9 ноября 1911 года французский инженер-химик Жорж Клод запатентовал неоновую вывеску.
Многочисленные неоновые вывески на фасадах зданий стали символом сразу нескольких эпох, их называли "новым солнцем", они считались олицетворением яркой счастливой жизни и сумасшедшего ритма прогрессивных городов, на улицах которых ночью светло так же, как днём.
Как открыли неон?
В отличие от большинства химических элементов, неон искали строго по науке. После открытия гелия и аргона в 8-й группе таблицы Д. И. Менделеева возникла пустая клетка между этими элементами. Неудивительно, что сразу двое исследователей, француз Лекок де Буабодран в 1895-м и англичанин Уильям Рамзай в 1897 году предположили, что ее занимает еще один инертный газ с атомным весом 20. Рамзай не ограничился предположением и довел дело до конца, а помогло ему то обстоятельство, что люди уже научились получать жидкий воздух. Вот как Рамзай описывает свое открытие (подробности можно найти в июльском номере журнала «Химия и жизнь» за 1968 год:
«...Д-р Гампсон (один из создателей технологии сжижения газов) прислал нам еще жидкого воздуха; это дало возможность перевести аргон в жидкое состояние; теперь он представлял собой прозрачную, как вода, подвижную жидкость.
При перегонке смеси воды и этилового спирта первые порции содержат почти чистый спирт; та жидкость (обычно спирт), которая кипит при более низкой температуре, испаряется раньше; затем следуют смеси спирта и воды, а в конце идет чистая вода. Этот всем известный способ подсказал нам путь для открытия наиболее легкого газа этой группы; его должна была содержать та “порция”, которая раньше испаряется. Первые газовые пузырьки мы собирали отдельно – и не обманулись в ожиданиях. Спектр получился блестящий, безусловно новый; трубка светилась ярко-красным светом, происходившим от большого числа красных линий.
Когда мы в первый раз просматривали спектр, около нас крутился мой двенадцатилетний сын.
– Папа,– спросил он,– как называется этот красивый газ?
– Это еще не решено,– ответил я.
– Он что, новый? – продолжал спрашивать мальчик.
– Новооткрытый,– возразил я.
– А почему бы его в таком случае не назвать “novum”?
– Не подходит, это не греческое слово, – ответил я. – Но мы назовем его “неон”; это по-гречески означает “новый”.
Вот таким образом газ получил свое название».
Почему неон стал символом световой рекламы?
Знаменитое парижское кабаре расцвечено неоновыми огнями |
Этот газ дает в разряде удивительно сильный красно-оранжевый свет, тот самый, что так поразил сына Рамзая. Произвел впечатление этот газ и на многих изобретателей, но вплоть до возникновения промышленности сжиженных газов использовать неон было невозможно – ведь он получается при перегонке жидкого воздуха.
Но вот в 1902 компания «Эр ликвид», основанная французским изобретателем Жоржем Клодом, начала промышленный выпуск неона, а в 1904 году американский изобретатель Дэниэл Мур придумал газоразрядную лампу – трубку Мура, – в которой светился азот. Клод воспользовался идей Мура – создал свою лампу, заполненную неоном, и продемонстрировал ее в 1910 году на автомобильной выставке в Париже. В 1912 году первая неоновая вывеска появилась на парикмахерской бульвара Монпарнас. Мировая война помешала бизнесу в Европе, но уже в 1919 году Парижская опера засияла красными – неоновыми – и голубыми – аргоновыми – огнями. Но еще в 1915 году Клод получил американский патент, обеспечивший его компании монополию на поставку неоновых ламп. Монополия очень пригодилась – яркие светящиеся трубки, которым можно было придавать самые замысловатые формы, стали основой рекламных вывесок на всей территории США, а после войны завоевали весь мир.
Затем на смену им пришли вывески на светодиодах. Однако, некоторые дизайнеры в своих проектах используют ретротрубки. Кроме того, неоновые лампы используются в качестве индикаторов электричества, на проводах линий электропередач и высотных зданиях – неон светится в сильном электрическом поле без дополнительных источников питания. Красное свечение неона очень хорошо видно на большом расстоянии.
Еще одна схожая область применения неона – гелий-неоновые лазеры. В них неон составляет пятую часть рабочего тела, но именно ему гелий передает возбуждение, и возбужденный неон потом излучает свет. Такие лазеры есть в научных приборах, их используют в голографии, для считывания штрихкодов и во многих других областях вплоть до облучения семян, чтобы улучшить их всхожесть. Такой же лазер американская компания «Пионер» установила в первом проигрывателе лазерных видео-дисков.
У неона был шанс завоевать обширный сектор рынка, когда появились плазменные экраны, где в качестве пикселя использовали миниатюрные газоразрядные лампы, в частности неоновые. Но жидкокристаллические экраны быстро вытеснили плазму. Однако, неон продолжает использоваться к космической отрасли и имеет потенциал в оптике.
(«Химия и жизнь» № 4, 2017 г.)