Нарвался сегодня на занятный материальчик под названием «Как книги шпионят за читателями».
Его автор – Лев Данилкин – затрагивает очень интересный и неоднозначный момент. Отношения издателей и читателей в настоящее время резко меняются: не только вы читаете книгу, но и она шпионит за вами, докладывая о ваших предпочтениях книгоиздателям и книготорговцам. По крайней мере, в отношении электронных книг это утверждение верно. Например, книжные приложения для планшетов типа IPad или Kindle Fire регистрируют, сколько раз читатели открыли приложение и сколько времени они читали. А у пользователей букридеров Nook проверяют еще и скорость чтения, и увлеченность процессом (причем в зависимости от жанра книги). В результате получается интересная картина.
«На основе данных, полученных по наблюдениям за клиентами Barnes & Nobles, выяснилось, что книги в жанре нон-фикшн обычно читаются не подряд и неравномерно, тогда как романы обычно читают последовательно, с начала до конца; и что книги нон-фикшн, особенно длинные, обычно бросают читать раньше. Любители научной фантастики, любовного романа и детективов часто читают больше книг с большей скоростью, чем читатели «высокой литературы», и заканчивают большинство начатых книг. Читатели художественной прозы чаще бросают чтение и мечутся от одной книги к другой.
В зависимости от этих данных меняется и стратегия продаж электронных книг, распространяемых через ридеры. Хозяева Nook говорят, что раз их читатели обычно бросают длинные нон-фикшны, компания ищет способы вовлечь читателей в нон-фикшн и крупноформатную журналистику. Именно поэтому они решили запустить «Nook Snaps» — короткие тематические выпуски, посвященные самым разным материям — от того, как сбросить вес, до движения Occupy Wall Street.»
Еще один плюс – авторы и издатели смогут наконец понять, когда именно читатель откладывает книгу и что именно способно этому помешать. Это понимание позволит выпускать книги, максимально соответствующие читательских запросам и потребностям – то есть обреченные на успех.
Но есть и негативные моменты, самый главный из которых – «неширпотребность» многих литературных произведений. То есть книга изначально и принципиально может быть непонятна массовому читателю и рассчитана на долгое, вдумчивое прочтение с большими паузами на осмысление. Или по авторскому замыслу несовременно длинна («Братья Карамазовы». «Война и мир», «Улисс», к примеру). По мнению издателя из Farrar, Straus & Giroux Джонатана Галасси, читатель никакого отношения к этому иметь не должен. «Мало ли что кто-то там не дочитал «Войну и мир» — что ж нам теперь, роман, что ли, сокращать?», - вопрошает издатель.
Морально-этический и психологический аспекты тоже нельзя забывать. Многие века чтение было (да и продолжает являться) интимным процессом, актом «приватного обмена между читателем и словами на странице», и мало кто согласится быть под издательско-книготорговым наблюдением. Я лично категорически против – если надо, я сам в своей авторской колонке, блоге или в соцсетях опишу свои впечатления от той или иной книги и поделюсь размышлениями касаемо идеальной книги для чтения (тем более это гораздо объективнее будет, чем результаты электронного шпионажа). Но боюсь, что книги продолжат шпионить за своими читателями, и формы наблюдения будут все более и более изощренными. Например, к нему печатные книги присоединиться могут, оснащенные специальными датчиками типа радиочастотных меток, показывающих место на стеллаже и полке. Прогресс не стоит на месте, если от него есть реально ощутимая выгода.