Новый роман Олега Роя «Писатель и балерина»
Иногда бывают такие моменты, когда хочется отдохнуть от серьезных, перегруженных смыслами текстов. В этих случаях я беру прочитать какую-нибудь легонькую, незатейливую книжку какого-нибудь популярного автора. Когда подобное повторилось со мной недавно, в первые дни октября, мой выбор пал на новый роман известного российского писателя Олега Роя «Писатель и балерина».
Главный герой этой книги – автор популярных исторических детективов Марк Вайнштейн – хочет создать роман о балете. Его мать и бабушка были балеринами, да и сам он с самого детства погружен в завораживающий, восхищающий, противоречивый и пугающий мир балетного искусства, и поэтому он считает написание книги на эту тему главным делом жизни. Поначалу это дело не складывается, автор испытывает творческие муки, а потом знакомится с молодой балериной, которая становится его музой. Неудачи забываются, вдохновение возвращается, роман пишется, герой на коне, хотя в конце и расплачивается за это не самым очевидным и ожидаемым образом…
Книга «Писатель и балерина» способна найти ключик к сердцу каждого. Кто-то оценит легкость и душевность стиля, кто-то – захватывающий сюжет, держащий в напряжении почти до самого последнего момента, кому-то понравится толковое, вдумчивое, но не заумное описание реалий большого балета… А я отмечу, в первую очередь подробное описание капризов и странностей писательской судьбы.
Мне очень интересна тема творческого процесса и сопровождающих его радости и трудности. И в данной книге они показаны чуть ли не с автобиографической внимательностью и точностью, как будто оказываешься в комнате Вайнштейна (а отчасти и самого Роя), перед его рабочим компьютером, вместе с героем пытаешься уловить нотки вдохновения, пишешь и стираешь написанное, несешь рукопись в издательство, ждешь выхода готовой книги. И параллельно пытаешься восстановить отношения с женой и дочерью, которых когда-то покинул, да еще убийства из ранее написанных детективов вдруг в жизнь начинают воплощаться...
Новый роман Олега Роя не представляет собой что-то сверхвыдающееся с точки зрения стиля, формы, глобальности поднимаемых вопросов. Но в этом и нет необходимости. Легкая, теплая, ненавязчивая история, вместе с тем расширяющая кругозор, улучшающая художественный вкус и показывающая, как можно преодолевать трудности – что может быть лучше при информационном перегрузе... И неважно, что концовка оказывается невнятной и спорной – главное, что есть текст, и весьма неплохой, а с остальным пусть профессиональные литературоведы разбираются;)
Рой, О. Писатель и балерина/ Олег Рой. – М.: Издательство «Э», 2016. – 352 с. – (Капризы и странности судьбы. Романы О. Роя)