В семье Талалихиных было трое сыновей, старшие оба служили в авиации. Это предопределило юношеское увлечение Виктора Талалихина – он тоже хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Виктор сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.
Славный боевой путь Виктора Талалихина начался в советско-финскую войну. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 он сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.
Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева. Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.
За время службы на Карельском фронте Виктор Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
В Великую Отечественную войну Талалихин – заместитель командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.
Главным подвигом Виктора Талалихина, совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран, который предотвратил сброс смертоносного груза фашистского бомбардировщика на Москву и спас от верной гибели многих москвичей.
Ночью 7 августа Талалихин получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов вражеского самолета. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль – протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части.
8 августа 1941 года за этот подвиг отважному лётчику Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза, была вручена медаль «Золотая Звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.
Это был первый в истории войны ночной таран. Таран — это наивысшая степень геройства, когда на весах жизнь летчика, когда впереди неизвестность: можно ли выпрыгнуть из смятого и поврежденного самолета? Таран — это особая смелость летчика. Таран — это на грани самопожертвования. Советские летчики совершили дневной таран в первый день войны под Ленинградом, а за годы войны советские летчики совершили сотни таранов. Были летчики, которые таранили дважды и трижды. Немецкие летчики на таран в войну не шли.
После этого героического поступка Виктор Талалихин еще не один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.
Лихой лётчик погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Невысокого роста, стройный, мускулистый, физически выносливый, кареглазый, подвижный, жизнерадостный, заводила в любом деле…
Виктор Талалихин прожил 23 года и 40 дней. Его имя овеяно славой, до конца своей жизни он приближал победу в Великой Отечественной войне.
Виктор Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины: Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде. Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.
Сегодня под Москвою тихо,
Сегодня немцы не бомбят.
Остался в небе Талалихин
И не вернётся, говорят.
Не видно в небе самолёта,
Аэродром зарос травой...
Его нелёгкая работа –
Дежурить в небе над Москвой.
Салюты праздничных орудий,
Курантов новогодний бой...
Он не погиб, поверьте, люди!
Он задержался над Москвой!
Не отвернул. Сегодня тихо...
Сегодня немцы не бомбят.
Ведь в небе Виктор Талалихин
Остался, звёзды говорят! (Виталий Дашков, 2001).