Осмысление современной повседневности средствами классиков
Вячеслав Пьецух (род. 18.11.1946) – известный российский писатель и эссеист. В своих книгах он рассуждает о судьбе России, насыщенной драматическими повторами, русском способе бытия, его изъянах и его парадоксальности.
Одной из таких книг является сборник "Плагиат" - своеобразное осмысление современной российской повседневности средствами классиков отечественной литературы XIX – начала XX вв.
Вот что сам автор пишет о причинах написания этой книги: "…великие предшественники так много начудили по линии художественной обработки, что им хочется остро надерзить. И надерзить предпочтительно на их собственном материале, желательно устами их персонажей и по возможности тем же самым каноническим языком. Например, Гоголь доказывал, что в XXI столетии русский человек станет совершенен духом, совсем как Александр Сергеевич Пушкин. А он почему-то получился невежа и обормот. Так же любопытно было бы перенести чеховских героев, сто лет тому назад бредивших светлым будущим, в наш злополучный век. То-то они заскучали бы по крыжовенному кусту". Отсюда и "Плагиат".
Помимо Н. В. Гоголя и А. П. Чехова "жертвами" Пьецуха оказываются Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин. Итогом дерзновения стали девять рассказов и повестей – в частности, автобиографичная, философско-психологичная "Баллада о блудном сыне", написанная в стиле толстовской трилогии "Детство. Отрочество. Юность"; "Демонстрация возможностей", развивающая тему гоголевской "Шинели"; монументальная "История города Глупова в новые и новейшие времена", продолжающая щедринскую "Историю одного города".

Эти пьецуховские произведения лишены каких-то художественных откровений, практически не отличаются от классических прообразов. Можно обнаружить разве что какие-то мелкие отличия – измененные имена и названия, подержанные "Жигули" вместо шинели, несколько более крупные масштабы происшествий... Иной раз такая похожесть тоску на меня нагоняла – зачем было снова писать про то, что еще век-полтора назад хорошо описали?
Но с другой стороны, стоит ли ждать каких-то откровений, если за прошедшие век-полтора наша жизнь принципиально не улучшилась и не ухудшилась. Искания, стремления, проблемы, конфликты остались в целом такими же, что и во времена Чехова, Толстого, Салтыкова-Щедрина и Гоголя, вопреки ожиданиям и мечтам наших классиков. "Плагиат" достаточно четко указывает на это. Заявленная Пьецухом дерзость, я считаю, удалась.
Пьецух, В. Плагиат / Вячеслав Пьецух. – М.: Глобулус, НЦ ЭНАС, 2006. – 304 с.
Спрашивайте "Плагиат" на абонементе Челябинской областной юношеской библиотеки.