатель, становление и развитие которого связаны с Южным Уралом.

Сын одесского врача Юрий Николаевич, волею судьбы оказался в Миассе. Здесь и прошло детство будущего писателя. Затем была учеба в Челябинском реальном училище, где и состоялось первое знакомство Либединского с русской литературой.

Начало литературной деятельности Юрия Либединского связано с журналистикой. Первым же крупным произведением писателя стала сатирическая поэма «Серый Патфиндер» (марка автомобиля, на котором ездил Колчак), написанная в 1919 году. Но общероссийскую известность Юрию Николаевичу в 1922 году принесла повесть, сюжет которой был подсказан ему событиями гражданской войны в Челябинске.

Какая единица времени послужила названием этой книги?

- неделя

- месяц

- год.

Биограф: Либединский в своей книге писал: «Весной 21 года у нас в Челябинске как-то разом обострились все затруднения… Чтобы засеять поле, надо привезти зерно, чтобы привести зерно, нужно добыть топливо для железной дороги, а добыть топливо и привезти зерно можно только с помощью красноармейцев, которых для этого нужно вывести из города».

Но тогда белые могут захватить город. И все-таки – это единственный путь и приходится идти на риск. Это была отчаянно трудная для Челябинска неделя. Вот об этой-то неделе и пишет Либединский.

Ведущий 1: Появление «Недели» ознаменовало собой начало принципиально нового этапа в развитии тогда еще молодой советской литературы. Закончилась эпоха романтического изображения революции, пришло время осмысления запущенных ей общественных процессов, того, что происходит с представителями различных социальных групп в условиях ломки старого мира и строительства нового общества. Следует заметить, что этот прием будет использоваться в произведениях других писателей 1920-х годов и поэтому, без преувеличения, можно сказать, что именно челябинский писатель обозначил вектор развития советской прозы 20-30-х гг. ХХ века.

Ведущий 2: Судьбе было угодно, чтобы первая и последние книги Юрия Либединского были посвящены нашему краю. В конце 50-х годов прошлого века Юрий Николаевич вместе с семьей вновь приехал на Урал, где не был 37 лет. Гуляя по Челябинску, он радовался новому, изменившемуся городу. Побывал также Либединский и в Миассе, на берегах любимого озера Тургояк, где когда-то его семья не раз отдыхала в летние месяцы. Здесь нахлынули на него воспоминания о детстве и юности. Позднее свои впечатления о Челябинске он описал в книге «Связь времен». В это же время вышла его книга для подростков, которую он посвятил своему сыну Саше. Как называлась эта книга?

- «Развитие интеллекта»

- «Тренировка тела»

- «Воспитание души».

Биограф: Книга «Воспитание души» - единственное художественное произведение для детей о городах Челябинске и Миассе начала XX века. Без нее трудно представить нашу историю в сложные, переломные времена, причины революции, Гражданской войны на Южном Урале. Читая ее, можно увидеть, как выглядел Челябинск в то время, какие события происходили в городе, в реальном училище, картины быта жителей...

Ведущий 1: Читатели Южного Урала 50-х - 70-х годов прошлого века хорошо знали произведения Марка Соломоновича Гроссмана.   Им было написано более 30 романов, повестей, сборников рассказов, стихотворений: «Да святится имя твое!», «Камень обманка», «Годы в огне», «Капитан идет по следу» и др. Несколько книг он написал для детей и подростков. Не смотря, на то, что родился Гроссман в Ростове-на-Дону, свое творчество Марк Соломонович посвятил истории и жизни Урала. «Я горжусь, что имею отношение к этому краю сильных и добрых людей», - говорил писатель.

Марк Соломонович прошел большой жизненный путь. За его спиной участие в Великой Отечественной войне, годы, прожитые в Средней Азии, на Южном Урале, в Москве, Заполярье. Перед глазами Гроссмана прошли многие человеческие судьбы, которые легли в основу его книг.

Ведущий 2: Писатель очень любил голубей за их поразительную привязанность к дому, их верность. Значком почетного члена Всесоюзного общества голубеводов он гордился не меньше, чем боевыми наградами. О своей любви к голубям Марк Соломонович написал замечательную книгу. Как она называется?

- «Птица-радость»

- «Голубиная охота»

- «Серебряный голубь».

Биограф: Книга Марка Гроссмана о голубях «Птица-радость» впервые вышла в 1955 году. Об этих замечательных пернатых он знал все и мог часами говорить о них. Предисловие и послесловие к книге написал известный детский писатель Виталий Бианки: «Ваша искренняя любовь к голубям покорила меня!..». Он пожелал книге облететь весь мир. «Птица-радость» была несколько раз переиздана и переведена на другие языки.

Ведущий 1: Константин Михайлович Нефедьев приехал на  Урал после войны, отслужив моряком на Дальнем Востоке, и стал работать крановщиком в мартеновском цехе Магнитогорского металлургического комбината. Здесь же в Магнитогорске он состоялся и как писатель. Но в отличие от многочисленных собратьев по перу, писавших о рабочем классе, Нефедьев пошел по неизведанной дороге. Он решил стать фантастом. Главным же литературным авторитетом для него стал Иван Антонович Ефремов.

Из-под пера Нефедьева вышли захватывающие фантастические произведения, по достоинству оценённые несколькими поколениями юных читателей.

Ведущий 2: В основу первого романа Нефедьева «Тайна алмазов» были положены материалы одной из экспедиций в район падения Тунгусского метеорита.

Чтобы написать второй роман, Константин Михайлович изучил более 300 книг специальной литературы об истории, флоре и фауне тех стран и народов, в джунглях которых происходило действие книги. Получил от ученых различных научных учреждений ответы на десятки вопросов. Роман получился интересным, увлекательным. Как он назывался?

- «Чудесная страна пещер»

- «Пирамида Мортона»

- «Могила Таме-Тунга».

Биограф: Приключенческо-фантастический роман «Могила Таме-Тунга» - вторая книга Константина Нефедьева. Преждевременная смерть помешала ему завершить работу над романом. Это сделал литератор Никита Яковлевич Болотников.

Действие романа происходит во второй половине сороковых годов двадцатого века в глубине девственных лесов Амазонии. Главный герой книги, волею судьбы попав в неизвестную страну, сталкивается в ней как с людьми интересными, подлинно гуманными, так и с «хищниками», откровенными в своей бесчеловечности и алчности. И те, и другие поставили себе цель: отыскать могилу Таме-Тунга, легендарного вождя индейского племени лакори, которые оказались потомками пришельцев из глубин космоса.

Ведущий 1: Так сложилось, что у нас на Южном Урале много поэтов, и очень мало писателей, пишущих повести, рассказы, сказки для детей, подростков и юношества. И очень важно, когда появляется такой автор, который при этом становится известным не только в области и стране, но и за рубежом.

В 2006 году в Челябинске в издательстве Марины Волковой была издана сказочная повесть Натальи Валерьевны Крупиной «Удивительные приключения близнецов Василисы и Кристины на хуторе Колдуны», которая очень понравилась и читателям - ровесникам главных героинь книги, и взрослым.

Сегодня Наталья Крупина – автор детских и фантастических произведений, член Союза писателей России, Международной Гильдии писателей.

Ведущий 2: Наталья Валерьевна первая из детских писателей Южного Урала получила международные награды. В 2008 году она послала свои стихи для детей на международный литературный конкурс в Германию. Это очень престижный конкурс, который выявляет лучшее, что пишется на русском языке в самых разных странах. Победу на этом конкурсе литераторы называют своеобразным «Оскаром». Наша землячка заняла своим стихотворением «Темнота» второе место в номинации «Нашим детям».

В 2009 году Наталья Крупина стала победителем фестиваля русскоязычных писателей «Литературная Вена» в номинации «Литература для детей и юношества» за сказку «Золотые цветы Сауле». Ее произведения печатались в Международных альманахах русскоязычных писателей - победителей литературных конкурсов.

Наталья Крупина не только пишет литературные произведения, но может также распознать характер человека по почерку. В 2007 году вместе с Михаилом Лабо Наталья Валерьевна написала и издала книгу для старшеклассников, педагогов и родителей, которая называется:

- «Почерк и личность»

- «Популярная графология»

- «О чем расскажет почерк».

Биограф: Наталья Крупина – практикующий графолог, преподаватель кафедры журналистики Челябинского государственного университета. Вместе с графологом Михаилом Лабо Наталья Валерьевна написала для старших школьников и взрослых книгу «Популярная графология». Крупина так объяснила появление этой книги: «Людям всегда интересно узнавать о себе что-то новое. По почерку можно узнать, что у человека талант психолога, к примеру. Поэтому я написала эту книгу, где показала азы графологии, что бы любой человек раскрыл себя».

Ведущий 1: Известный челябинский поэт Александр Куницын писал: «Здесь, в крае руды, самоцветов

Нам тусклыми быть не с руки.

Немыслим Урал без поэтов,

Без их самоцветной строки!»

Действительно, творчество таких замечательных поэтов как Борис Ручьев, Михаил Львов, Валентин Сорокин, Римма Дышаленкова и многих других неразрывно связано с Южным Уралом. Но, в первую очередь, поэзия Урала ассоциируется с именем прекрасной поэтессы – Людмилы Константиновны Татьяничевой.

Ведущий 2: Челябинская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева, как никто другой, прославила Урал своим творчеством. «Тему Родины, России, моего уральского Синегорья всегда считала для себя главной, неотрывной от собственной судьбы, от жизни своей души», - написала Татьяничева вместо предисловия к книге избранной лирики «Хвойный мёд». Уралу, где прошли её детство и комсомольская юность, где мужал и формировался характер, где обрело высоту поэтическое слово, Людмила Константиновна, подарила лучшие свои произведения - «Живу я в глубинке России, в краю озёр и рудных скал», «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена», «Я без Урала не могу. Урал всегда со мною». Эти строчки Людмилы Константиновны Татьяничевой давно стали хрестоматийными. Одно из замечательных стихотворений поэтессы, посвященное Уралу, начинается словами: «Когда говорят о России…» Продолжите фразу:

- «Я вижу свой милый Урал»

- «Я вижу свой древний Урал»

- «Я вижу свой синий Урал».

Биограф: «Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал,
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодородных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей...»

Так образно описала Людмила Татьяничева родную уральскую природу. А почему Урал «синий»? Дело в том, что Южный Урал называют краем голубых озер. Жемчужинами блестят на Зауральской равнине озера, которых здесь насчитывают более трех тысяч. Тихим летним утром спокойна и прозрачна их голубая даль.

Южный Урал - это и узел голубых артерий - отсюда берут начало реки, текущие во все стороны света. На север - Чусовая. На восток - Уй и Миасс. На юг - Урал. На запад - Ай, Уфа, Белая, Самара.

Южный Урал - это безбрежное море горной тайги, над которой скалистыми островами подпирают небо окутанные голубой дымкой вершины Таганая и Юрмы, Уреньги и Нургуша, Иремеля и Яман-Тау.

Даже расставшись с Уралом и переехав в Москву, Людмила Константиновна до конца жизни осталась душой с его синими горами, с его быстрыми реками, с его стройными соснами на утесах, с россыпями его самоцветов…

Ведущий 1: Современную поэзию Челябинской области совершенно невозможно представить без творчества Нины Ягодинцевой.

Наша землячка Нина Александровна Ягодинцева не просто замечательный поэт, переводчик, лауреат ряда престижных литературных премий Урала и России, член Координационного совета Ассоциации писателей Урала, Сибири и Поволжья, один из организаторов Южно-Уральской литературной премии, но, прежде всего, это необычайно чуткий и отзывчивый человек, сумевший помочь многим молодым авторам обрести себя. Она возглавляет межвузовскую литературную мастерскую «Взлетная полоса», преподает основы сценарного мастерства и ведет литературные курсы в ЧГАКИ, пишет прекрасные стихи и проводит уникальные по своей энергетике поэтические чтения.

Ведущий 2: Стихотворения Нины Александровны поистине многозначны, метафоричны. В них всегда есть место и ритму, и природному хаосу, в них уживаются мистика и реальность, сосуществуют человеческие эмоции и стихия, - всё это изысканно переплетается в неповторимую мелодику, создавая своеобразное настроение и впечатление.

Прости мне, Боже, мою печаль –
Живая душа во мне.
Кленовая, зажжена свеча
На зеленом холме,
И мечется пламя у самых врат
Поруганного кремля –
Трепещет, рассеивая мрак
И радости моля.
Среди бескрайних сырых полей
И домиков-развалюх
Глухое молчанье земли моей
Обжигает мой слух,
И стынут губы мои, шепча
Последнюю из молитв…
Но как дрожит на ветру свеча,
Как ясно она горит!

В жизни Нины Александровны помимо огромной творческой и общественной деятельности есть одно серьезное увлечение. Какое?

- вышивание картин

- коллекционирование статуэток

- фотография.

Биограф: Одна из сторон творчества известной поэтессы – фотография, которой она занимается в свободное время. Фотовыставки работ Нины Александровны ежегодно проходят в городах Урала.

На ее снимках – пейзажи Урала. Сама Нина Александровна считает фотографию естественным продолжением поэтической работы: «Каждая моя фотография – лирическое произведение».

Ведущий 1: Константин Васильевич Скворцов – один из самых известных челябинских писателей, имя которого хорошо знают в стране. Его пьесы ставились в театрах Челябинской области, Москвы, других городов России. Это его слова начертаны на Щите и Мече Победы, который находится на Поклонной горе в Москве:

«Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь,
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь только умереть…»

Почти четверть века Константин Васильевич живёт и работает в Москве, но с дорогим для него Южным Уралом не теряет связи. Не случайно родилось у него стихотворение «Родина», где слова «Не может Родина быть малой с такой великою душой» стали крылатыми.

Ведущий 2: С начала творческой деятельности Константина Скворцова не оставляла мысль о работе над очень сложным жанром – поэтической драматургией. В 1972 году в Челябинском театре юного зрителя была поставлена его первая пьеса «Ущелье крылатых коней» (режиссёр Т. Махарадзе). Потом были пьесы: «Алёна Арзамасская», «Кибальчич», «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст» и другие. Его исторические пьесы глубоко патриотичны. В них он рассказывает об особенно сложных и драматических периодах русской истории, о людях, которые сыграли важную роль в истории России. Особое место в пьесах драматурга занимают история и люди Урала.

Одной из знаковых в творчестве Скворцова является драма «Отечество мы не меняем», о главном герое которой можно сказать, что «он романтичен в своей реальности и реален в своей романтичности». Назовите имя этого героя:

- художник златоустовской гравюры на стали Иван Бушуев

- российский металлург, открывший в Златоусте тайну булата Павел Аносов

- учёный-ядерщик, уроженец города Сим Игорь Курчатов.

Биограф: Пьеса посвящена жизни и деяниям прославленного русского металлурга Павла Петровича Аносова (1799-1851), человека-творца, человека высоких побуждений и сильного характера. Несмотря на все козни и подлости, встреченные им на пути, несмотря на все соблазны и искушения он «отечество своё не меняет».

У Константина Скворцова счастливая писательская судьба. Его книги издавались и издаются в столице и в Челябинске. Его поэтические драмы переведены на разные языки: английский, немецкий, арабский… Драматургу принадлежат 18 стихотворных пьес. По одной из них – «Ущелье крылатых коней» – челябинский композитор Евгений Гудков написал оперу.

Хорошо известен Константин Скворцов и как поэт-лирик. На многие его стихи композиторами написана музыка.

Ведущий 1: Творчество замечательного молодого челябинского поэта и драматурга Константина Рубинского известно многим южноуральцам. Он лауреат множества премий. Его имя занесено в Золотую Книгу «Новые имена планеты. ХХ век - ХХI веку», один экземпляр которой хранится в Кремле. Но у поэта Рубинского есть особая любовь не только к слову, но и к музыке. Эта любовь и привела поэта к написанию текстов к мюзиклам. В Екатеринбурге, в театре музыкальной комедии были поставлены его спектакли: мюзикл «Ночь открытых дверей» (по Ч. Диккенсу «Рождественская песнь»), музыкальный спектакль «Храни меня, любимая», посвященный 60-летию Победы и написанный им под влиянием прочитанной автором в детстве книги Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Очень хорошо был принят молодыми зрителями мюзикл «www.Силиконовая дура.net».

Ведущий 2: Константин Сергеевич - автор текста к балету-притче «Аркаим» (композитор Татьяна Шкербина). Вместе с композитором Аланом Кузьминым Рубинский создал рок-оперу «Алхимик» по книге Паоло Коэльо.

Как называется первый в истории Южного Урала авторский мюзикл о бронзовых скульптурах, одним из создателей которого является Константин Рубинский:

- «Кировка»

- «Федоровка»

- «Шаболовка».

Биограф: Первый авторский мюзикл в Челябинске «Кировка», либретто к которому написал Константин Рубинский - это красочный миф о поиске настоящей любви и о способности жертвовать, о нас, обычных уличных прохожих, и о тех необычных героях, которые наблюдают за нами, пока мы проходим мимо в спешке и заботах.

Кировка. Эта улица известна каждому челябинцу. Но знаем ли мы её тайны и чудеса? Оказывается, скульптуры на Кировке могут оживать на час в году. По закоулкам ночного здания «Бизнес-сити» бродят призраки деловых людей. Уличным музыкантам ведомы необычные секреты, а нищие во главе со своим бронзовым двойником… великолепно танцуют степ! А еще на Кировке есть таинственный и могущественный незнакомец, который смотрит с высоты, и нужно постараться, чтобы раскрыть загадку и найти его! И это далеко не все тайны нашей «Кировки»!

Ведущий 1: В 2014 году литературный мир России отметил 135-летие со дня рождения знаменитого уральского сказочника, прозаика, талантливого обработчика народных преданий, легенд, уральских сказов - Павла Петровича Бажова.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Они впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, он вместе с тем ставил в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Ведущий 2: Так случилось, что на родине Павла Петровича Бажова в Екатеринбурге нет его продолжателей – сказателей, а на Южном Урале их несколько. Серафима Власова, Нина Кондратковская, Юрий Гребеньков, Сергей Черепанов, Юрий Подкорытов – писатели, замечательными книгами которых зачитывалось не одно поколение.

Ведущий 1: Сказительница Серафима Константиновна Власова, не смотря на то, что была приезжей, всей душой прикипела к Уралу. Ее называли продолжательницей дела П. П. Бажова.

Сказы Серафимы Власовой были очень популярны на Южном Урале среди читателей всех возрастов в 60-70-х годах прошлого века. Они подкупали яркостью языка. Тот, кто читал книги Серафимы Власовой, прежде всего, воспринимал красоту ее слова, мелодию фразы. Их появление было событием в литературной жизни. И сама Серафима Константиновна была неординарной личностью.

Ведущий 2: Очень глубоко и сильно прониклась Серафима Власова природой Урала. Она много путешествовала по Уралу, слушала легенды и создавала свои. Многие ее сказы повествуют о сказочном происхождении гор, озер, рек Урала – «Сказ об Урале», «Песни Сабаная», «Легенда о голубой жемчужине» и т.д.

Есть в творчестве Власовой и сказы, посвященные людям труда – «Герцогиня Акуля», «Васяткин сапожок», «Клинок Уреньги» и др.

В одном из сказов Власовой есть такие строчки: «…Был на ужине и Карпинский. Еще днем удивлялись заводчики, глядя на него – управителя целого горного округа на Урале. Дескать, Карпинский – сила, а почему он так нынче бедно одет, даже золотой цепочки, да что там – золотой, даже серебряной и то на его жилете нет. Так, какая-то, черненькая, вроде из шелковых ниток сплетенная. Разве это цепочка!..» Из какого материала была цепочка на Карпинском?

- из шелка

- из чугуна

- из шерсти.

Биограф: «Дражайший Павел Михайлович, - басил Рязанов. – Откройте тайну, что это у вас за плетенка у часов? Не секрет? Она из шелка? Что это, новая мода?» В ответ Карпинский улыбнулся и громко, чтобы все слыхали за столом, сказал: «А я не думал, что эта скромная вещица станет предметом столь многих разговоров и недоумений. Хотя она, милостивый государь, для меня дороже платины, золота. Эта цепочка из чугуна!»

В 1966 году у Серафимы Власовой вышел очередной сборник сказов и былей «Герцогиня Акуля», куда вошел и сказ «Чугунная цепочка», рассказывающий о талантливых каслинских мастерах.

Ведущий 1: Судьба другого южноуральского сказателя – Сергея Черепанова – оказалась трагична. Еще до Великой Отечественной войны он был известен как талантливый журналист, но по ложному доносу почти двадцать лет жизни потерял в тюрьмах и лагерях. Его спасала любовь к семье, работа, уменье терпеть, чему с детства учила его мать. После реабилитации в 1956 году Сергей Иванович вернулся к журналистской работе, жадно и много работал, чтобы наверстать упущенное время. Один за другим стали выпускаться его романы: «Утро Нового года», «Богатство», «Помоги себе сам». Все они были о том времени, которое пережил автор в своей молодости. Кроме романов, Сергей Иванович писал повести и рассказы.

Ведущий 2: Но самыми известными стали его уральские сказы. Профессор Александр Лазарев писал, что Черепанову удалось «укротить» этот «строптивый, но прекрасный жанр». Высоко оценил сказы Черепанова известный писатель Евгений Пермяк. Он писал: «Среди последователей Павла Бажова Сергей Черепанов может быть поставлен на одно из первых мест по выразительности своей стилистики и по тонкости чувства сказочного, то есть по умению слить картины быта определенной исторической эпохи и фантастику».

Сказы Черепанова носят поучительный характер, в них он воспевает мастерство, доброту, справедливость, любовь и дружбу.

Как называется один из его сборников уральских сказов:

- «Птицы наших лесов»

- «Озеро синих гагар»

- «Край непуганых птиц».

Биограф: В 1971 году у Сергея Черепанова вышла книга «Озеро синих гагар». Сказы и сказки, вошедшие в нее, были посвящены человеческой доброте, бескорыстию, дружбе и написаны языком человека, любящего и знающего свой уральский край. А сюжеты и мотивы к написанию сказов Сергею Ивановичу подсказала жизнь и любовь к народным преданиям и верованиям, интерес к которым зародился у будущего писателя еще с детства.

Ведущий 1: Своим написанием сказов отличилась и магнитогорская писательница, поэтесса Нина Георгиевна Кондратковская. Среди южноуральцев - последователей Бажова только Кондратковская писала легенды и сказы в стихах. Нина Георгиевна изучала историю нашего края, соседней Башкирии, устное народное творчество Урала, природу, уральские камни. Любовь к Уралу и послужила поводом к написанию замечательных поэтических сказов, которые позднее вошли в сборники «Синий камень» и «Сердце-озеро». Они знакомили читателя с легендами, сказами, преданиями Южного Урала. Места, описанные во многих ее сказах легкоузнаваемые: «Синий камень» (скала у села Кизильского), «Сказ о горе Башмак» (камень «Каблук» недалеко от Магнитогорска), «Камень Шайтан» (утес на берегу озера Иткуль). В каждом сказе своя тайна и большая любовь к южноуральской земле.

Герои сказов Кондратковской - люди чести и достоинства. Своими поступками они давали урок другим. Возможно, поэтому в их честь потом назывались поселки, которые они основали (Абзак «Тайна Абзаковской лиственницы»), реки (Тайсара «Тайсара - желтый жеребенок»).

Ведущий 2: В 1984 году в Челябинске вышла книга Нины Георгиевны «Сердце-озеро», куда вошла заглавная легенда, рассказывающая о прекрасной башкирке. Утратив любовь дорогого ей человека, она утопила в глубине вод озера свое сердце:

«…Косы девушка склонила,
Сердце в воду уронила,
По воде пошли круги.
Долго озеро бурлило,
Ложе новое творило
Меж утесов и логов.
А как буря укротилась,
Сердце девичье открылось
В очертаньях берегов…»

О каком озере Челябинской области идет речь?

- Чебаркуль

- Тургояк

- Зюраткуль.

Биограф: Вокруг происхождения названия озера Зюраткуль существует много легенд. Одна из них и легла в основу произведения Нины Кондратковской. По одной из версий название озера Зюраткуль происходит от башкирских слов «зюрак» или «юрак» - «сердце», и «куль» - «озеро». И по форме Зюраткуль, если глянуть на него сверху, также напоминает сердце.

Ведущий 1: Современная Челябинская область – это край высокоразвитой науки и культуры. И литература дня нынешнего дарит нам яркие дарования. Появление этих новых имен убеждает, что не оскудела южноуральская земля на таланты, что и сегодня есть те, кто прославит наш край своими замечательными трудами и открытиями, сделает его еще более сильным, прекрасным и неповторимым.

Список использованной литературы:

  • Капитонова, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова. – Челябинск : АБРИС, 2008. – 112 с.
  • Капитонова, Н. А. Литературное краеведение. Третий выпуск / Н. А. Капитонова. – Челябинск : АБРИС, 2011. – 128 с.
  • Капитонова, Н. А. Литературное краеведение. Четвертый выпуск / Н. А. Капитонова. – Челябинск : АБРИС, 2012. – 128 с.
  • Литература России. Южный Урал / Т. Н. Крохалева, Т. В. Соловьева, Л. И. Стрелец. – Челябинск : Взгляд, 2003. – 447 с.
  • Родионов, М. С. Литературный Южный Урал в названиях Челябинских улиц / М. С. Родионов // Литературное краеведение. Вып. 2. – Челябинск, 2008. – С. 99-106.
  • Ягодинцева Нина Александровна / Л. В. Кулешова // Календарь знаменательных и памятных дат: Челяб. обл. 2002. - Челябинск, 2002. – С. 47-50.

Интернет-источники:

Составитель, компьютерный набор: Л.В. Запащикова

 

[1] Правильный ответ выделен жирным шрифтом