На прошлой неделе я прочитал две книжные новинки - "Повествование Джона Смита" Артура Конан-Дойла и "Застольные беседы" Оскара Уайльда. Обе они являются примерами возврата утраченного.
Первая из них была написана еще в 1883 году, но при жизни Конан-Дойла так и не была опубликована. "Увы, случилось ужасное! Издатели рукопись так и не получили; со стороны почтового ведомства было выслано бессчетное множество официальных уведомлений о том, что у них на этот счет нет никакой информации; с тех пор и по сей день никто о ней ничего не слышал". Спустя много лет, в 2004 году эта рукопись куплена Британской библиотекой на аукционе вместе с архивом писателя и в 2011 году была опубликована. Получилась незаконченная повесть из пяти полных глав и едва начатой шестой. С художественной точки зрения "Повествование Джона Смита", откровенно говоря, не очень. Сюжета как такового нет, текст представляет собой последовательность монологов Джона Смита и его диалогов с посещавшими его людьми на самые разные темы из области философии, политики, искусства и т.д., а также разнообразные пророчества (например, о суде над портящими книги людьми). Причем все эти монологи написаны так качественно и умно, что временами возникают сомнения, а действительно ли Конан-Дойл эту рукопись написал (ведь на момент ее появления писателю было только 23 года!). Впрочем, эти сомнения отпадают во время прочтения, ведь многое из написанного вошло позже в другие конан-дойловские творения (по крайней мере, в этом уверяют составители вступления к данной книге).
История второй книги не менее драматична. "Застольные беседы" представляют собой собрание устных рассказов Оскара Уайльда, эксцентричных, поэтичных и провокационных. В памяти Уайльда их было великое множество на самые разные темы, и он был способен одаривать ими своих собеседников по нескольку часов в день. Многие из этих рассказов стали основой его печатных произведений и при этом были ярче последних (говорят, те, кто слышал рассказы ирландца, испытывал разочарование, когда читали его рассказы, пьесы, сказки и другие произведения). Многие друзья Уайльда подстрекали писателя издать его устные рассказы, но кроме "Стихотворений в прозе" (1893) он ничего не опубликовал. После смерти блистательного ирландца его устные шедевры могли быть окончательно потеряны для человечества, если бы друзья Уайльда не записывали за ним. Самые качественные из этих записей и вошли в книгу "Застольные беседы". Она состоит из трех частей - "Анекдоты", "Притчи" и "Библейские легенды". Все они по-своему замечательны - какие-то из них просто повышают настроение и заставляют посмеяться от души (например, анекдот о тетушке Джейн, решившей переплюнуть своих богатых, но не родовитых соседей и организовавшей пышнейший бал в духе старой Англии, на который никто не пришел, потому что не были разосланы приглашения), а какие-то заставляют всерьез пересмотреть свое отношение к жизни (например, притча о человеке, мыслившем лишь в бронзе: он решил сделать памятник великой радости, но не нашел ни грамма бронзы и в результате решил расплавить ранее им созданную статую Неизбывной скорби и из этой бронзы создал статую Радости, чья Жизнь одно мгновение). А самыми провокационными, на мой взгляд, являются библейские легенды, точнее, их уайльдовские интерпретации (например, история про Иуду, который решил покончить с собой из-за того, что с ним расплатились фальшивыми сребрениками).
Как видно, обе книги заслуживают большого внимания. Я уверен, что они понравятся как поклонникам творчества Артура Конан-Дойла и Оскара Уайльда, так и просто тем, кто любит читать качественные, умные книги. Я искренне рад, что эти произведения увидели свет после векового забвения.