Читаю сейчас замечательный роман "Туманность Андромеды" классика отечественной фантастики Ивана Ефремова.

Эта книга, написанная в 1957 году (тогда же, когда был запущен первый искусственный спутник), повествует о далеком космическом будущем - о Великом Кольце миров Вселенной, о "ненасытных в подвиге" людях, совершающих многолетние путешествия по Галактике, открывающих ранее неведомые миры, пытающихся приблизить удаленные уголки космоса, победивших человеческие недостатки и превративших Землю в цветущий сад. Заметное место занимают и вопросы искусства, философии, технического прогресса. Есть парочка (как минимум) фрагментов, посвященных носителям информации будущего.

Первый: "Экран засветился, в глубине его обозначились знакомые сочетания высоких панелей с бесчисленными столбцами закодированных обозначений электронных фильмов, заменивших архаические фотокопии книг. Когда человечество перешло на единый алфавит, названный линейным по отсутствию сложных знаков, фильмование даже старых книг стало еще более простым и доступным автоматическим машинам. Синие, зеленые, красные полосы  - знаки центральных фильмотек, где хранились научные исследования, давно уже издававшиеся всего в десятке экземпляров. Стоило набрать условный ряд знаков, и хранилище-фильмотека автоматически передавало полный текст книги-фильма. Эта машина и была личной библиотекой Веды".

" - Продолжается обсуждение проекта, внесенного Академией Направленных Излучений, - заговорил появившийся на экране человек, о замене линейного алфавита электронной записью. Проект не встречает всеобщей поддержки. Главное противоречие - сложность аппаратов чтения. Книга перестанет быть другом, повсюду сопутствующим человеку. Несмотря на всю внешнюю выгодность, проект будет отклонен.
- Долго обсуждали! - заметил Рен Боз.
- Крупное противоречие, - откликнулся Дар Ветер. - С одной стороны - заманчивая простота записи, с другой - трудность чтения".

Во вступлении к книге Иван Ефремов написал, в частности, про изменение времени действия в сторону его приближения к нашей эпохе: в начале - пятое тысячелетие нашей эры, потом - конец третьего, но в итоге "все определенные даты в "Туманности Андромеды" изменены на такие, в которые сам читатель вложит свое понимание и предчувствие времени" (а на самом деле конкретного указания на даты нет в книге вообще, есть только разделение на условные эпохи - эру Разобщенного Мира, закончившуюся веком Расщепления; эру Мирового Воссоединения, включающую века Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за энергию и Общего Языка; эру Общего Труда с веками Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Изобилия и Космоса; и наконец, эру Великого Кольца, в которую и происходит действие романа). И это очень правильный шаг. потому что кое-что из описанного в "Туманности Андромеды" происходит уже в наши дни. Микрофильмирование нашими библиотеками уже много лет используется для сохранения особо ценных и редких документов. А про электронную запись и сложные аппараты чтения и говорить нечего - это ведь цифровые чернила и букридеры; и разговоры о том, что "книга перестанет быть другом, повсюду сопутствующим человеку" идут яростные. Кроме того, еще в 1970-е американцы запустили "Вояджера", покидающего сейчас нашу солнечную систему, и эксперименты проводятся на тему выживания людей на Марсе, и много чего еще, о чем писали в своих произведениях отечественные и зарубежные фантасты. Познакомиться с лучшими образцами отечественной и мировой фантастики и взять их на дом вы сможете и в нашей библиотеке - в фонде абонемента их приличное количество.

Одним словом, фантастика становится реальностью. Радоваться этому или нет - решать нам, но повлиять на этот процесс мы вряд ли сможем.