К привычной функции автомобиля - безопасному перемещению в пространстве - активно добавляются такие, как информация, связь, развлечение.
На первое место в автомобильной рекламе выходит рассказ об имеющихся в машине мультимедийной системе с сенсорным экраном, навигации, телефонах, планшетниках и прочих гаджетах, о возможности голосового управления системами автомобиля, выхода в Интернет прямо из салона машины и т.п. атрибутах инфотейнмента (буквально - информация+развлечение). Информатизация автомобилей в развлекательных целях становится главным автомобильным трендом.
В свежем номере журнала "За рулем" (2011. - №11) есть несколько статей по этому поводу. Страницы с 24 по 50 посвящены разнообразным автомобильным новшествам, представленным на Франкфуртском автосалоне. Составлен даже специальный рейтинг самых важных новинок в области автомобильного инфотейнмента.
На 10 месте - передвижное Интернет-кафе "Ситроен-Тюбик". К услугам его водителя и пассажиров - широчайший мультимедийный экран, опускающийся с потолка; кресла, способные превращаться в шезлонги и столики; экран на руле; проектор на центральной консоли; навигация, наружные камеры, внешние носители информации, доступ в Интернет и много чего еще. Хороший получился наследник фургончику "Ситроен Тип Н", знакомому почитателям французского кинематографа.
На 9 месте - малютка "Тойота Ярис" с системой "Тойота тач": сенсорный экран; поддержка шести европейских языков, а также русского языка (при том, что автомобиль не планируют пока продавать в России); навигация с картами "Гугл"; картинка с камеры заднего вида; просмотр фотографий; прямой доступ в "Фейсбук" с помощью специального сервиса для автомобильных приложений. Словом, все как у более "взрослых" и более дорогих аналогов.
На 8 месте - БМВ i3 с устройствами, оптимизирующими передвижение как в автомобиле, так и вне его, арендовать припаркованную в одном из сотен мест города машину, найти сервисную станцию в 50 мегаполисах по всему миру и даже распоряжаться личным парковочным местом.
7 место - "Мерседес-Бенц Виано Брабус". Машина оснащена 40-дюймовым 3D-экраном, являющимся одновременно и монитором центрального компьютера, который по Wi-Fi связан с другими гаджетами на борту. В комплекте - два штатных "Айпэда", с помощью которых можно управлять всеми устройствами, подключенными к мерседесовской системе COMAND (от "музыки" до навигации, и даже шторки на заднем стекле можно закрыть прикосновением пальца к экрану планшетника).
6 место - коммерческий электроавтомобиль "Рено Френдзи", укомплектованный планшетником "Блекберри Плейбук" (с его помощью водитель может формировать заказы на доставку грузов, строить маршруты, управлять некоторыми функциями автомобиля) и 37-дюймовым экраном на внешней поверхности большой двери справа. Управляется экран с упомянутого планшетника, цель - размещение рекламы или важных сообщений.
На 5 месте - второе поколение системы "Вольво на связи", доступное на машинах этого концерна с 2012 года. Среди возможностей - поиск машины на переполненной автостоянке, ее подготовка к поездке и оценка состояния, сверка с показаниями борткомпьютера, улучшенная противоугонная защита. Воспользоваться всем этим и многим другим водитель может на расстоянии, загрузив в смартфон ("Эппл" или "Андроид") специальное приложение.
4 место - "Ленд-Ровер DC-100". Большинством его устройств можно управлять, отбивая морзянку на экране. Дисплей, снабженный видеокамерой, источником питания, спутниковой навигацией, можно взять с собой. А внедорожная система с помощью камер осматривает поверхность, сравнивает ее с банком данных, корректирует настройки шасси и подсказывает, как лучше проехать. Фантастика!!!
3 место - "фордовская" коммуникационная платформа "SYNK" для взаимодействия с автомобилем по мобильному телефону. Главная ее фишка - голосовой интерфейс. С помощью звуковых команд можно управлять мобильником, плеером, штатной навигацией и другими системами. Интерфейс будет доступен со следующего года на всех автомобилях "Форд", начиная с "Фокуса".
2 место - "Мерседес F125!". В нем реализована система управления всеми системами (кроме руля, педалей и сиденья) голосом и жестами. Прототип умеет общаться с соседними машинами и дорожной инфраструктурой, а также самостоятельно выполнять обгоны.
Ну и лидер этого инфотейнментного рейтинга - "Фольксваген Ап!" со съемным штатным устройством "Maps+more", включающим в себя навигацию, бортовой компьютер с функцией "учись экономить топливо", дисплей парктроника, с функциями управления штатной аудиосистемой и собственным телефоном, просмотра и прослушивания файлов. Устройство обучено голосовому управлению.
Это далеко не все примеры из приведенных в журнале (остальные, в еще нескольких статьях описанные, не столь, на мой взгляд, интересны; кто хочет, может сам прочитать, благо "За рулем" наша библиотека выписывает). Но тем не менее, можно сделать вывод, что автомобили и информационно-коммуникационные технологии становятся все ближе и ближе друг к другу. Можно радоваться этому, можно протестовать (я лично считаю, что в машине всегда самым главным должны быть мотор, коробка передач и тормоза, а инфотейнмента мне дома, на работе и учебе вполне достаточно), но остановить этот процесс уже нереально.
P.S. Жаль, что все это великолепие нам, простым библиотекарям, практически недоступно (и вовсе не потому, что большинство описанных систем пока в рамках концептов, опытных образцов существуют - на фоне наших зарплат цены на автомобили кажутся заоблачными).
P.P.S. Интересно, когда автомобили научатся летать?..