Его знали и боялись враги. Уже в 1943 году летный почерк будущего трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина стал известен командованию люфтваффе. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: "Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!", что означало - усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боёв, "охотникам" набрать высоту, молодёжи возвратиться на аэродромы. Тому, кто собьёт русского аса, сулили высокие награды, да и в желающих отличиться не было недостатка, но задача эта оказалась не по зубам даже очень опытному врагу.
Мечта о лётной профессии овладела Покрышкиным ещё в раннем детстве, и, казалось, по воле самого провидения он стремился в небо... Чтобы попасть в лётную школу, надо было иметь рабочую специальность; "мещанская" профессия счетовода, кем мечтали видеть его родители, в эту категорию не попадала, и, закончив 7-й класс, Саша поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчишка покидает отчий кров навсегда. Верное ремесло и относительное благополучие он решительно сменил на одну из 16 коек в комнате общежития, кусок хлеба с кипятком и голодную яростную учебу... Через 4 года заветная путёвка в авиашколу получена; он едет в Пермь и здесь выясняет, что школа теперь готовит только... авиатехников.
Досконально изучив материальную часть самолета, юноша становится отличным специалистом, и теперь уже руководство не хочет отпускать воентехника 2-го ранга Покрышкина. Но тот неукротим: в сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает 2-годичную программу аэроклуба и экстерном на "отлично" сдает экзамен. Его целеустремленность одних пугает, других восхищает. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на "отлично" менее чем через год он оканчивает знаменитую Качу и получает направление в 55-й истребительный авиаполк недалеко от советско-румынской границы.
Радость полётов, сознание важности выполняемого дела, воинское братство сделали его жизнь счастливой, наполнили её энергией и вдохновением. Александр систематически занимается самообразованием, изучает физику и физиологию, математику и начертательную геометрию, теорию полётов и военную историю. Подчиняя свою жизнь единой цели, он изменил даже свои спортивные приоритеты: теперь это гимнастика, батут, рейнское колесо, специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата.
Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты, избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону.
156 воздушных боев провел А. И. Покрышкин в годы войны. 59 сбитых самолетов противника только официально числятся на его личном счету.
Он был выдающимся организатором воздушных боев. Командуя эскадрильей, полком, а затем дивизией, Покрышкин смело принимал самые неожиданные решения в самых тяжелых ситуациях фронтовой действительности. Он учил летчиков выполнять боевые задачи в сложных условиях, взлетать с самых трудных площадок и садиться на них. В нем, как в военачальнике, удачно сочетались горячее сердце и стальная воля, предельный риск и расчет, дерзость и хладнокровие, порыв и четкая организованность. Он хорошо знал своих подчиненных, верил в них. Это сказалось, в частности, при посадке всей 9-й гвардейской дивизии на автостраду перед Берлинской операцией. На девятиметровую полосу спустились истребители гвардейских полков и смело, буквально под носом у противника, стали наносить удары по врагу, прикрывать наши наступающие наземные части.
В боях А. И. Покрышкин всегда выполнял самую трудную задачу: сбивал командиров групп, наиболее агрессивных пилотов врага. Это было его правилом: брать на себя самое тяжелое и трудное дело.
Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность лётчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.
Александр Иванович был умелым, мудрым и дальновидным наставником и воспитателем воздушных бойцов. Он пристально следил за боевым ростом подчиненных ему пилотов, настойчиво работал с каждым из них. О педагогическом мастерстве замечательного летчика говорит хотя бы такой факт. 30 летчиков, которые прошли его школу, впоследствии стали Героями Советского Союза, а шестеро из них удостоены Золотых Звезд дважды. Только на счету этой плеяды более 500 сбитых самолетов врага!
Командир, воспитатель, он был непримирим к недостаткам, не терпел фальши в оценках, не сглаживал углы. Он и командованию докладывал о боевых вылетах с присущей ему прямотой. Надо сказать, у летчиков-фронтовиков это вызывало особое уважение. А боевые друзья видели за этой чертой большое человеческое сердце, заботу опытного воздушного бойца, справедливую требовательность командира.
Наверное, все эти качества у прославленного летчика выкристаллизовались из высокого чувства личной ответственности, развились в условиях беспощадной строгости к себе, к своим поступкам. На примере легендарного летчика А. И. Покрышкина воспитаны целые поколения советских военных летчиков.
Когда отгремела гроза Великой Отечественной войны, Александр Иванович окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К. Е. Ворошилова, стал кандидатом военных наук. В послевоенные годы, находясь в войсках ПВО, он внес большой вклад в развитие авиации противовоздушной обороны.
Долгое время, почти десять лет, А. И. Покрышкин возглавлял Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, многое сделал по совершенствованию оборонно-массовой и военно-патриотической работы, подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил.
В 1972 году Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации.
Он умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага. Похоронен Александр Иванович в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Болгарии — именной Як3 подаренный ему земляками новосибирцами, в музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ17, на котором Покрышкин летал уже в послевоенное время. Александр Иванович - автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".
Читайте о А.И. Покрышкине в библиотеке для молодёжи и в Интернете:
- Люди бессмертного подвига : очерки о дважды, трижды, четырежды Героях Сов. Союза. В 2 кн. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1975. - 654 с.
-
Покрышкин Александр Иванович [Электронный ресурс] // Герои страны. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=402. - Загл. с экрана. – Дата обращения: 27.02.2013.
-
Покрышкин Александр Иванович [Электронный ресурс] // Красные соколы: лучшие лётчики-асы России 1914-1953 гг. – Режим доступа: http://airaces.narod.ru/all1/pokrish1.htm. - Загл. с экрана. – Дата обращения: 27.02.2013.
- Полищук, Е. Ахтунг! Ахтунг! Внебе Покрышкин! : роман / Е. Полищук. - М. : ЭКСМО, 2009. - 512 с. - (Они сражались за Родину).
- Чуев, Ф. И. Солдаты империи : беседы, воспоминания, документы / Ф. И. Чуев. - М. : Ковчег, 1998. - 559 с. - (Досье).